Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бессент назвал неразумным шагом возможный ответ Европы на пошлины США
Мир
В Польше из свидетельств о браке уберут слова «муж» и «жена»
Общество
На ЗАЭС возобновлена подача электроэнергии по линии «Ферросплавная-1»
Общество
В «ЛизаАлерт» назвали сроки возвращения к поискам Усольцевых в тайге
Спорт
Тихонов предложил назначить олимпийским чемпионам пенсию в 500 тыс. рублей
Мир
Президент Болгарии Радев анонсировал свою отставку 20 января
Спорт
Тарасова оценила перспективы воссоединения Трусовой и Тутберидзе
Мир
МИД России выразил соболезнования гражданам Испании в связи с ж/д катастрофой
Мир
На месте ж/д катастрофы в Испании обнаружили участки поврежденных путей
Мир
Журналист Axios Равид сообщил о плане Дмитриева встретиться с Уиткоффом и Кушнером
Мир
Движение «По-нашему» Карапетяна зарегистрировало в Армении партию
Мир
Итальянский модельер Валентино Гаравани умер в возрасте 93 лет
Общество
В Госдуму внесли законопроект для защиты от «эффекта Долиной»
Общество
Московские врачи извлекли свиное ухо из пищевода женщины
Мир
Швейцария пригласит РФ и других членов ОБСЕ на конференцию по кибербезопасности
Мир
Политолог оценил вероятность холодной войны между Европой и США из-за Гренландии
Мир
На Украине массово отметили Крещение 19 января

Королевство Удо Кира

Кинокритик Сергей Сычев — о тайне образа немецкого актера, ушедшего из жизни в 81 год
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почти 300 ролей. Причем таких, что у каждого в итоге есть какой-то свой Удо Кир. Для синефилов это прежде всего один из любимых актеров Ларса фон Триера, который уже почти 40 лет у него снимается почти в каждом фильме, вплоть до третьего сезона «Королевства». Те, кто постарше, вспоминают роли у Фасбиндера, в том числе в главной его работе «Берлин, Александерплац», абсолютном шедевре и, как принято считать, лучшем сериале в истории.

Удо Кир работал с Гасом Ван Сентом и Вимом Вендерсом, Вернером Херцогом и Фатихом Акином, Александром Пэйном и Робом Зомби. В молодости участвовал в проектах Энди Уорхола. Для кого-то — вообще злодей из «Эйса Вентуры». Или парень из «Джонни Мнемоника» (кстати, сейчас идет в кинотеатрах России отреставрированная версия). А еще были «Блэйд», «Армагеддон», «Бладрейн», «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса, «Железное небо», «Драка в блоке 99», «Закатать в асфальт». Только что в Каннах была в конкурсе замечательная бразильская картина «Секретный агент», там русский оператор, фильм куплен для российского проката. Кир сыграл и там.

Он снимался даже в роликах для видеоигр. Когда актера не стало, Хидео Кодзима с горечью написал, что тот не успел сыграть одну из главных ролей в будущем хите OD из-за забастовки Гильдии актеров США и должен был сделать это в ближайшее время. Кодзима назвал Удо Кира великим.

Лично я берусь судить, с чем связана эта всеядность. Но правда в том, что Удо Кира в итоге знают зрители нескольких поколений, совершенно разных вкусовых и жанровых предпочтений, и знают если не по имени, то в лицо точно. Он был в комедиях и хоррорах, экшенах и драмах, артхаусе и блокбастерах. А на фестивалях просто всегда, стоило появиться в кадре Удо Киру, начинались аплодисменты.

Его невозможно не узнать. Как только он появляется в кадре, он сразу переключает внимание на себя. Его прозрачные глаза, поджатые губы, строгое лицо — и что-то такое во взгляде, что ты сразу оказываешься в его власти. Грациозный, неуловимый, молчаливый, Удо Кир улыбался так, как будто ему известна вся тайная мудрость мира. А еще у него на лице иногда возникало выражение такой аристократической скуки, что хотелось ему отдать все роли в костюмном кино. Жаль, что теперь это уже не получится сделать, а сам актер как раз в таком играл редко.

Для меня главное качество Удо Кира — его самоирония. Думаю, за это его и ценил Ларс фон Триер. Кир мог быть кем угодно, и именно ему Триер доверил сыграть предвестника антихриста в «Королевстве», причем самого антихриста, как мы помним, фон Триер не без удовольствия сыграл сам. Под громкий хохот всех своих многочисленных фанатов, естественно. Триеру вообще важно, чтобы артист не относился к себе серьезно, поэтому он и рассорился и с Бьорк, и с Николь Кидман. А вот с Киром и Скарсгардом у него всё сложилось идеально. Кажется, что чем нелепее, чем абсурднее им придумываешь образ, тем они счастливее. Чтобы были лицедейство, скоромошество, шутовство. Чтобы создавался этой дикий контраст убеленного благородными сединами и морщинами интеллектуала с идиотскими ситуациями, в которых он оказывался. И, конечно, нельзя было не поиграть с тем, что облик у Удо Кира, признаем, вполне зловещий, не просто так его в ужастики звали, а при этом он на самом деле в жизни человек веселый и компанейский.

Поэтому мне так нравится роль Удо Кира в «Эйсе Вентуре» — не просто комедии 1990-х, а манифесте, цитатнике, гимне карнавальному юмору. Выходит на шикарном приеме Джим Керри из уборной, оборванный, мокрый, злой, и взволнованный Удо Кир подбегает к нему и обещает проверить канализацию, чтобы больше такого не случилось. А Керри, он же Эйс, издевательски говорит ему, что «если бы я еще и воды из вашего унитаза выпил, не знаю, что бы со мной случилось». И нужно быть Удо Киром, чтобы в этот момент оставаться джентльменом в каждом движении. У него в этой картине еще и элегантная хромота, чтобы подчеркнуть «хореографией» принадлежность персонажа к высшему свету.

С другой стороны, посмотрите, как Кир сыграл Ясона в «Медее» фон Триера. Жестокий нарцисс, который точно знает, что некуда колдунье с детьми деваться от него. Удо Кира здесь не так просто узнать из-за бороды, но в его глазах здесь видна та самая Судьба, от которой ему не уйти. Рок, который висит над его головой. Смерть, которая уже постучалась в двери. У него не так много экранных минут здесь, но вдруг понимаешь, что Ясон только таким и мог быть. Великим воином — и ничтожным мужчиной, победителем и проигравшим в одном лице, виновником чужих и собственных страданий.

Говорят, у Удо Кира была мечта сыграть главного злодея в каком-нибудь фильме о Бонде. Такого, который мечтает захватить, а лучше разрушить планету, и чтобы всем было одновременно страшно и смешно. Страшно обидно, что этого не случилось. Но он оставил нам три сотни других образов, и вряд ли найдется тот, кто знаком с ними всеми. Настало время заполнить пробелы. И снова, и снова встречать эти удивительные глаза и поражаться тому, что их обладатель был настолько разным, но любимым всеми.

Автор — кинокритик, редактор отдела культуры «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автор

Читайте также
Прямой эфир