Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Госдуме озвучили размеры пособия по беременности на 2026 год
Общество
Инвестиции в экономику Калининградской области выросли на 10,5% в 2025 году
Мир
В США произошла стрельба в Брауновском университете
Общество
В двух аэропортах РФ введены временные ограничения на полеты
Общество
Синоптик предупредил о январской погоде и до –8 градусов в воскресенье в Москве
Мир
В ЕЭК сообщили о ходе переговоров о ЗСТ с Египтом
Происшествия
В Пензенской области восстановили электричество в большинстве населенных пунктов
Армия
Старший лейтенант Альжанов уничтожил склад боеприпасов ВСУ в зоне СВО
Мир
Лукашенко попросил не задавать ему «гадких вопросов» о Путине
Спорт
Голкипер ПСЖ Сафонов не смог отразить удар «Метца»
Происшествия
В Москве эвакуировали 40 человек из многоэтажного дома во время пожара
Общество
В Госдуме анонсировали упрощение процедуры оформления жилья с 2026 года
Мир
В США оправдали ожидавшего смертной казни более 25 лет заключенного
Происшествия
На нефтебазе в Урюпинске начался пожар из-за атаки БПЛА
Происшествия
В Дагестане 21 населенный пункт оказался без света из-за сильного ветра
Мир
Alikhbariah заявил об игнорировании коалицией предупреждений об атаке в Пальмире
Мир
Прощание с послом России в КНДР Мацегорой пройдет в Москве 16 декабря
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всплеск фишинговых атак на потенциальных покупателей перед началом «черной пятницы» фиксируют компании по кибербезопасности. Количество писем со ссылками, которые ведут на фейковые сайты, выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым месяцем. Злоумышленники активно распространяют их в соцсетях, заманивая людей огромными скидками. Эксперты предупреждают: атаки на покупателей становятся всё более точечными. Они призывают проверять даже письма, где упоминались предыдущие заказы, и взять паузу, прежде чем соглашаться на заманчивое предложение. Как еще атакуют покупателей и магазины накануне распродаж — в материале «Известий».

Самые распространенные схемы мошенничества

Количество фишинговых писем перед глобальной распродажей «черная пятница» (28 ноября 2025 года) выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым месяцем, подсчитали эксперты компании «Нейроинформ». Сейчас в топ-3 самых распространенных схем, которые применили мошенники, — фейковые сайты известных брендов, запуск липовых акций в соцсетях и рассылка фальшивых уведомлений о доставке.

Ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Создание фейковых сайтов — довольно известная схема, но несмотря на это, потенциальные покупатели до сих пор попадают в эту ловушку, — предупредили в компании.

Только в ноябре этого года злоумышленники, по данным разных организаций по информационной безопасности, запустили от 700 до более 1 тыс. сайтов-клонов, имитирующих известные магазины. Оплачивая товар на подобных ресурсах, покупатели теряют не только деньги, но и данные своих банковских карт.

Фишинговые сайты очень похожи на легитимные площадки, подтвердил директор по продуктам и технологиям компании по управлению цифровыми риками BI.ZONE Муслим Меджлумов. Специалисты этой компании отмечают, что количество таких площадок ежегодно растет с сентября, а к ноябрю, когда проходит «черная пятница», достигает пиковых значений. Например, если с января по август их создается около 100–150, в сентябре это число обычно достигает 200, в октябре — 500, то в ноябре количество сайтов-ловушек сразу удваивается.

Аналитики отмечают, что осенью 2025 года количество фишинговых писем увеличилось более чем в 2,4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. В корпоративной почте к сезону скидок всё чаще появляются сообщения с одинаковыми формулировками: «Черная пятница уже близко», «Скидки до конца недели», «Ваш бонус за участие в распродаже», «Спеццены только сегодня», «ПРЕЧЕРНАЯ пятница началась».

Черная пятница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Киберпреступники обращаются к эмоциям получателя. Персонализация, ощущение выгоды или срочности побуждают действовать поспешно — переходить по ссылкам, скачивать вложения или раскрывать личные данные, — предупреждают эксперты.

Кроме того, по предварительным оценкам, злоумышленники организовали около 100 акций в российских соцсетях: они достаточно агрессивно продвигали рекламу товаров, в том числе премиум-сегмента, якобы со скидкой до 90%, отметили в компании «Нейроинформ».

— Рекламные объявления вели на мошеннические сайты, где можно было оплатить товар. В результате покупателям доставалась дешевая подделка вместо качественной оригинальной продукции известного бренда или же они совсем ничего не получали, — рассказали там.

Кроме того, в ноябре 2025 года злоумышленники активно рассылали потенциальным покупателям СМС и электронные письма, маскируясь под известные службы доставки. Сообщения мошенников были посвящены проблемам с доставкой, и эти послания содержали ссылку на фишинговый сайт для ввода паспортных данных для оформления груза на таможне, оплаты таможенной пошлины или доплаты за превышение веса посылки. В первой половине этого месяца количество подобных писем выросло почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Посылка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльмира Закирова

Помимо этого, злоумышленники использовали одну из самых распространенных схем в период распродаж — мошенничество с подарочными картами. Их продажа велась на сомнительных сайтах, и после покупки они оказались неактивными.

Как атаковали ритейлеров

При этом не только потенциальные покупатели стали мишенью злоумышленников. Одна из основных проблем для российских онлайн-ритейлеров — это мошенничество, связанное со злоупотреблением программами лояльности.

Мошенники могут присваивать себе бонусы нелегитимным способом и продавать их на разных онлайн-площадках. Перед сезоном распродаж их активность традиционно растет, что подтверждают наши данные, — рассказал руководитель группы антифрод-анализа Kaspersky Fraud Prevention Дмитрий Голованов.

