Кот в доступе: игру о Древней Руси создают при помощи технологий ИИ
Российские разработчики работают над компьютерной игрой «НейроБаюн» о Древней Руси, в которой будут максимально активно использоваться технологии ИИ. Ее выход ожидается в конце 2026 года, выяснили «Известия». Ключевой особенностью проекта стала возможность болтать с ИИ с помощью микрофона, причем персонажи в игре будут реагировать по-разному, в зависимости от возраста говорящего. Тестовая версия была показана в рамках недавно прошедшей Московской международной недели видеоигр, где «Известия» лично оценили новинку и ее технологический потенциал.
Как разработчики вплетают ИИ в игровой процесс
В рамках Московской международной недели видеоигр впервые была представлена игра «НейроБаюн», сочетающая сюжет о Руси IX–XI веков и современные технологии. Со всеми персонажами в игре можно пообщаться, их речь моделируется ИИ-ассистентами, причем она меняется в зависимости от возраста того, кто играет.

— Мы создаем два режима — детский и семейный. Детский упрощен и бережен к младшей аудитории, разработан с участием экспертов в образовании. Персонажи защищены от «взрослых» тем: они просто не поддерживают неприличных разговоров, сохраняя безопасную среду для всех игроков, — пояснил руководитель игры Иван Кленов.
Нейросети используются для двух ключевых задач. Во-первых, для генерации уникального сюжета каждому игроку: он строится на мотивах русских сказок. Во-вторых, для живых персонажей: у каждого из них есть собственный характер и «гештальт», они понимают речь и отвечают в рамках своих ценностей. Главная воспитательная идея — показывать последствия выбора, как в народных сказках: добро вознаграждается, зло оборачивается проблемами. Игрок свободен поступать по-своему, но мир реагирует на эти решения.
— Русские сказки — важная часть культуры, формирующая моральные принципы с детства. Но современная молодежь зачастую воспринимает их как пережиток прошлого, потому что они исчезли из медиапространства. Наша задача — вернуть сказкам актуальность через современную форму и сохранить их воспитательное содержание. В игре мы показываем реальные элементы русского зодчества, воссоздаем крестьянский быт и создаем полноценные диалоги с персонажами, — пояснил Иван Кленов.
По словам автора, в студии Madness ориентируются на Русь IX–XI веков, дополняя ее элементами вплоть до XV века. Сказочная Русь всегда сочетала реальность и анахронизмы, поэтому авторы берут исторический материал настолько гибко, насколько это позволяет жанр. Поэтому в сюжете будут как обычные персонажи типа кузнеца, так и волшебные — например, говорящий кот.
Полноценный выход игры планируют лишь в конце 2026 года, проект также стал обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). В настоящее время планируется выход на платформе Steam, а с VK Play ведутся переговоры, однако, по словам Кленова, авторы «настроены выйти и туда».
Как игру оценили эксперты
Генеральный директор испанского агентства Sputnik Альберто Гарсия заявил «Известиям», что был впечатлен российскими играми, такими как «НейроБаюн».
— Полагаю, Москва уже сейчас становится столицей как видеоигр, так и киберспорта. Мы в Эквадоре впечатлены уровнем российской игровой индустрии, — отметил он.
IT-эксперт Даниил Аржаков отметил, что «Нейробаюн» производит впечатление проекта с яркой визуальной подачей и атмосферой нестандартной, почти сюрреалистичной сказки. Он подчеркнул, что ставка делается не только на стиль, но и на технологичность: динамически формируемый ИИ-сюжет выглядит как потенциальный прорыв, способный привлечь внимание мировой индустрии, особенно если российской команде удастся реализовать его раньше конкурентов. Интерес вызывает и голосовое взаимодействие через микрофон, хотя успех этой механики напрямую зависит от точности и скорости работы искусственного интеллекта.
По словам генерального директора Агентства креативных индустрий (АКИ) Москвы Гюльнары Агамовой, цель Московской международной недели видеоигр — познакомить зарубежных партнеров с играми российских разработчиков и показать, что они создают не только качественный контент, но и применяют инновационные подходы в создании своих продуктов.
— Уже идут деловые переговоры, ожидаем заключение новых соглашений об экспорте российских игр в ближайшее время, — рассказала она «Известиям».
В условиях всеобщего увлечения ИИ особенно важно не потерять баланс между генеративными технологиями и авторским замыслом, уверен директор Центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов. Ключевые риски понятны, главные сложности — склонность ИИ к «галлюцинациям», отсутствие стабильности при генеративной графике и нерешенные задачи создания по-настоящему живых диалогов. При этом многие элементы, вроде процедурной генерации уровней, давно успешно работают без нейросетей.
После знакомства с проектом остается один вопрос: сможет ли «НейроБаюн» сохранить художественную цельность, если значительная часть контента создается ИИ.
— Поддержка ПФКИ — это серьезное преимущество, но также и ответственность. Релиз осенью 2026 года кажется оптимистичным сроком для такого технологически сложного проекта. Также есть разрыв между маркетинговыми обещаниями и реальными возможностями. Игроки сегодня очень требовательны к качеству ИИ-генерации, — уточнил эксперт игровой индустрии Иван Калмыков.
Он напомнил, что один из недавних российских проектов, созданный «полностью на нейросетях», столкнулся с критикой из-за низкого качества генерируемого контента.
В Москве одни из лучших игровых команд разработчиков в мире, за последние годы создано много отличных игр, которые популярны по всему миру, считает руководитель китайского маркетплейса APK Pure Фэн Лянмоу.