В одной колодке: в РФ хотят создать единую базу китайских автозапчастей
В России планируют создать единую базу данных запчастей, поставляемых из Китая. Автовладельцы и сервисы массово сталкиваются со сложностями при их замене — часто не подходят ни оригинальные детали, ни их аналоги. Причина — постоянное обновление модельного ряда и отсутствие актуальных каталогов. Теперь цифровой учет запчастей будут вести производители или дилеры. Меру прорабатывают в комитете Госдумы по экономической политике, узнали «Известия». Поможет ли создание базы избежать проблем с подбором и заменой деталей — в материале «Известий».
Цифровой учет запчастей
В России планируют ввести цифровой учет деталей для китайских автомобилей — карту транспортного средства с перечнем запчастей, подходящих для ремонта. Такую меру прорабатывают в Госдуме, рассказал «Известиям» заместитель председателя комитета по экономической политике Станислав Наумов. После проработки с отраслевым сообществом инициативу могут направить на рассмотрение в профильные ведомства в ближайшие месяцы, уточнил депутат.
Получение «цифрового паспорта» деталей машины может быть привязано к процедуре одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а производители и официальные поставщики будут обязаны вести такой учет и регулярно обновлять единую базу автозапчастей, добавил он.
Оформление ОТТС — это процедура, которая проводится в специализированных центрах сертификации. Ее проходят дилеры для получения разрешения на ввоз автомобилей на российский рынок. Они готовят пакет документов, включая общее техническое описание ТС, руководство по эксплуатации, протоколы испытаний и другие.
Необходимость проработки новой меры связана с тем, что в последнее время владельцы иномарок и сотрудники автосервисов стали массово жаловаться на сложности с ремонтом. Механикам часто предоставляются неактуальные каталоги, из-за чего заказанные по VIN-коду детали приходят на машину другой модели.
В первую очередь проблема касается марок из КНР: с учетом их высокой доли на российском рынке автовладельцы сталкиваются с частыми необоснованными сложностями и затратами, пояснил Станислав Наумов.
По данным «Автостата», за 10 месяцев 2025 года доля продаж новых легковых китайских машин в РФ от всего рынка составила 53,7%. В 2024-м — 59,1%.
— При сертификации каждой модели и модификации производитель будет обязан загрузить в государственную информационную систему полный электронный каталог запчастей с точной привязкой к VIN-коду каждого конкретного автомобиля. Любое изменение в конструкции, повлекшее смену детали, должно требовать обязательного внесения корректировок в эту цифровую карту. Подобная система даст возможность создать неизменяемый архив данных по каждой машине. Актуальные каталоги могут стать доступны автосервисам и владельцам через Госуслуги или мессенджер MAX, — сказал Станислав Наумов.
В результате сократятся время и затраты на подбор запчастей, снизится риск приобретения неподходящих деталей и повысится прозрачность работы сервисов. Это позволит лучше защитить потребителей, особенно в период, когда авто начнут массово выходить из-под гарантии, уточнил парламентарий.
Сегодня автовладельцам бывает сложно точно определить, какая именно деталь нужна для ремонта их машины, отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
— Производители обновляют модели, не заботясь о длительной поддержке, а лаборатории ЕАЭС зачастую не успевают за этими изменениями, и ОТТС выдается на усредненную конфигурацию. Маркировка может решить проблему контрафакта, но она не решает проблему несовместимости деталей, которые могут не подойти к конкретному автомобилю из-за внутренней модификации, — отметил Дмитрий Тортев.
Инициатива по созданию цифрового паспорта транспортного средства, рассматриваемая в Госдуме, может решить проблему на более ранней стадии — обеспечить точную идентификацию и упростить гражданам ремонт их авто, считает он.
По его мнению, на начальном этапе производителям и дилерам можно разрешить вести отдельные базы с перечнем запчастей, но в перспективе объединить эти данные в единую государственную систему.
У каких машин чаще всего не подходят детали при ремонте
Когда детали не подходят при ремонте автомобилей, зачастую речь идет об оригинальных запчастях, сообщил «Известиям» вице-председатель Союза автосервисов России Александр Пахомов.
