По разным оценкам, которые приводили и в Минфине РФ, и во Всемирном банке, объем теневой экономики в России в среднем составляет 10–20% от ВВП. В пересчете на рубли это означает, что, даже по очень грубым оценкам, оборот теневого сектора, который не платит налоги, достигает 20–40 трлн рублей. Это означает, что бюджет несет огромный ущерб, недополучая налоговые доходы.
В правительстве разрабатывают меры по обелению, рассчитанные на пять лет — они представлены в «Плане структурных изменений в российской экономике до 2030 года». Так власти планируют создать условия для роста собираемости налогов в бюджет: главным образом, НДС и налога на прибыль, если многие предприятия выйдут из тени и начнут, как и добросовестные налогоплательщики, уплачивать сборы в бюджет. В качестве одной из таких мер в правительственном документе называется сокращение оборота наличных денег.
Теоретически понятно, почему правительство собирается с помощью этого выводить из тени бизнес, который не платит налоги в бюджет и взносы в Соцфонд. Ведь там, где избыточно большой оборот наличных, и на НДС экономят, и налоговую базу по налогу на прибыль скрывают, и зарплаты сотрудников «в конвертиках». А значит, бюджет из-за таких «конвертиков» недополучает еще и НДФЛ. При этом самим работникам такая занятость может сильно «аукнуться» в будущем недостаточным трудовым стажем, если сотрудник не оформлен в соответствии с Трудовым кодексом и у него недостаточно баллов для будущей пенсии.
По данным Банка России, в середине 2025 года доля безналичных платежей в РФ достигла 87,5%. И это связано с увеличением числа легально работающих предприятий и с преимуществами безналичных расчетов. Вполне возможно, что для дальнейшего сокращения наличных в обороте в России будут приняты законы об оснащении онлайн-кассами всех торговых точек на территории РФ, включая небольшие магазины, уличную торговлю и рынки.
Уже с 1 августа использование онлайн-касс стало обязательным для всех российских предпринимателей. Однако далеко не во всех компаниях, особенно если речь идет о микропредприятиях, работающих на основе упрощенной системы налогообложения, клиенту удается расплатиться по «безналу». Многие из таких организаций (особенно из сферы бытовых услуг, ремонта) безналичную оплату в принципе не практикуют.
Возникает вопрос, как их можно вывести из тени. Тем более что в этом году спрос на наличные в России даже немного вырос, поскольку в ряде регионов из-за опасности атак БПЛА интернет работает с перебоями. Это отражается и на работе онлайн-касс, поэтому иногда добросовестные предприятия розничной торговли и услуг просто вынуждены принимать оплату наличными, отказавшись от других способов оплаты, которые невозможно осуществить без интернета.
Однако такая проблема может быть решена уже через один-два года с помощью запуска цифрового рубля. Им можно платить даже в отсутствие интернета, в отличие от традиционных безналичных платежей. Например, если покупатель скачал на свой смартфон часть цифровых рублей со своего цифрового кошелька, а технически это работает как обычная передача файлов с одного устройства на другое, для которой не всегда нужен интернет.
Все операции с цифровым рублем будут иметь определенную «историю» (которая записана на блокчейне), поэтому ЦБ не составит труда отследить, откуда пришли и куда ушли цифровые рубли и не попали ли они к мошенникам. А в этом случае организацию, которая не будет принимать оплату цифровыми рублями, можно очень легко «взять на карандаш» и проверить, насколько она добросовестный налогоплательщик.
Так цифровой рубль может существенно помочь в обелении экономики, по крайней мере, в том, что связано с розничной торговлей потребительскими товарами и услугами. У правительства РФ имеются в запасе и иные меры в других сферах. Например, легализация такой отрасли, как майнинг (предполагал принятие специального закона о добыче цифровой валюты и соответствующих изменений в Налоговом кодексе), уже произошла в 2024 году. По итогам 2025-го ожидается, что майнинговая отрасль может принести в бюджет дополнительные доходы на 50–60 млрд рублей, следует из прогноза Минфина. А в перспективе, через пять лет, российская казна сможет получать от легализации майнинга, по оценкам самих участников этого рынка, около 200 млрд рублей в год.
Теперь на очереди легализация криптовалютного рынка, которая может способствовать увеличению поступлений в бюджет не только от налогов на бизнес, но еще и от НДФЛ, если разрешить операции на биржах с «криптой» как с имуществом. А поступления от них будут облагаться налогом на доходы физлиц. Разрешение на легальные операции торговли криптовалютой также может помочь принести в бюджет как минимум 50–100 млрд рублей в год.
В целом, если государству когда-либо удастся вывести весь теневой сектор на белый свет, можно будет предположить, что бюджет со временем станет получать дополнительные 6–12 трлн рублей в год. Особенно если учитывать, что треть сегодняшнего российского ВВП формируется за счет налоговых поступлений на население и бизнес.
Автор — ведущий аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора