Право руля: почему сторонник Пиночета победил на выборах в Чили
На президентских выборах в Чили победил крайне правый политик Хосе Антонио Каст. Он обещал депортировать сотни тысяч нелегальных мигрантов и построить на границах стены. Его победу уже назвали самым заметным сдвигом вправо со времени окончания военной диктатуры Аугусто Пиночета. Что определило итоги голосования и почему в мире всё большую популярность набирают правые силы — в материале «Известий».
Чилийский Трамп
Хосе Антонио Каст — один из самых известных представителей правых сил в Чили. Он последовательно критикует аборты и однополые браки, не скрывает симпатий к методам правления генерала Пиночета. В январе следующего года ему исполнится 60 лет.
В воскресенье, 14 декабря, в ходе второго тура президентских выборов за него проголосовали 58% граждан. Его соперница представитель Коммунистической партии Жаннет Хара набрала 42%.
В Чили его победу восприняли с воодушевлением. По данным местных СМИ, порядка 20 тыс. человек собрались возле штаб-квартиры Республиканской партии, основанной Кастом.
«Кто не прыгает от радости, тот левый!» — скандировали его сторонники. Люди размахивали национальными флагами, автомобилисты непрерывно сигналили, в продаже появились красные кепки с надписью «Сделаем Чили снова великой» — по аналогии с лозунгом Дональда Трампа.
Выступая перед сторонниками, Каст пообещал: «Я буду президентом для всех без исключения». «Чили необходимо, чтобы в стране снова появились достойные рабочие места, порядок на улицах — в государстве, в приоритетах, которые были упущены. Без безопасности нет мира, без мира нет демократии, без демократии нет свободы», — заявил он.
Срок полномочий президента в Чили составляет четыре года, при этом переизбрание без перерыва запрещено. По этой причине действующий глава государства Габриэль Борич в выборах не участвовал. Жаннет Хара признала поражение, заявив, что «демократия высказалась громко и ясно».
Позитивно его победу восприняли в США. Государственный секретарь США Марко Рубио поздравил новоизбранного президента Чили. И добавил: «Америка рассчитывает на тесное сотрудничество с новым руководством страны для углубления партнерства».
Завышенные ожидания
Главной предвыборной темой Каста стала безопасность. Он обещал жесткую борьбу с преступными группировками, строительство тюрем строгого режима и депортацию более 300 тыс. нелегальных мигрантов, преимущественно из Венесуэлы.
Как в беседе с «Известиями» отмечает ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Людмила Дьякова, его программа включила экономический прагматизм с жесткой риторикой.
— Он говорил о необходимости перемен в экономике и политике, усилении рыночных механизмов, поддержке предпринимательства, снижении налогов для малого и среднего бизнеса и ориентации на людей труда. При этом Каст подчеркивал сохранение социальных программ для бедных, но без радикального перераспределения ресурсов, на которое у государства пока нет средств.
Особое место в его программе занимала миграционная политика. Прежде всего Каст обещал избирателям проводить массовые высылки. Однако как это будет выглядеть на практике, так и осталось неясным. Это давало его оппонентам повод для критики и обвинений в популизме.
— Жаннет Хара, например, указывала, что один самолет может перевозить около ста человек и депортировать сотни тысяч таким образом практически невозможно. В ответ Каст повторял, что будет действовать жестко и решительно. Но конкретные механизмы обещал разработать позже.
Эксперт подчеркивает, что, несмотря на победу, реализовать самые радикальные инициативы Касту будет сложно. Современное чилийское общество остается во многом умеренно центристским, и почти половина избирателей поддерживает левые силы. А значит, без поиска широкой общественной опоры и умеренного курса удержать влияние будет крайне сложно.
— Его конкретные шаги на посту президента станут понятны лишь после его вступления в должность. Перед Кастом стоит задача действовать решительно, но при этом не так, как это делал Пиночет. Хотя его нередко называют пиночетистом, такое определение не вполне корректно. Он точно не может позволить себе авторитарный стиль правления. Каст хорошо понимает, что почти половина населения поддерживает левые силы, и этот фактор будет ограничивать его действия.
Глобальный тренд
По словам Людмилы Дьяковой, убедительная победа правых стала прямым следствием неудач политики администрации Габриэля Борича — представителя «новой левой волны» в Латинской Америке.
— При его правительстве обострились проблемы общественной безопасности: за пять лет увеличился поток нелегальной миграции через северные границы, усилился наркотрафик, а распространение наркотиков стало серьезной проблемой для страны. Экономический рост несколько лет подряд не превышал 2% в год, что для Чили, привыкшей к темпам 5–7% в 1990-е и начале 2000-х, воспринимается как серьезная неудача, — отмечает эксперт.
По ее словам, это вызвало разочарование в обществе как среди тех, кто поддерживал Борича изначально, так и среди тех, кто с самого начала выступал против усиления мультикультурной повестки.
— Теперь многие чилийские аналитики, в том числе правых взглядов, подчеркивают: Касту важно не повторить ошибку Борича и «новых левых», которые, придя к власти, начали действовать слишком радикально. Они быстро оттолкнули от себя умеренных и колеблющихся избирателей, прежде всего средний класс. Если Каст не учтет этот урок, его популярность может быстро снизиться, несмотря на сильную парламентскую поддержку, — предупреждает Дьякова.
Вместе с тем победа Каста вписывается в более широкую региональную тенденцию роста популярности правых сил в Латинской Америке. Так, в Аргентине в 2023 году к власти пришел Хавьер Милей, а в Эквадоре по итогам второго тура президентских выборов победил действующий глава государства Даниэль Нобоа.
Рост их популярности объясняется сразу несколькими факторами, говорит «Известиям» директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. И прежде всего сыграл роль так называемый фактор Трампа — его возвращение в политику задало глобальный тренд правых лидеров.
— Во-вторых, заметен кризис левых идей, особенно в их догматичном и идеологизированном виде. Также левые силы в Чили чрезмерно сосредоточились на осмыслении наследия Пиночета, тогда как значительная часть общества ожидает решений конкретных экономических и социальных проблем. Именно сочетание этих факторов и привело к правому повороту в Чили, — подытожил эксперт.