— Рынок сталкивается с постоянной проблемой аналогов запчастей для китайских автомобилей. Даже оригинальные детали, которые идут с завода на одну и ту же модель, иногда подходят к одной машине, но не к другой, — пояснили «Известиям» в техцентре «Сервис-Авто».
По словам работников сервиса Fit Service, при заказе возникает путаница, поскольку помимо разнообразия аналогов запчастей и их качества даже оригинальные зачастую имеют несколько практически идентичных вариантов.
— Вопросы с заменой деталей у китайских авто — это постоянная история. Очень много проблем с FAW. На Geely и Chery меньше, но оригинальные детали порой проблемны по цене и качеству. Например, при заказе колодок на Haval оказывается два вида оригинала: за 15 тыс. — приходит в красивой фирменной упаковке, за 3 тыс. — в простой картонной коробке и другого размера. И там и там стоит оригинальная наклейка, — сообщили «Известиям» в сервисе.
Проблему подтверждают и пользователи популярных автомобильных интернет-ресурсов. Например, владелец FAW Николай в комментариях к одному из сообществ отметил, что сервис за два года так и не наладился, а запасные части приходится искать самостоятельно.
Владелец Haval F7 сообщил на одной из площадок, что с новыми моделями ситуация стала еще сложнее. По словам пользователей Chery Tigo 7 Pro Max, найти актуальные каталоги по запчастям трудно, а сами детали часто приезжают неоригинальные.
«Известия» направили запросы в производителей из КНР и в Минпромторг.
Александр Пахомов считает, что одна из ключевых проблем — концепция разового потребления автомобилей в КНР. В силу экономической поддержки производителей машины среднего класса на внутреннем рынке стоят недорого. Поэтому среднестатистический китайский владелец может через пять лет отказаться от своего автомобиля и купить новый. Второй, и, по мнению эксперта, наиболее важный аспект проблемы, — отсутствие необходимой документации на автомобили.
Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков считает, что владельцы машин, бренды которых покидают рынок, окажутся в еще более затруднительном положении при замене деталей. Ранее глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков сообщал, что к концу 2025 года некоторые производители из КНР планируют уйти из России после распродажи остатков своих автомобилей.
По данным «Газпромбанк Автолизинга», за девять месяцев 2025 года количество салонов китайских машин сократилось до 2,6 тыс., на 403 открытия пришлось 491 закрытие.
Какие есть способы решения проблемы
Несмотря на то, что российские специалисты относительно недавно стали массово работать с китайским автопромом, уже удалось выработать некоторые способы решения проблемы.
— Мы уже чему-то, конечно, научились. Заказываем два разных варианта детали и уже по факту приезда подбираем. Чаще всего просто ищем аналоги в интернете на специализированных площадках, потому что каталогов нет, — рассказал «Известиям» представитель Fit Service.
Представители AVS-Сервис подтвердили, что чаще всего приходится полагаться на метод подбора и действовать по факту, покупая сразу несколько деталей. По словам директора по маркетингу маркетплейса запчастей Emex Илариона Демчикова, суть проблемы — в частых модификациях китайского автопрома.
— У европейских марок в рамках одного модельного года или одной модели используется одни и те же комплектующие от одних и тех же производителей, а запчасти на модельный ряд за год не меняются. У китайских же марок внутри одной линейки, одной модификации и даже внутри одного календарного производства могут быть существенные изменения. Каталог запчастей должен очень часто обновляться, но таких на российском рынке пока нет, — сообщил эксперт.
Каталоги сейчас появляются, но привычных методов подбора, таких как кросс-номера, не найти, отметил президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Поэтому приходится пользоваться форумами и там узнавать информацию по конкретной детали, добавил он.
По его словам, представители отрасли еще пять лет назад обращались в Минпромторг с просьбой обязать производителей предоставлять полную документацию для ремонта автомобиля до его выхода на российский рынок, а каталоги запчастей — формировать, публиковать в интернете и делать доступными для всех.
Введение прозрачной системы подбора запчастей может стать важной мерой, которая защитит граждан от лишних расходов и упростит процесс ремонта автомобилей, резюмировал он.