Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СБУ сообщила о бегстве уклонистов из Украины в Европу по газовой трубе
Экономика
Патрушев рассказал о планах по увеличению урожая зерна на ближайшие годы
Мир
В Польше сообщили о получении от Украины запроса на экстрадицию археолога Бутягина
Общество
Гарри Каспаров заочно арестован по делу об оправдании терроризма
Мир
Трамп призвал президента Колумбии усилить борьбу против наркопроизводителей
Общество
Эксперт рассказал о размерах минимальной пенсии в России в 2026 году
Армия
Белоусов поздравил бойцов с освобождением Андреевки Днепропетровской области
Общество
Гастроэнтеролог назвала способы организовать новогодний стол для детей
Мир
Захарова допустила введение санкций против российских волков после заявлений CNN
Мир
В Грузии за взятки задержан экс-глава Службы госбезопасности Лилуашвили
Мир
Глава МИД Сербии заявил о решительной поддержке плана Трампа по Украине
Общество
Главу Крымска задержали по делу о махинациях с землей стоимостью 120 млн рублей
Мир
СМИ сообщили об отказе Миндича возвращаться на Украину из Израиля
Мир
Sky News сообщил о задержании в Лондоне Тунберг за протест
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о мобилизации во время рыбалки с одноклассником
Общество
Путин подчеркнул важность соблюдения в полном объеме прав граждан России
Спорт
Ролана Гусева назначили главным тренером московского ФК «Динамо» до конца сезона

Оставить без присмотра: самозанятым таксистам хотят отменить предрейсовые медосмотры

Какие еще нормы для упрощения работы водителей-частников разработали в Госдуме
0
EN
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Для самозанятых таксистов хотят отменить ежедневные предрейсовые медосмотры. Такой законопроект готовят к внесению в Госдуму депутаты «Единой России». Документ появился по итогам совещания в Минтрансе с участием профильных ведомств, в частности Минздрава и МВД. Норму необходимо отменить, так как ее фактически невозможно выполнить, отмечается в протоколе к совещанию. В целом законопроект вводит регулирование частных перевозчиков, устанавливая за ними отдельный контроль и отделяя их от профессиональных таксистов. Что думают о документе в отрасли — в материале «Известий».

Зачем отменять медосмотры и упрощать

Самозанятых таксистов могут освободить от ежедневных предрейсовых осмотров — такая норма, среди прочих, содержится в законопроекте, разработанном депутатами «Единой России». Он готовится к внесению в Госдуму. Документ появился по итогам совещания в Минтрансе с участием профильных ведомств — Минздрава, МВД и других, рассказал «Известиям» один из авторов инициативы, зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский.

— Мы готовим эти изменения совместно с отраслью, потому что необходимо усовершенствовать действующее законодательство. В 2023 году был принят закон № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», который, как выяснилось после анализа его правоприменительной практики, не учитывает некоторые реалии. Во-первых, невыполнимой оказалась норма о ежедневных предрейсовых осмотрах частных перевозчиков, оказывающих услугу на нерегулярной основе, — пояснил депутат.

По его словам, причиной этого стало отсутствие инфраструктуры для проведения таких медосмотров, а также нехватка медицинских работников, которые могут выносить заключения по их результатам. Особенно сложно это в связи с тем, что из 2,5 млн водителей такси, только для 253,6 тыс. самозанятых эта работа — основная, а для остальных — лишь подработка.

— Мы предлагаем изменить технологию проведения медосмотров, чтобы эта процедура проходила дистанционно, в цифровом формате. Есть несколько вариантов тестирования с помощью искусственного интеллекта: либо водитель будет зачитывать фразу, либо через видеокамеру будет отслеживаться реакция глазного зрачка, — пояснил Сергей Лисовский.

Во-вторых, по словам Сергея Лисовского, законодательно предлагается отделить профессиональных таксистов от частных перевозчиков, для которых такси — это подработка.

— Во всем мире они разделены, а у нас [частные перевозчики] сейчас оказались вне правового поля. Внося эти правки, мы даем им возможность зарабатывать легально. Одновременно, новыми нормами — через агрегаторы, мы обеспечим страхование как водителей, так и пассажиров. Это очень важно, потому что таким образом мы повышаем безопасность поездок. А самое главное, чтобы эти люди платили налоги. По нашим подсчетам это в районе 30–49 млрд рублей в год дополнительных доходов бюджета, — пояснил депутат.

«Отдельное законодательное регулирование деятельности указанной категории физических лиц — перевозчиков в настоящее время отсутствует, что сказывается на качестве оказываемых услуг, безопасности лиц, пользующихся такими услугами, влечет затруднительность защиты прав пассажиров. В этой связи предлагается ввести законодательное регулирование деятельности по перевозке пассажиров физическими лицами на личных автомобилях», — говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть у «Известий»).

