Ровно 75 лет назад, 7 декабря 1950 года, с палубы крейсера «Максим Горький» совершил взлет вертолет — это стало первым подобным случаем в истории отечественного флота.
24 февраля 2022 года десятки транспортных вертолетов с десантниками и спецназом на борту шли на аэродром Гостомель, что северо-западнее Киева. Их охраняли боевые вертолеты. Система бортовой обороны головного вертолета смогла отразить 18 пусков зенитных ракет, но вертолет все-таки был подбит и сел на вынужденную. Экипаж уцелел, и через некоторое время пилот Иван Болдырев и штурман-оператор Роман Кобец заслуженно стали Героями России.
Эти два события объединяет марка вертолета — «Камов». Ка-52 не появился бы без удачи первого Ка-10.
В годы Великой Отечественной войны авиаконструктор Камов занимался автожирами, но после ее окончания эти летательные аппараты ушли в небытие. У Камова осталась лишь небольшая группа помощников в одной комнатушке на территории авиазавода № 456 в Химках и незначительное финансирование. Поразмыслив, он решил заняться созданием вертолета соосной схемы несущих винтов (пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси). Такая схема по сравнению с получившей потом большее распространение (несущий винт и управляющий винт в хвосте) позволяла делать вертолеты меньших размеров, соответственно, им была необходима и меньшая площадка для взлета-посадки.
Работа над аппаратом Ка-8, названным «Иркутянин» (в честь малой родины Камова), шла тяжело. Машина создавалась из того, что было под рукой. Тем не менее 12 ноября 1947 года летчик Михаил Гуров совершил первый полет на этом «воздушном мотоцикле», как тогда его называли. Он представлял собой пару баллонетов, раму, кресло для пилота, движок и два винта.
В ходе подготовки к авиапараду 1948 года данную конструкцию увидел Василий Сталин (в то время — командующий ВВС Московского военного округа), который был неплохим летчиком. По его указанию машину включили в план парада.
Начались обсуждения, как дикторы должны назвать этот аппарат. Камов настоял на слове «вертолет». Он сам изобрел этот термин — его первое упоминание зафиксировано в протоколе заседания Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа от 8 февраля 1929 года, на котором рассматривался автожир КАСКР-1 Камова и Николая Скрижинского.
На параде 25 июля 1948 года в Тушино Ка-8 взлетел с грузовика ЗИС-150, совершил три круга и сел обратно. Иосиф Сталин и главком ВМФ адмирал флота Николай Кузнецов были в восторге. Камов получил людей и финансирование.
7 октября того же года начало работу его собственное опытное конструкторское бюро ОКБ-2. Надо было сделать вертолет для полетов с палубы корабля, поскольку Ка-8 был все-таки демонстратором технологий. Началась работа над Ка-10 — с новым, более мощным специально созданным четырехцилиндровым поршневым двигателем АИ-4Г. 30 августа 1949 года этот вертолет совершит свой первый полет.
10 июля 1950 года два Ка-10 передали на госиспытания в НИИ ВВС ВМФ. Они проводились с ноября 1950 года по июль 1951-го. Первая часть морских испытаний проходила на Киш-озере под Ригой. Затем начались корабельные испытания, для которых выделили крейсер «Максим Горький» из состава Балтийского флота.
Площадку для взлета оборудовали на юте крейсера. 7 декабря летчик-испытатель Евгений Гридюшко начал отрабатывать методику выполнения взлета и посадки при различных направлениях и скоростях воздушного потока. Для этого крейсер ходил разными курсами, изменяя скорость хода — от малого до полного. В 1951 году эти вертолеты уже участвовали в параде в честь Дня ВМФ на Химкинском водохранилище.
В 1952 году было решено строить серию из пяти вертолетов Ка-10 для проведения войсковых испытаний. А в мае того же года на аэродроме Куликово поле в Севастополе началось формирование первого в ВМФ СССР отдельного отряда вертолетов. Там обучали летчиков и техников для эксплуатации и освоения Ка-10.
Войсковые испытания прошли в сентябре – декабре 1952 года. Вертолеты летали с палуб различных кораблей, включая линейный корабль «Новороссийск». Исследовались возможности машины для связи между кораблями, для корректировки артиллерийских стрельб, для поиска подводных лодок и обнаружения минных полей. Проверялись возможности взлета и посадки на воду. Изучалось, способны ли управлять вертолетом строевые летчики, а не только испытатели.
В отчетах написали: Ка-10 как средство связи и наблюдательный пункт соответствует своему назначению и дополнительно может решать задачи по обнаружению мин, корректировке огня артиллерии. Он может использоваться со всех типов кораблей, включая бронекатера, где имеется посадочная площадка 2 на 3 м. Ка-10 испытания выдержал, доступен летчикам средней квалификации. Но серийный выпуск и принятие на вооружение нецелесообразны, ибо флоту нужны двухместные вертолеты, оснащенные поисковым оборудованием и вооружением.
Ка-10 оказался не совсем той боевой единицей, которая была нужна морякам, но процесс пошел. ВМФ получил еще 15 таких вертолетов в варианте Ка-10М, на них был наработан опыт эксплуатации и подготовлены пилоты.
В дальнейшем этот отряд станет 872-м вертолетным полком, освоит вертолеты Ка-15, Ка-25, Ка-27, Ми-4, Ми-6, Ми-14 и др. Начнет полеты с палубы первых советских авианесущих кораблей — противолодочных крейсеров проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
В настоящее время наследники этой воинской части — вертолетная эскадрилья в составе 318-го краснознаменного Констанцского смешанного авиаполка участвует в СВО, выполняют задачи на Ка-27 и Ка-29.
Начав с использования соосной схемы, Камов более от нее не отступал — все его последующие вертолеты строились именно по такой, получившей название «русская», схеме. На Западе же такая компоновка не пошла.
Между Камовым и еще одним разработчиком вертолетов, Михаилом Милем, произошло разделение труда: Миль делал вертолеты традиционной схемы типа Ми-8 или Ми-24 для сухопутных войск, Камов же — флотские. Широкое применение получили вертолеты Камова и в гражданской сфере — в частности, они прописались на палубах атомных ледоколов.
В 1953 году взлетит первый двухместный Ка-15. С ним уже можно было решать противолодочные и поисково-спасательные задачи. Появился и гражданский вариант Ка-15М. В составе флотов стали формироваться вертолетные эскадрильи и полки.
Но настоящий расцвет корабельной вертолетной авиации наступит с принятием на вооружение Ка-25. Строящиеся с конца 1950-х боевые корабли — крейсеры проекта 58, большие противолодочные корабли проекта 61, а также крупные вспомогательные суда — получают взлетно-посадочные площадки и ангары для вертолетов. И сегодня на палубах строящихся и входящих в состав ВМФ кораблей, таких как корветы семейства 20380 и фрегаты проекта 22350, десантные корабли проектов 11711 и 23900, обязательно находятся вертолеты марки «Камов».
Венцом творения Николая Камова стал вертолет Ка-27. Но его первый взлет конструктор уже не увидел — умер ровно за месяц до этого события, 24 ноября 1973 года. С 26 февраля 1974-го ОКБ стал носить его имя. В настоящее время КБ Миля и Камова объединены в Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова холдинга «Вертолеты России».
Сегодня Ка-27 — основной вертолет современного ВМФ. Среди модификаций — Ка-27ПС поисково-спасательный, Ка-29 транспортно-боевой, Ка-31 радиолокационного дозора и наведения, гражданский широкого спектра применения Ка-32, Ка-28 экспортный военный, противолодочный Ка-25М. Вертолеты этого типа широко поставлялись на экспорт, например, в Индию, Китай, Вьетнам и другие страны.
Но подлинным триумфом ОКБ имени Камова стал боевой вертолет Ка-52. В конце 1970-х годов встал вопрос будущей замены ударного вертолета Ми-24. К удивлению многих, в тендере приняли участие и камовцы со своей машиной Ка-50, позже получившей название «Черная акула». Через много лет Минобороны России приняло на вооружение и его новую версию — Ка-52 «Аллигатор». Вот так, получив свой шанс в далеком 1948 году, Камов, его товарищи и наследники сумели им воспользоваться и создать лучший боевой вертолет современности.