С умом подъехать: как цифровизация меняет транспортную инфраструктуру городов
Эффективность и безопасность современной транспортной системы — ключевого фактора городского развития — напрямую зависят от внедрения «умных» технологий. В России цифровизация транспортной инфраструктуры из концептуального направления превратилась в практическую реальность, во многом благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и развитию отечественных технологических решений. Об изменениях в этой сфере в статье «Известий» рассуждают эксперты отрасли.
Нацпроект как драйвер изменений
Как отмечает директор компании «Городские технологии» дивизиона «Росатом Инфраструктурные решения» Елена Лекомцева, «транспорт имеет важнейший приоритет, потому что всегда является драйвером развития территории».
За последнее десятилетие интеллектуальные транспортные системы (ИТС) из экзотики превратились в стандарт для российских городов. И в столице, и в регионах внедряются технологии, которые организуют движением на дорогах, фиксируют нарушения. Инфраструктура активно умнеет, и это позволяет достигать высоких показателей комфорта и движения.
— Еще недавно казалось, что цифровые решения актуальны только для мегаполисов. Сейчас я уверена: в любом городе с численностью более 150–200 тысяч жителей эти решения необходимы. Объективно в городах не становятся шире улицы. Средства, которые бюджет тратит на реконструкцию магистрали, несоизмеримо больше, чем стоимость организации транспорта по-новому — с выделенными полосами для общественного транспорта, умным управлением парковкой, адаптивными светофорами, — подчеркивает Лекомцева.
Нацпроект дал регионам стимул и целевое финансирование для внедрения ИТС. Цель проекта: интегрировать процессы управления дорогами, установить единые параметры безопасности, снизить смертность на дорогах и избавить города от пробок. В его рамках внедрялись системы автоматизированного управления светофорами, детекторы измерения интенсивности потоков, комплексы автоматической фиксации нарушений, системы управления общественным транспортом и интеграционные платформы для объединения всех подсистем.
Технологический суверенитет
Проекты цифровизации транспортной инфраструктуры сейчас реализуются в 84 регионах России. Даже в малых населенных пунктах появляются отдельные элементы ИТС: видеокамеры, системы оповещения, умное уличное освещение.
Важной особенностью нынешнего этапа стала практически полная технологическая самостоятельность России в этой сфере. По данным аналитики, доля отечественных программно-аппаратных комплексов в сегменте ИТС — от фотовидеофиксации до интеграционных платформ управления городским транспортом — приближается к 100%.
Этот результат был достигнут благодаря активной работе российских компаний, в том числе входящих в Госкорпорацию «Росатом». На рынке наиболее востребованы комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, системы управления дорожным движением (АСУДД), позволяющие создавать «зеленые волны», и комплексные интегрированные ИТС, объединяющие все компоненты в единую платформу.
— Наличие систем аналитики — это очень важный тренд. С развитием технологий этот процесс стал короче и проще, поскольку вычислительная мощность перенесена на конечные устройства. Например, интеллектуальная камера анализирует весь транспортный поток и выделяет инциденты и только их передает дальше. Чтобы такая инфраструктура была эффективной и отвечала стандартам времени, каждый элемент должен быть максимально автономным и интеллектуальным, — поясняет заместитель директора по ИТС «Швабе-Москва» Иван Морданов.
Стратегия заказчиков сместилась от точечных внедрений к долгосрочным комплексным проектам на несколько лет вперед, а это одновременно обеспечивает гарантию взаимосвязи подсистем и лучшую отдачу от инвестиций.
Безопасность, целесообразность, социальный эффект
Эффективность этих инвестиций наглядно демонстрируют конкретные примеры. В Железноводске внедрение «умных» пешеходных переходов со световой сигнализацией, загорающейся в темное время суток, привело к снижению количества ДТП на этих участках в семь раз. Такие решения кардинально меняют ситуацию в зонах повышенного риска.
