Калий освобожденный: что для Белоруссии значит частичное снятие санкций США
США объявили о снятии санкций с белорусских калийных удобрений, которые были и остаются главным экспортным товаром Минска. До 2020 года калий вывозился на продажу через литовский порт Клайпеда, но теперь в Вильнюсе говорят, что европейские санкции никто не отменял, а потому и белорусскую продукцию принимать не будут. «Известия» разбирались в ситуации.
Маршрут построен
Спецпосланник США Джон Коул 12–13 декабря посетил Минск. Два дня подряд он встречался с Александром Лукашенко. По итогам переговоров американская сторона объявила о снятии санкций с белорусских калийных удобрений. В ответ белорусский лидер помиловал 123 заключенных, среди которых Мария Колесникова, Виктор Бабарико и Алесь Беляцкий.
США ввели санкции против Белоруссии в 2021 году. Среди основных причин назывались президентские выборы, после которых начались масштабные протесты оппозиции. Дополнительным поводом стал инцидент, произошедший в мае того же года. Тогда в аэропорту Минска принудительно посадили самолет, летевший из Афин в Вильнюс, с его борта сняли блогера Романа Протасевича.
Те санкции привели к серьезному переустройству и белорусской внешней торговли, и мирового рынка удобрений. До введения ограничений республика продавала 10–12 млн тонн минеральных добавок в год на сумму порядка $2,4 млрд (пятая часть всего экспорта страны). Продукция отправлялась более чем в 100 стран, Минск входил в первую тройку поставщиков в США. Основной транзитный маршрут пролегал через литовский порт Клайпеда.
После введения санкций Белоруссия оказалась отрезана от американского и европейского рынков, пришлось искать новые варианты. По территории России железнодорожным транспортом республика нарастила поставки в Китай. Кроме того, для экспорта в другие страны активно стали использоваться российские порты. Как сообщил белорусский минтранс, Москва предоставила союзнику скидку на логистические операции.
В результате после некоторого спада начался новый рост. По итогам первых шести месяцев 2025 года через российскую территорию было транспортировано 6 млн т белорусских калийных удобрений, это на 6% больше, чем за тот же период год назад. Эксперты в связи с этим указывали, что республика восстановила свою долю на мировом рынке, хотя снятия санкций всё равно ожидает для диверсификации поставок и снижения затрат.
В транзитном тупике
В Литве, через которую до введения санкций шел основной поток удобрений, тоже возникло немало проблем. За период 2020–2024 годов грузооборот в порту Клайпеды упал примерно на треть. Попытки заместить белорусские и российские товары за счет перевалки украинского зерна или грузов из Центральной Азии успехом не увенчались из-за сложной и дорогой логистики и конкуренции со стороны других европейских гаваней, в первую очередь польских.
Для сравнения, в 2020 году грузооборот клайпедского порта составил 48 млн т, в 2024-м — 35,5 млн. Доля транзитных перевозок при этом снизилась с 40 до 5% от общего объема. «Если в ближайшем будущем на политической арене ничего не изменится, то 38–39 млн т — это предел для нас. Сегодня из транзитной точки мы превратились в конечную станцию», — говорил глава грузовой компании Klasco Виталиюс Муштукас.
Отношения Белоруссии и Литвы при этом остаются крайне напряженными. В октябре Вильнюс полностью закрыл границу с соседней республикой, сославшись на якобы имевшие место случаи контрабанды сигарет с применением воздушных шаров и метеозондов. Премьер-министр Инга Ругинене тогда называла происходящее гибридной атакой и грозила Минску новыми европейскими санкциями.
Белорусские власти в ответ ввели ограничения на движение по своей территории литовских фур, которые в тот момент находились в стране. Порядка тысячи грузовиков оказались на спецстоянках, литовские перевозчики били тревогу, отмечая, что убытки за неделю такого простоя составляют €5 млн. В итоге власти прибалтийской республики открыли границу, хотя взаимопонимания это не добавило.
9 декабря Александр Лукашенко заявил, что стороны должны наладить полноценный диалог, от которого Литва отказывается на протяжении пяти лет. «Верните нам 17 или 20 автомобилей, которые вы украли. Пожарные автомобили, которые поставляли в Зимбабве. Нормализуйте работу нашего санатория, где мы лечили чернобыльских детей. Они у детей отобрали фактически санаторий. И верните деньги за то, что мы там строили порт», — заявил он.
Теперь после решения США о снятии санкций Литва оказалась еще в более сложной ситуации. С одной стороны, 10 декабря в Вильнюсе прошла акция протеста собственных перевозчиков, которые требовали от правительства урегулировать конфликт. С другой стороны, в стране опасаются давления со стороны Соединенных Штатов с целью ослабить ограничения на экспорт белорусских удобрений.
В таких условиях глава МИДа прибалтийской республики Кестутис Будрис сообщил, что Вильнюс готов к диалогу с соседями на уровне послов по особым поручениям по ситуации на границе. Это первое такое заявление за последние пять лет: до сих пор в Литве соглашалась только на технические консультации на уровне ведомств. Советник президента Дейвидас Матуленис при этом заявил, что в будущем республике придется обсудить и вопрос снятия санкций, хотя официально в МИД Литвы заявили, что все ограничения сохраняются.
Что говорят эксперты
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов подчеркивает, что у Евросоюза и США сейчас принципиальные расхождения по множеству вопросов, в том числе и по отношению к Белоруссии. По его словам, в этом главное отличие нынешней ситуации от предыдущих «оттепелей» между Минском и Западом.
— Евросоюз намерен продолжать политику санкционного давления. Литва действительно выражает готовность к переговорам, но речь идет о воздушных шарах с контрабандой и судьбе прибалтийских грузовиков, задержанных в Белоруссии. Формально эти вопросы с транзитом калия через Клайпеду никак не связаны. Возить же калий в США через российские порты Белоруссия не может, потому что российские порты сами под американскими санкциями, так что решение США снять санкции пока выглядит в большей степени символическим, — объясняет он.
Белорусский политолог Алексей Дзермант также напоминает, что у Литвы и Евросоюза свои собственные санкции, которые не привязаны к американским ограничениям.
— После решения США внутри Литвы тоже зазвучали голоса в пользу отмены санкций. Конечно, для Минска это было бы выгодно — для нас путь через Клайпеду самый короткий, но политических препятствий много. Вильнюс всегда отличался крайне недружелюбной политикой в отношении нашей страны, поэтому сейчас делать какие-то прогнозы по поводу нормализации очень и очень рано, — подчеркнул он.