Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Каждый третий россиянин занимается самолечением, почувствовав признаки недомогания. Об этом свидетельствуют данные ВЦИОМ. Менее половины респондентов обращаются в государственные клиники за медицинской помощью. Причина во многом кроется в неудовлетворенности качеством медобслуживания, о которой сообщают 52% опрошенных. Основные проблемы они видят в дефиците врачей и нехватке компетенций медицинского персонала. Как вернуть доверие граждан к бесплатной медицине — в материале «Известий».

Кризис доверия

Каждый третий россиянин (35%) занимается самолечением. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. За медицинской помощью граждане стали реже обращаться в государственные поликлиники — так поступают всего 41% респондентов. Для сравнения, в 2006 году показатель составлял более половины респондентов (52%).

Регистратура поликлиники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Аналогичный процент россиян выразил неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания. Она обусловлена, как отмечают в исследовательском центре, «структурными проблемами системы здравоохранения, включающими дефицит кадров и компетенций медицинских работников», а также «недостаточной доступностью ряда медицинских услуг». На эти аспекты указали сразу 83% опрошенных.

На фоне этого растет спрос на платные услуги. В частные медицинские учреждения сегодня обращаются 17% респондентов, хотя в 2006 году их число составляло всего 6%.

Во ВЦИОМ отметили, что в целом градус недовольства качеством медицинского обслуживания снижается медленными темпами — в общественных оценках до сих пор преобладает негатив.

При этом одним из вызовов современной системы здравоохранения в России, по результатам опроса, является неравенство доступа к медицинскому обслуживанию. Уровень удовлетворенности медициной в Москве и Санкт-Петербурге в полтора раза превышает общероссийский показатель благодаря масштабным программам модернизации, внедрению инноваций и привлечению лучших специалистов.

Пациент на приеме у врача
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В связи с этим граждане всё чаще прибегают к самолечению — оно становится главным конкурентом государственной медицины. Однако эту практику, по мнению специалистов ВЦИОМ, следует рассматривать не только как следствие недоступности или недоверия к официальной медицине, но и как отражение определенной культуры здоровья, веры в собственное знание о теле и опыт предшествующих поколений.

Минздрав предупреждает

Подобное самолечение представляет собой значительный риск для здоровья, предупреждают в Минздраве РФ.

Самостоятельный прием лекарств, особенно антибиотиков и сильнодействующих средств, повышает риск побочных реакций и развития устойчивости к лечению, а также приводит к позднему обращению к врачу, что ухудшает прогноз при серьезных заболеваниях, включая онкологические и сердечно-сосудистые, — предостерегают в ведомстве.

В целом результаты исследования ВЦИОМ вовсе не носят негативный характер. Они наглядно показывают серьезный с точки зрения социологии рост (42% в 2025 против 35% в 2009 году) числа граждан, довольных медицинским обслуживанием, обращают внимание в пресс-службе министерства. Доля недовольных при этом снижается, что является результатом последовательной политики государства по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Люди в холле поликлиники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

С 2019 года в рамках реализации национальных проектов осуществляются масштабные инвестиции в инфраструктуру здравоохранения, включая строительство и ремонт медицинских учреждений, а также переоснащение их современным оборудованием. Одновременно реализуются федеральные и региональные программы социальной поддержки медицинских работников, направленные на повышение престижа профессии и привлечение кадров, напоминают в Минздраве.

— Эти системные изменения позволили существенно преобразовать весь ландшафт российского здравоохранения, обусловив переход к более технологичной и пациентоориентированной модели, — подчеркивают в ведомстве.

Кадровый голод

При этом данные ВЦИОМ также подтверждают существование серьезных системных вызовов, с которыми сталкивается государственное здравоохранение, уверена главный врач Скандинавского центра здоровья Наталья Гаврилова.

Несмотря на позитивную динамику в течение 20 лет (рост удовлетворенности на 7%), тот факт, что 52% граждан недовольны качеством — а в малых городах этот показатель достигает 60% — однозначно говорит о наличии глубоких проблем, — полагает она.

Врач за аппаратом УЗИ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Опасения, по мнению собеседницы «Известий», вызывают не только текущий уровень неудовлетворенности, но и его ключевые причины — кадровый дефицит и недоступность услуг.

Отток квалифицированных кадров из государственного сектора сегодня обусловлен несколькими факторами, указывает главный врач Клиники интегративной медицины «Дипломат Клиник», член президиума Академии медико-технических наук Евразийской ассоциации медицинских и экологических технологий Сергей Казимов. Первый из них заключается в том, что уровень оплаты труда в частных клиниках зачастую выше, чем в государственных учреждениях.

Проблемой становится и развивающееся последнее десятилетие потребительское отношение части общества к труду медицинских работников, уточняет эксперт.