Один из российских городов с населением около 500 тысяч человек столкнулся с классической проблемой: пробки в часы пик, низкая пропускная способность ключевых магистралей. Вместо дорогостоящей реконструкции дорог заказчик выбрал комплексное внедрение ИТС. В итоге адаптивное управление светофорами позволило увеличить среднюю скорость на одной из улиц на 35%, сократить время в пути на 14% и снизить количество остановок транспорта на 50%. Пропускная способность сложной улицы выросла на 800 автомобилей в час. Этот эффект был достигнут не за счет огромных вложений в расширение дорог, а благодаря оптимизации существующей инфраструктуры.
Внедрение ИТС ведет не только к повышению пропускной способности, но и к фундаментальному повышению безопасности.
— Сегодня мы видим, что спектр фиксируемых нарушений значительно расширился: это не только превышение скорости, но и использование телефонов за рулем, непристегнутые ремни, даже превышение уровня шума, езда без шлема на мотоцикле и много другое, — отмечает Иван Морданов.
Социальный эффект от внедрения цифровых сервисов эксперты оценивают как значительный. Как подчеркивает Елена Лекомцева, «культура вождения значительно повысилась, в том числе потому, что появились удобные цифровые сервисы». Статистика фиксирует снижение количества нарушений и уменьшение смертности на дорогах. Общество адаптировалось и к платным сервисам: люди привыкли платить за парковку и платные дороги, поняв, что получают взамен комфорт и безопасность.
— Сейчас это норма, и водители понимают, что уровень безопасности и комфорта на платной дороге сильно выше, проезжая часть ограждена, предоставлены все максимально комфортные условия для того, чтобы можно было быстро доехать из точки А в точку Б, — констатирует эксперт.
С экономической точки зрения, цифровизация часто оказывается более выгодной, чем традиционное расширение инфраструктуры. Строительство новых полос обходится в миллиарды рублей и занимает годы, давая прирост пропускной способности на 20-30%. Внедрение комплексной ИТС стоит сотни миллионов рублей, реализуется за пару лет и может повысить пропускную способность на 35% и более. Цифровизация не отменяет необходимость строить новые дороги, но позволяет отсрочить эти расходы на 10-15 лет, за которые город может найти дополнительные источники финансирования.
Тренды развития
Развитие интеллектуальных транспортных систем связано с несколькими конкретными трендами. Это внедрение искусственного интеллекта для прогнозной аналитики и управления, подготовка инфраструктуры к интеграции с беспилотным транспортом по технологии V2X, развитие общественного транспорта, а также комплексная автоматизация управления парковочным пространством.
Значительную роль в будущем будет играть глубокая интеграция систем и данных.
— Также я не могу не отметить резкий скачок развития ИТ-решений в сфере общественного транспорта. В городах появляются единые цифровые билетные системы для всех пассажиров. Это не просто единый цифровой кошелек, это метод аналитики загрузки маршрутов по часам, дням недели, районам и даже ключевым остановкам, — добавляет Иван Морданов.
Следующим логичным шагом станет масштабирование таких решений на уровень агломераций.
— В краткосрочной перспективе я верю, что драйверами изменений станут решения автоматизации всего паркинга. В среднесрочной — это точно интеграция с беспилотным транспортом и системы на основе ИИ, — прогнозирует Елена Лекомцева.
Не оставляют своим вниманием эксперты и такую важную часть городской среды как парковки.
— Сейчас возросла актуальность проектов городских платных парковок, которые положительно влияют на дорожную ситуацию: разгружают дороги и снижают количество ДТП. Платные парковки являются обязательной системой для достижения III уровня зрелости ИТС. Помимо влияния на дробную ситуацию, парковки обеспечивают повышение безопасности и комфорта городской среды, так как могут быть источником данных для нескольких систем — парковочной системы, ИТС, Безопасный город, Умный город, — отмечает Надежда Калинина, заместитель министра цифрового развития и искусственного интеллекта Липецкой области.
Таким образом, цифровая эра в транспорте уже наступила. В этом согласны и эксперты и отрасли, и обычные граждане, наблюдающие шаги цифровизации на собственном опыте каждый день. Отечественные решения доказали свою эффективность в повышении пропускной способности дорог, безопасности на них и формировании новой культуры мобильности, делая города более безопасными, «умными» и удобными для жизни.