В меру поддержка: кабмин прорабатывает льготы на топливо для многодетных семей
В России могут ввести специальные топливные карты для многодетных семей. В кабмине прорабатывают с нефтяниками механизм их предоставления, обсуждается, будут ли это скидки или лимиты на получение какого-то количества топлива бесплатно, узнали «Известия». Нефтяники готовы предоставить льготы, но отмечают, что появятся финансовые издержки, источник покрытия которых не ясен. Они также обеспокоены возможностью недобросовестного использования преференций. В настоящее время в России 2,9 млн многодетных семей. Подробности инициативы — в материале «Известий».
Топливные льготы для многодетных
Льготные топливные карты для многодетных семей могут появиться в России. Поручение проработать этот вопрос вице-премьер Александр Новак дал Минэнерго и профильным компаниям в октябре текущего года после обращения Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Об этом говорится в письме первого заместителя главы Минэнерго Павла Сорокина в аппарат правительства. С документом ознакомились «Известия».
Как отмечает Минэнерго, нефтегазовые компании, имеющие в своей структуре сети АЗС, соглашаются с «важностью инициативы по социальной поддержке многодетных семей» и в большинстве своем готовы проработать этот вопрос. Однако от ряда компаний была получена информация «о сложности администрирования предоставления топливных карт лояльности в качестве адресной поддержки для отдельных групп населения, а также обеспокоенность о рисках недобросовестного использования предоставленных скидок».
Если компании введут такую программу лояльности, им придется нанимать дополнительные кадры для организации работы с многодетными семьями, потребуются пересмотр и корректировка текущих бюджетов, отмечается в письме. «Также прогнозируются финансовые издержки по предоставлению скидок для определенного числа потребителей, источник покрытия которых неясен», — отмечается в документе.
По данным Минтруда, в России сегодня 2,86 млн многодетных семей. В ведомстве готовы рассмотреть вопрос предоставления льгот многодетным семьям в виде топливных карт, говорится в ответе министерства на запрос Минэнерго.
Вместе с тем, по информации большинства нефтяных компаний, в настоящее время их сети АЗС и так реализуют программы лояльности, которые доступны для всех потребителей и предоставляются на равных условиях, в том числе и многодетным семьям, говорится в письме замглавы Минэнерго в кабмин.
В целом в стране насчитывается около 53 млн легковых машин.
Что думают про льготы нефтяники
Нефтяные компании в своих ответах на запрос Минэнерго (имеются в распоряжении «Известий») попросили регуляторов конкретизировать задачу, дать ответы на ряд вопросов и учесть нюансы администрирования льгот.
В частности, «Лукойл» в своем письме подчеркнул, что «разделяет позицию органов государственной власти в части расширения мер поддержки многодетных семей». Но вместе с тем, чтобы реализовать эти адресные меры поддержки, «требуется наличие официального механизма идентификации граждан, относящихся к категории многодетных семей». Компания попросила пояснить этот механизм и «возможности взаимодействия с соответствующими реестрами».
«Новатэк» отметил, что в настоящее время в компании уже реализована возможность получения скидки на топливо для многодетных семей «при обращении в клиентский офис общества и предоставлении подтверждающих документов».
У «Роснефти» действует программа лояльности «Семейная команда», которая позволяет накапливать баллы за покупки топлива и сопутствующих товаров на АЗС. Воспользоваться этими скидками «имеют возможность все категории граждан, в том числе и многодетные семьи», — сообщила компания на запрос Минэнерго.
В «Татнефти» поддержали инициативу, но «при условии ее реализации как единой государственной программы поддержки многодетных семей». «Введение топливных карт как адресного инструмента социальной поддержки потребует администрирования в части идентификации их держателей, контроля за целевым использованием карт, учета фактического получения льгот», — отметили в компании.
«Сургутнефтегаз» прорабатывает вопрос, а в «Газпром нефти» подчеркнули, что «многодетные семьи имеют свободный и равный доступ по программе лояльности и связанным с ней преимуществом без ограничений и дополнительных условий».
«Газпром газонефтепродукт холдинг» пояснил, что в связи с отсутствием в утвержденных бюджетах статьи расходов на предоставление топлива на безвозмездной основе или со скидками по картам лояльности в настоящее время возможность оказать указанные в запросе меры поддержки отсутствует. А корректировка бюджета организации может занять не менее четырех–шести месяцев.
В компании попросили предоставить информацию «о прогнозируемых стоимостных параметрах планируемых мер поддержки».
«Известия» направили запросы во все заинтересованные ведомства, крупные нефтяные компании и уполномоченной при президенте РФ по правам ребенка.
Как льготы скажутся на показателях нефтяных компаний
Сегодня крупнейшие российские вертикально-интегрированные нефтяные компании («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз»), а также ряд независимых АЗС («Трасса», «Нефтьмагистраль») выпускают свои карты лояльности. Они позволяют накапливать бонусы, которые затем можно использовать для оформления скидки (эквивалентного обмена на рубли) при приобретении топлива, товаров в магазинах при АЗС.
Каждый вид карты имеет свои преимущества, и выбор зависит от целей использования и потребностей клиента. Кроме того, существуют приложения от банков, которые предлагают масштабный спектр программ лояльности и скидок, в том числе и на топливо.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, по имеющимся оценкам, сейчас в обороте находятся 40–50 млн топливных карт лояльности, выпущенных российскими компаниями.
— По данным вертикально-интегрированных нефтяных компаний, до 75% всего розничного оборота топлива в России осуществляется при предъявлении покупателями карт лояльности. Размер экономии для потребителя варьируется. Так, по данным компании «Газпром нефть», при приобретении 1 тыс. литров топлива в месяц выгода составляет 2 тыс. рублей. То есть около 2,5–3% от стоимости топлива. Аналогичные скидки предоставляются по картам и других компаний, — рассказал собеседник.
По мнению Юрия Станкевича, решение о предоставлении дополнительных карт лояльности многодетным семьям не скажется на экономических показателях субъектов отрасли, но может стать хорошим имиджевым шагом в контексте поставленных президентом России задач по поддержке института семьи.
Заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев также положительно оценивает такую инициативу.
— Считаю, что нужно уходить от субсидирования всего рынка к адресной поддержке некоторых слоев населения, в том числе малоимущих и многодетных семей. Однако возникает вопрос, а все ли они могут получить эту льготу и много ли у них автомобилей, — отметил эксперт.
По его словам, обеспечивая многодетные семьи автомобилями, было бы целесообразно оснащать их сразу газовым оборудованием, ведь газомоторное топливо стоит гораздо дешевле традиционных — бензина и дизеля.
Между тем, по словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, пока власти не конкретизируют параметры предоставляемой льготы, сложно говорить о финансовых последствиях для компаний. Но если всё же речь пойдет о предоставлении топлива на безвозмездной основе, цены на бензин могут повыситься или нефтяники попросят у кабмина что-то взамен. А это уже более сложный, дискуссионный вопрос, считает эксперт.