Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об успешной балансировке бюджета РФ в 2025 году
Армия
Президент РФ сообщил о растущем желании россиян служить в армии по контракту
Экономика
Путин сообщил о росте ВВП почти на 10% за три года
Мир
Россия передала Украине 1 тыс. тел украинских военных
Армия
Красный Лиман перешел под контроль Российской армии на 50%
Авто
Две новые модели автобренда SWM начнут выпускать в России
Общество
Стало известно о планах ввести программу улучшения финансового положения РЖД
Армия
Путин заявил о лидерстве России в разработке беспилотников
Мир
Путин указал на отсутствие у Киева готовности к завершению конфликта
Общество
Московский суд оштрафовал Google на 15,2 млн рублей
Общество
Почти 3 млн обращений граждан поступило на прямую линию с Путиным
Мир
Карлсон указал на вину Запада в напряженных отношениях с Россией
Общество
В Гостином дворе началась большая пресс-конференция Путина
Мир
Глава МО Белоруссии отметил подготовку заступления «Орешника» на боевое дежурство
Происшествия
Более 40 квартир в 10 МКД повреждены в Белгороде после ночной атаки дрона ВСУ
Мир
Глава ЕК заявила о разблокировании активов РФ при голосовании большинства стран ЕС
Мир
ЦБ Японии поднял учетную ставку до максимума за 30 лет

Коридорная система: ЕАЭС и Иран доведут до конца развитие МТК «Север – Юг»

Какие страны могут присоединиться к проекту
0
EN
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ЕАЭС и Иран решат проблемы, связанные с развитием транспортного коридора «Север – Юг», заявил «Известиям» министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев. По его словам, этот маршрут приобретает особое значение на фоне проблем с Суэцким каналом и роста цен. По мнению экспертов, на полную мощность МТК заработает в 2027–2029 годах. Для этого нужно устранить все барьеры и завершить строительство участка железной дороги Решт – Астара. В перспективе грузопоток здесь может достичь 35 млн т, а коридор станет одним из ведущих торговых путей Евразии.

Коридор «Север – Юг»: в чем его преимущество

На фоне усиления западных санкций против России альтернативные транспортные маршруты приобретают всё большее значение. Одним из них стал международный транспортный коридор «Север – Юг», который соединяет Россию через Иран с портами Индийского океана.

Однако развитие этого коридора сталкивается с проблемами. Ключевым препятствием остается отсутствие последнего звена железной дороги Решт – Астара. Еще сохраняются значительные административные барьеры, связанные с таможенными процедурами, техническими стандартами и торговыми нормами между Ираном и странами ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

В этот союз, напомним, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В ЕАЭС действует единое экономическое пространство без таможенных границ и барьеров для обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому отношения в сфере торговли и транспорта с другими государствами выстраиваются во многом совместно.

ЕАЭС и Иран решат вопросы, связанные с развитием транспортного коридора «Север – Юг», сообщил «Известиям» министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев.

— Суэцкий канал сейчас имеет большие проблемы, и цены выросли. Поэтому «Север – Юг» — это архиважный вопрос, он будет развиваться. Я думаю, что мы с нашими иранскими коллегами придем к тому, что многие вопросы решим, включая вопрос мультимодальных путей, железной дороги, тарифов. <...> Сейчас переговоры находятся на начальной стадии, — сказал Арзыбек Кожошев.

По его мнению, Иран в будущем планирует вступить в ЕАЭС. Сейчас Тегеран имеет роль наблюдателя в организации. К слову, в мае в силу вступило полноформатное соглашение о свободной торговле между Ираном и союзом. Оно заменило временное — действовавшее с 2019 года.

Однако даже после вступления в силу соглашения о свободной торговле сохраняются «узкие места», связанные с различиями в национальных стандартах, дублированием контрольных процедур и отсутствием единого цифрового контура сопровождения грузов. Эти факторы снижают скорость прохождения границ и нивелируют часть экономических преимуществ коридора, заявил «Известиям» политолог, преподаватель экономического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы Фархад Ибрагимов.

