Споры о «солидарности»: как в ЕС договорились помогать мигрантам
В Евросоюзе зреет раскол. Причина — миграционный пакт, который определит механизм предоставления убежища в 2026 году. Словакия, Венгрия, Польша и Чехия выступили против документа: они отказываются как принимать больше мигрантов, так и выплачивать компенсации другим странам за отказ от этого. До чего доведет Брюссель этот конфликт — в материале «Известий».
Решением довольны не все
В понедельник, 8 декабря, главы МВД стран ЕС встретились в Брюсселе для обсуждения «фонда солидарности». Он является одним из основных элементов пакта ЕС о миграции и предоставлении убежища. Документ вызвал споры — сразу несколько стран выступили против.
«Обсуждение было жарким», — рассказал глава МВД Польши Марцин Кервинский. По его словам, Варшаве удалось добиться того, что она не будет принимать дополнительных беженцев и не станет выплачивать компенсации странам, которые находятся под миграционным давлением.
«Не все европейские страны удовлетворены этими решениями. Страны юга недовольны», — цитируют министра польские СМИ.
Ранее Еврокомиссия официально признала, что Испания, Италия, Греция и Кипр несут непропорционально высокую нагрузку из-за наплыва беженцев, которые попадают в эти страны по морю.
Для демонстрации солидарности странам ЕС предложено три варианта участия: принять определенное количество просителей убежища, внести финансовый взнос за каждого непринятого человека либо финансировать страны с большим количеством беженцев. Ожидается, что в следующем году всего будут переселены 21 тыс. человек.
Однако даже такой компромисс вызвал серьезное сопротивление. «Отвергаю абсурдный пакт о миграции и убежище», — заявил накануне поездки в Брюссель глава МВД Словакии Матуш Шутай-Эшток. Он добавил, что Братислава выступает против нелегальной миграции и никому не позволит диктовать, кого ей принимать на своей территории.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и вовсе заявил, что не заплатит за мигрантов «ни одного форинта» и не станет выполнять миграционный пакт. Власти Чехии также намерены запросить освобождение от исполнения новых правил. Удалось ли им так же, как и Польше, освободиться от этих обязательств, пока не сообщается.
Безальтернативная мера
Миграционный пакт не решает ключевых проблем Евросоюза, отметил главный редактор Baltnews Андрей Стариков. Инициатива не гарантирует ни справедливого распределения мигрантов, ни реального контроля над потоками беженцев.
— Люди будут стремиться в более богатые страны, где выше социальная поддержка. ЕС фактически не может принудить их оставаться, например, в Латвии или любой другой стране первого размещения: свобода передвижения внутри союза остается, а коррупция и слабая проверка заявлений о предоставлении убежища лишь усиливают хаос, — пояснил эксперт.
Но и другие варианты решения вопроса не прослеживаются, отметил в разговоре с «Известиями» директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
— Любые массовые депортации противоречат базовым принципам ЕС и международного права. А значит, перераспределение остается единственным допустимым решением, каким бы спорным оно ни было, — указывает собеседник «Известий».
По его словам, в ЕС могут появиться дополнительные механизмы для удержания беженцев в странах, куда они будут переселены.
— Это могут быть фильтрационные центры, проверки, а также программы адаптации: изучение языка, получение профессии для включения этих людей в трудовой рынок. Никто в Европе не заинтересован в том, чтобы они превращались в социально зависимую группу, — констатирует Топорнин.
Он указал на парадокс: с одной стороны, ЕС сам нуждается в мигрантах, поскольку заинтересован в рабочей силе. С другой — значительная часть приезжающих — это женщины, дети, пожилые, которые нуждаются в поддержке и не могут работать. В результате это лишь создает нагрузку на социальные системы.
Угроза системного кризиса
Миграционный вопрос всегда был одним из самых сложных в ЕС. Беженцы занимают привилегированное положение по сравнению с другими категориями мигрантов, что вызывает внутренние дискуссии о справедливости и эффективности системы, отмечает в беседе с «Известиями» профессор СПбГУ Наталья Еремина.
При этом сама проблема нелегалов в ЕС никуда не исчезает, указывает специалист.
— Важно понимать, что системный кризис возникает не из-за одного фактора, а из-за сочетания нескольких. Миграционный — лишь один из элементов, и он не является главным сам по себе. Однако в совокупности с другими социальными, экономическими и политическими вызовами он усиливает общее напряжение и способствует формированию системного кризиса, — отмечает Еремина.
Финансовая нагрузка усиливает напряжение: деньги ЕС всё быстрее уходят на поддержку Украины, а прежняя система «богатые помогают бедным» постепенно сворачивается, считает Андрей Стариков. Поэтому, по его словам, старые миграционные противоречия вновь выходят на поверхность. Если раньше Брюссель готов был щедро компенсировать расходы на прием беженцев, то теперь таких средств нет.
Опрошенные «Известиями» эксперты соглашаются: в перспективе миграционная политика ЕС, вероятно, будет ужесточаться.
— ЕС держится прежде всего на деньгах: общих фондах, инвестициях, мобильности капитала и рабочей силы, — подчеркивает Стариков. — Когда эта финансовая основа будет подтачиваться, внутренние противоречия усилятся. Мы уже видим рост евроскептицизма в Польше, Венгрии и ряде других стран. Безусловно, Евросоюз не распадется. Но по мере сокращения финансовых потоков вопрос «Зачем оставаться в ЕС?» будет звучать всё громче.