В ней также сообщается, что проект закона закрепляет основы правового регулирования сферы перевозок пассажиров физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с привлечением сервисов-агрегаторов (служб заказа).

Перевозчики будут обязаны иметь статус самозанятых и состоять в реестре лиц, занимающихся перевозкой пассажиров на личном транспорте. Процедура внесения в этот реестр будет простой. Человек, заинтересованный в работе таксистом на личном автомобиле, направит в службу заказа свою личную информацию и сведения об автомобиле. Ее проверят и направят в уполномоченный орган. А уже он включит человека в соответствующий реестр.

Также в законопроекте закрепляются требования к физлицам-перевозчикам, в том числе касающиеся стажа вождения, состояния здоровья, отсутствия судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления и административных правонарушений в области дорожного движения. Регламентируются и условия использования личного автомобиля в качестве такси — в частности, он должен будет соответствовать требованиям технического регламента и иметь действующий полис ОСАГО.

В документе уточнены и основания для приостановления и прекращения права на осуществление деятельности, в том числе за систематическое нарушение правил дорожного движения.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Минздрав и МВД с просьбой прокомментировать перспективы поддержки законопроекта.

Поддерживают ли изменения сами таксисты

В пресс-службе такси «Максим» сообщили, что им известно о разработке депутатами Госдумы новой концепции регулирования сферы легковых пассажирских перевозок, которая предполагает выделить в отдельную категорию регулирования частных водителей с личными автомобилями.

— Закон № 580 не охватил частных водителей с личными автомобилями, так называемый райдхейлинг. Фактически предстоит создать с нуля регулирование этого массового сегмента. Поэтому ведется поиск альтернативных методов контроля, поскольку ежедневные осмотры являются неисполнимой нормой для водителей-физлиц, — пояснили пресс-службе компании.

Там также отметили, что частные водители с личными автомобилями физически и экономически не могут исполнять те же требования, что предъявляются транспортным предприятиям. В том числе это медосмотры и техосмотры, перекраска личного автомобиля в цвет такси, путевые листы, коммерческие страховки ОСАГО и ОСГОП. Закон о локализации такси критически обострил это противоречие.

— Мы всецело поддерживаем инициативу разделить сферу легковых пассажирских перевозок на профессиональное такси (таксопарки) и частных водителей с личными автомобилями (райдхейлинг). Во всем мире сосуществуют эти две совершенно разные экономические модели перевозок и регулируются они по-разному, — заявили в сервисе.

От правильной реализации модели зависит легализация до 5 млн водителей, поступление налогов от их деятельности, безопасность всех участников поездок и транспортная доступность в регионах, которая и обеспечивается такими частными водителями, отметили в пресс-службе «Максима».

В компании подчеркнули, что они много лет готовят предложения по модернизации регулирования сфер такси и райдхейлинга, участвуют в думских мероприятиях, отраслевых форумах и конференциях, круглых столах. Но, к сожалению, закон № 580 был принят без учета мнения участников отрасли.

— Надеемся, что на этот раз наши предложения и аналитика будут учтены теми, кто действительно заинтересован в развитии современной безопасной услуги и современного отраслевого законодательства, — отметили в сервисе.

По словам операционного директора «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Даниила Курашева, многие требования действующего законодательства о такси излишни и выступают лишь препонами для работы, не принося какого-либо значимого положительного эффекта, но ведут к оттоку исполнителей из сервисов такси.

— Сильнее всего это сказывается на так называемых водителях-подработчиках. В связи с этим мы поддерживаем инициативы, способные упростить работу как водителей такси, так и таксопарков, — отметил он.

Также о поддержке законопроекта «Известиям» заявили в Объединении самозанятых России (насчитывает более 270 тыс. человек, в основном это водители). При этом там отметили, что отдельные пункты предлагаемых в законопроекте изменений требуют обсуждения.

В частности, телемедицина как один из вариантов контроля состояния водителей вряд ли реализуема. На практике оснащение одного субъекта такими пунктами потребует сотен миллионов рублей, неподъемных для региональных бюджетов.

— Но в целом мы поддерживаем то, что фракция «Единая Россия» ищет решение давно назревшей проблемы, о которой участники рынка и наше объединение говорит постоянно, — сообщили в пресс-службе объединения. — Мы поддерживаем создание правил для частных водителей на личных автомобилях. Это поможет законодательно разделить сферу пассажирских перевозок на две экономически различные модели — профессиональные таксопарки и самозанятых на личных автомобилях.

Там также отметили, что нынешние требования законодательства самозанятый водитель не может выполнить по экономическим причинам и из-за недостаточного развития инфраструктуры. Среди них — необходимость использования локализованных автомобилей, ежедневные медосмотры и техосмотры, путевые листы, оформление коммерческого ОСАГО и ОСГОП, обязательный цвет автомобиля — всё это нормы, разработанные для транспортных предприятий, подчеркнули в объединении.

Читайте также
Прямой эфир