— Если раньше к профессии врача в обществе доминировало уважительное отношение, то сейчас многие пациенты, приходящие в государственные поликлиники, воспринимают медицинских работников как некий обслуживающий персонал, уже с порога всем и всё обязанный. Это проявляется в банальном бытовом хамстве, ежедневно сталкиваясь с которым в поликлиниках, даже очень самоотверженно настроенные помогать людям врачи не выдерживают и уходят, — утверждает специалист.

Лор осматривает пациента
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Для решения наблюдающихся трудностей требуется кардинальное повышение привлекательности работы в государственном секторе, обращает внимание Гаврилова. Помимо обязательной отработки требуются также достойная заработная плата, современное оборудование, программы непрерывного образования, перечисляет она.

— Кроме того, необходимы внедрение удобных и эффективных систем онлайн-записи, дистанционных консультаций, «второго мнения», электронной очереди. Важно также сформулировать стандарты сервиса, организовать систему оценки качества пациентом и предоставлять публичную отчетность клиник по ключевым показателям, — считает врач.

Она убеждена, что растущее финансирование здравоохранения стоит направить на борьбу с очередями, закупку оборудования для быстрой диагностики и стимулирование работы врачей в проблемных регионах.

Стойка регистрации в поликлинике
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ярким примером служит Москва, где оснащенность городских поликлиник находится на достаточно высоком уровне, зарплаты врачей не сильно отличаются от оплаты труда в частных клиниках и в последние годы всё больше внимания уделяется пациентоориентированности медицинского персонала и скорости маршрутизации пациентов, — подтверждает Казимов.

Эффективное взаимодействие

В целом же проблемы можно найти как в госсекторе, так и в частной медицине, но всегда важно оценивать динамику изменений, улучшение качества услуг и оснащенности, убежден кандидат медицинских наук, член комиссии Госсовета «Продолжительная и активная жизнь», заведующий кафедрой превентивной медицины РУДН Кирилл Маслиев.

За последние годы госсектор здравоохранения прошел масштабную трансформацию: активно строятся и модернизируются медицинские учреждения, усиливается материально-техническая база, расширяется перечень медицинской помощи по ОМС — от дорогостоящих препаратов до высокотехнологичных вмешательств, — перечисляет эксперт.

Коридор больницы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Существенный вклад внесла реформа первичного звена, которая была острой и крайне востребованной, уточняет собеседник «Известий». По итогу она оказалась эффективной, позволив отремонтировать и переоснастить значительное число поликлиник.

В государственных учреждениях здравоохранения, особенно в специализированных научно-исследовательских клинических центрах, работает множество достойных высококвалифицированных специалистов, подчеркивает Сергей Казимов.

— Целый ряд высокотехнологичной и наукоемкой медицинской помощи, например качественной трансплантологической, возможно получить лишь в государственных клиниках, — обращает внимание он.

При этом важно учитывать, что значительную роль в общей картине играет частный сектор здравоохранения, дополняет Маслиев.

Конкуренция среди частных клиник традиционно выше, что стимулирует улучшение качества услуг, повышение клиентоориентированности, внедрение более современных технологий и гибких форм обслуживания. Частные сети активно инвестируют в оснащение и сервис, что создает дополнительный стандарт ожиданий для пациентов и косвенно подталкивает государственные учреждения к ускорению собственных реформ, — уверен собеседник «Известий».

МРТ головного мозга
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Нельзя сказать, какое из этих направлений медицины является более качественным, потому что сегодня государственные и частные клиники решают разные задачи, указывает Наталья Гаврилова.

Частная медицина в ее современном виде фокусируется на сервисе, доступности и комфорте пациента: запись на удобное время, отсутствие очередей, расширенное время приема, современный интерьер, комплексные пакеты услуг. Она лучше справляется с этими запросами и является эффективным дополнением системы, снимая часть нагрузки с государственного сектора по платным услугам, — разъясняет врач.

Государственная медицина, в свою очередь, выступает фундаментом и системой гарантий для всех граждан, особенно в области экстренной помощи, утверждает собеседница «Известий».

Идеальной моделью для России, по ее мнению, являются сильная, хорошо финансируемая и умно организованная государственная система, обеспечивающая базовые гарантии, и динамичный частный сектор, предлагающий сервис, скорость и дополнительные опции.

— Наша задача как профессионального сообщества — не противопоставление, а поиск точек эффективного взаимодействия, чтобы в выигрыше оставался в первую очередь пациент. Проблемы доверия к медицине, озвученные в опросе ВЦИОМ, — это вызов для всей отрасли, и их решение потребует усилий как регулятора, так и делового сообщества, — резюмирует Гаврилова.

Читайте также
Прямой эфир