Когда МТК «Север – Юг» заработает в полную силу

Проблемы Суэцкого канала — главного маршрута из Европы в Индию — связаны с ситуацией в Красном море, где йеменские хуситы сделали проход через канал небезопасным для большинства западных контейнеровозов. К началу 2025 года доходы Египта от канала упали более чем на 50–60%, а ставки на контейнерные перевозки из Азии в Европу выросли в 2,5–3 раза по сравнению с уровнем 2023-го.

В этих условиях растет привлекательность коридора «Север – Юг». У него есть очевидные преимущества: большая часть пути проходит по суше, уже есть развитая инфраструктура. Общий объем перевозок за 2023-й увеличился с 19 млн до 22,6 млн т, а в 2024 году достиг 26,9 млн т. К 2030-му планируется увеличить мощность коридора до 32–35 млн т.

Иран крайне заинтересован в том, чтобы проект работал на полную мощность. С учетом продолжающегося давления на Тегеран со стороны западных стран, участие в глобальном логистическом маршруте (а Иран считается его важным звеном, где сходятся сразу несколько транспортных артерий) повышает устойчивость страны перед внешними вызовами.

Несмотря на то что между ЕАЭС и Ираном сохраняются разногласия по проекту, связанные преимущественно с бюрократической составляющей процесса, и Тегеран, и страны союза заинтересованы в снятии барьеров и формировании расширенного евразийского экономического пространства. Об этом в разговоре с «Известиями» рассказал востоковед, консультант программы «Перспективы и потенциал сотрудничества России с государствами Персидского залива в вопросах глобальной безопасности и высоких технологий» (ПИР-Центр) Леонид Цуканов.

— С учетом текущего тренда можно ожидать, что большая часть вопросов будет решена в течение ближайших трех-четырех лет, — считает эксперт.

По мнению Фархада Ибрагимова, выход МТК «Север – Юг» на полную мощность возможен в среднесрочной перспективе — ориентировочно в 2027–2029 годах.

— Именно в этот период логистические цепочки могут стать по-настоящему быстрыми, предсказуемыми и экономически эффективными, — сказал политолог.

Полномасштабная работа в этом направлении уже ведется. На участке Решт – Астара стартовали инженерно-геологические изыскания. Россия, Иран, Азербайджан и другие партнеры работают над единой электронной системой обмена документами и данными таможенного контроля, что значительно сократит время прохождения границ.

Какие перспективы у проекта

Идея коридора возникла как поиск кратчайшего пути из Индии в Европу через Иран и Россию. В сентябре 2000 года на Второй Евроазиатской транспортной конференции в Санкт-Петербурге представители России, Ирана и Индии подписали межправительственное соглашение, положившее начало созданию МТК. Позже к нему присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Белоруссия, Оман, Турция, Сирия, Таджикистан и Киргизия. Об интересе к проекту заявляли в Пакистане, Катаре и ОАЭ.

Постепенно были сформированы три основных маршрута. Западный — через Азербайджан по железным и автодорогам. Транскаспийский маршрут включает морские перевозки между портами России (Астрахань, Махачкала) и Ирана (Энзели, Амирабад). Восточный путь проходит через Казахстан и Туркменистан, прямая железнодорожная ветка была открыта в 2014 году.

По-настоящему взрывной рост интереса к МТК «Север – Юг» начался в 2022 году, когда Россия стала разворачивать свои логистические потоки на Восток и Юг. В частности, в 2023-м РФ и Иран заключили соглашение о совместном строительстве 160-километрового участка дороги Решт – Астара, который призван обеспечить сквозной проезд к портам Персидского залива.

Строительство этого участка за счет российского государственного кредита находится на приоритетном контроле президентов двух стран, заявил 17 декабря глава МИД России Сергей Лавров на встрече со своим иранским коллегой. Как уточнил директор по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Исламской Республики Хушанг Базванд, делегация Ирана в течение месяца совершит визит в РФ для подписания контракта.

Фархад Ибрагимов отмечает, что дальнейшая эффективность МТК «Север – Юг» зависит не столько от формальных торговых договоренностей, сколько от глубины институциональной и инфраструктурной интеграции Ирана и ЕАЭС, превращающей коридор из политико-экономического проекта в реально функционирующую логистическую систему.

фото

Читайте также
Прямой эфир