И тебя вылечат: как вернуть доверие россиян к государственной медицине
Каждый третий россиянин занимается самолечением, почувствовав признаки недомогания. Об этом свидетельствуют данные ВЦИОМ. Менее половины респондентов обращаются в государственные клиники за медицинской помощью. Причина во многом кроется в неудовлетворенности качеством медобслуживания, о которой сообщают 52% опрошенных. Основные проблемы они видят в дефиците врачей и нехватке компетенций медицинского персонала. Как вернуть доверие граждан к бесплатной медицине — в материале «Известий».
Кризис доверия
Каждый третий россиянин (35%) занимается самолечением. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. За медицинской помощью граждане стали реже обращаться в государственные поликлиники — так поступают всего 41% респондентов. Для сравнения, в 2006 году показатель составлял более половины респондентов (52%).
Аналогичный процент россиян выразил неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания. Она обусловлена, как отмечают в исследовательском центре, «структурными проблемами системы здравоохранения, включающими дефицит кадров и компетенций медицинских работников», а также «недостаточной доступностью ряда медицинских услуг». На эти аспекты указали сразу 83% опрошенных.
На фоне этого растет спрос на платные услуги. В частные медицинские учреждения сегодня обращаются 17% респондентов, хотя в 2006 году их число составляло всего 6%.
Во ВЦИОМ отметили, что в целом градус недовольства качеством медицинского обслуживания снижается медленными темпами — в общественных оценках до сих пор преобладает негатив.
При этом одним из вызовов современной системы здравоохранения в России, по результатам опроса, является неравенство доступа к медицинскому обслуживанию. Уровень удовлетворенности медициной в Москве и Санкт-Петербурге в полтора раза превышает общероссийский показатель благодаря масштабным программам модернизации, внедрению инноваций и привлечению лучших специалистов.
В связи с этим граждане всё чаще прибегают к самолечению — оно становится главным конкурентом государственной медицины. Однако эту практику, по мнению специалистов ВЦИОМ, следует рассматривать не только как следствие недоступности или недоверия к официальной медицине, но и как отражение определенной культуры здоровья, веры в собственное знание о теле и опыт предшествующих поколений.
Минздрав предупреждает
Подобное самолечение представляет собой значительный риск для здоровья, предупреждают в Минздраве РФ.
— Самостоятельный прием лекарств, особенно антибиотиков и сильнодействующих средств, повышает риск побочных реакций и развития устойчивости к лечению, а также приводит к позднему обращению к врачу, что ухудшает прогноз при серьезных заболеваниях, включая онкологические и сердечно-сосудистые, — предостерегают в ведомстве.
В целом результаты исследования ВЦИОМ вовсе не носят негативный характер. Они наглядно показывают серьезный с точки зрения социологии рост (42% в 2025 против 35% в 2009 году) числа граждан, довольных медицинским обслуживанием, обращают внимание в пресс-службе министерства. Доля недовольных при этом снижается, что является результатом последовательной политики государства по повышению качества и доступности медицинской помощи.
С 2019 года в рамках реализации национальных проектов осуществляются масштабные инвестиции в инфраструктуру здравоохранения, включая строительство и ремонт медицинских учреждений, а также переоснащение их современным оборудованием. Одновременно реализуются федеральные и региональные программы социальной поддержки медицинских работников, направленные на повышение престижа профессии и привлечение кадров, напоминают в Минздраве.
— Эти системные изменения позволили существенно преобразовать весь ландшафт российского здравоохранения, обусловив переход к более технологичной и пациентоориентированной модели, — подчеркивают в ведомстве.
Кадровый голод
При этом данные ВЦИОМ также подтверждают существование серьезных системных вызовов, с которыми сталкивается государственное здравоохранение, уверена главный врач Скандинавского центра здоровья Наталья Гаврилова.
— Несмотря на позитивную динамику в течение 20 лет (рост удовлетворенности на 7%), тот факт, что 52% граждан недовольны качеством — а в малых городах этот показатель достигает 60% — однозначно говорит о наличии глубоких проблем, — полагает она.
Опасения, по мнению собеседницы «Известий», вызывают не только текущий уровень неудовлетворенности, но и его ключевые причины — кадровый дефицит и недоступность услуг.
Отток квалифицированных кадров из государственного сектора сегодня обусловлен несколькими факторами, указывает главный врач Клиники интегративной медицины «Дипломат Клиник», член президиума Академии медико-технических наук Евразийской ассоциации медицинских и экологических технологий Сергей Казимов. Первый из них заключается в том, что уровень оплаты труда в частных клиниках зачастую выше, чем в государственных учреждениях.
Проблемой становится и развивающееся последнее десятилетие потребительское отношение части общества к труду медицинских работников, уточняет эксперт.
— Если раньше к профессии врача в обществе доминировало уважительное отношение, то сейчас многие пациенты, приходящие в государственные поликлиники, воспринимают медицинских работников как некий обслуживающий персонал, уже с порога всем и всё обязанный. Это проявляется в банальном бытовом хамстве, ежедневно сталкиваясь с которым в поликлиниках, даже очень самоотверженно настроенные помогать людям врачи не выдерживают и уходят, — утверждает специалист.
Для решения наблюдающихся трудностей требуется кардинальное повышение привлекательности работы в государственном секторе, обращает внимание Гаврилова. Помимо обязательной отработки требуются также достойная заработная плата, современное оборудование, программы непрерывного образования, перечисляет она.
— Кроме того, необходимы внедрение удобных и эффективных систем онлайн-записи, дистанционных консультаций, «второго мнения», электронной очереди. Важно также сформулировать стандарты сервиса, организовать систему оценки качества пациентом и предоставлять публичную отчетность клиник по ключевым показателям, — считает врач.
Она убеждена, что растущее финансирование здравоохранения стоит направить на борьбу с очередями, закупку оборудования для быстрой диагностики и стимулирование работы врачей в проблемных регионах.
— Ярким примером служит Москва, где оснащенность городских поликлиник находится на достаточно высоком уровне, зарплаты врачей не сильно отличаются от оплаты труда в частных клиниках и в последние годы всё больше внимания уделяется пациентоориентированности медицинского персонала и скорости маршрутизации пациентов, — подтверждает Казимов.
Эффективное взаимодействие
В целом же проблемы можно найти как в госсекторе, так и в частной медицине, но всегда важно оценивать динамику изменений, улучшение качества услуг и оснащенности, убежден кандидат медицинских наук, член комиссии Госсовета «Продолжительная и активная жизнь», заведующий кафедрой превентивной медицины РУДН Кирилл Маслиев.
— За последние годы госсектор здравоохранения прошел масштабную трансформацию: активно строятся и модернизируются медицинские учреждения, усиливается материально-техническая база, расширяется перечень медицинской помощи по ОМС — от дорогостоящих препаратов до высокотехнологичных вмешательств, — перечисляет эксперт.
Существенный вклад внесла реформа первичного звена, которая была острой и крайне востребованной, уточняет собеседник «Известий». По итогу она оказалась эффективной, позволив отремонтировать и переоснастить значительное число поликлиник.
В государственных учреждениях здравоохранения, особенно в специализированных научно-исследовательских клинических центрах, работает множество достойных высококвалифицированных специалистов, подчеркивает Сергей Казимов.
— Целый ряд высокотехнологичной и наукоемкой медицинской помощи, например качественной трансплантологической, возможно получить лишь в государственных клиниках, — обращает внимание он.
При этом важно учитывать, что значительную роль в общей картине играет частный сектор здравоохранения, дополняет Маслиев.
— Конкуренция среди частных клиник традиционно выше, что стимулирует улучшение качества услуг, повышение клиентоориентированности, внедрение более современных технологий и гибких форм обслуживания. Частные сети активно инвестируют в оснащение и сервис, что создает дополнительный стандарт ожиданий для пациентов и косвенно подталкивает государственные учреждения к ускорению собственных реформ, — уверен собеседник «Известий».
Нельзя сказать, какое из этих направлений медицины является более качественным, потому что сегодня государственные и частные клиники решают разные задачи, указывает Наталья Гаврилова.
— Частная медицина в ее современном виде фокусируется на сервисе, доступности и комфорте пациента: запись на удобное время, отсутствие очередей, расширенное время приема, современный интерьер, комплексные пакеты услуг. Она лучше справляется с этими запросами и является эффективным дополнением системы, снимая часть нагрузки с государственного сектора по платным услугам, — разъясняет врач.
Государственная медицина, в свою очередь, выступает фундаментом и системой гарантий для всех граждан, особенно в области экстренной помощи, утверждает собеседница «Известий».
Идеальной моделью для России, по ее мнению, являются сильная, хорошо финансируемая и умно организованная государственная система, обеспечивающая базовые гарантии, и динамичный частный сектор, предлагающий сервис, скорость и дополнительные опции.
— Наша задача как профессионального сообщества — не противопоставление, а поиск точек эффективного взаимодействия, чтобы в выигрыше оставался в первую очередь пациент. Проблемы доверия к медицине, озвученные в опросе ВЦИОМ, — это вызов для всей отрасли, и их решение потребует усилий как регулятора, так и делового сообщества, — резюмирует Гаврилова.