При этом, по данным «Лаборатории Касперского», в III квартале 2025 года число аккаунтов с признаками мошеннической активности, нацеленных на сферу электронной торговли, выросло в три раза по сравнению с I кварталом. Как правило, подобная подозрительная активность означает, что злоумышленники совершают нелегитимные махинации с аккаунтами для извлечения выгоды из программ лояльности в обход правил онлайн-ритейлеров. Например, эксплуатируют приветственные бонусы — когда интернет-магазины предлагают клиентам бесплатную доставку, скидки или дополнительные баллы.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Директор платформы облачной киберзащиты Solar Space ГК «Солар» Артем Избаенков сообщил «Известиям», что в преддверии «черной пятницы» фиксируем рост DDoS-атак и вредоносной активности ботов, направленных на онлайн-ритейл, платежные системы и сервисы доставки.

Нагрузка на инфраструктуру интернет-бизнеса в период распродаж сопровождается повышением числа кибератак на 70% и более по сравнению с обычными неделями. В этот период злоумышленники стремятся нарушить работу сайтов, сорвать онлайн-продажи и получить доступ к данным клиентов, — сказал он.

Руководитель аналитического отдела Servicepipe Антон Чемякин напомнил, что первая глобальная распродажа «11.11» (Всемирный день шопинга и День холостяков) фактически стартовала чуть раньше, что уже традиционно для таких событий.

— И уже с 8 ноября мы фиксировали рост человеческого трафика на 15–35%, а ботового — у отдельных ресурсов сразу в восемь раз. Основной пик пришелся на 9–11 ноября: в эти дни наблюдались и DDoS-атаки на крупные e-commerce-площадки, что также традиционно для высокого сезона распродаж, — сказал он.

трафик
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

В 2024-м пиковая нагрузка достигала 3,5 млн запросов в минуту, а в этом году она была чуть ниже по интенсивности, но заметно продолжительнее и географически более разнообразна.

На неделе 17–21 ноября человеческий трафик несколько снизился и превышает стандартный лишь на 12%. Следующий пик ожидаем на следующей неделе во время «черной пятницы», когда рост человеческого трафика может быть опять же на 30–40%, а также всплеск злонамеренной автоматизации. Пиковая нагрузка, если судить по данным прошлых лет и активности на «11.11», может доходить до 3,8–4 млн запросов в минуту, — прогнозирует эксперт.

По его словам, наибольший объем вредоносного трафика в этом ноябре пришелся на маркетплейсы, тогда как более специализированные онлайн-магазины парсеры (программы, которые собирают с ресурсов данные) атаковали меньше.

— Мы зафиксировали и новый тренд — активизацию ИИ-агентов в период распродаж, на отдельных ресурсах в определенный момент времени их доля превышала 15%, тогда как среднее значение для всех сегментов экономики — до 1,4%, — рассказал Антон Чемякин.

Как защититься покупателям и ритейлерам

Чтобы защитить себя от фишинговых атак в период распродаж, рекомендуется тщательно проверять URL-адреса магазинов: фейковые сайты часто имеют небольшие отличия, например, замену букв или добавление лишних символов, отметил гендиректор компании «Нейроинформ» Александр Дмитриев.

Мошенник
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

— Не стоит переходить по ссылкам из писем и сообщений. Если получено письмо с заманчивым предложением, лучше самостоятельно зайти на официальный сайт магазина и проверить наличие акции, — сказал он. — Кроме этого, необходимо регулярно обновлять антивирусное ПО, современные антивирусы способны распознавать фишинговые сайты и блокировать их.

Специалисты также рекомендуют проверять адреса отправителей, не открывать вложения из подозрительных рекламных писем и не переходить по ссылкам в них.

Эксперт по информационной безопасности «Киберпротект» Саркис Шмавонян призвал помнить, что поддельные страницы часто отличаются всего одним–двумя символами или доменом и отличить искусно сделанную подделку сайта от оригинала по дизайну или интерфейсу сегодня практически невозможно.

Не переходите по ссылкам из СМС и мессенджеров, особенно если речь идет о доставке заказа, «блокировке счета», «возврате средств» или обещании больших скидок или побед в розыгрышах. Всегда перепроверяйте информацию через официальный сайт или приложение магазина или маркетплейса, свяжитесь с банком или ритейлером напрямую через публичные контакты и уточните вводные, — посетовал он.

Телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Дополнительно аккаунты защитят двухфакторная аутентификация, ограничение суточных лимитов и минимизация личных данных в открытом доступе.

— Главная рекомендация — делать короткую паузу перед любым действием. Она дает время заметить несостыковки и избежать ловушки, — сказал Саркис Шмавонян.

Современный фишинг перешел от массовых рассылок к точечным атакам, предупредил он. Злоумышленники используют технику гиперперсонализации: анализируют данные из соцсетей и утекших баз, чтобы выстраивать максимально правдоподобные сценарии.

— Например, могут прислать письмо с упоминанием недавнего заказа или позвонить с предложением товара, о котором вы давно мечтали, — сказал эксперт.

А специалисты BI.ZONE добавили, что мошенничество наносит значительный ущерб не только частным клиентам, но и компаниям, чьи бренды злоумышленники используют в своих схемах. Это ведет к репутационным рискам, снижению доверия и, как следствие, потере клиентов.

Портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В ГК «Солар», чтобы защитить магазин от кибератак, рекомендуют заранее провести нагрузочное тестирование и проверить устойчивость сайта к DDoS, включить фильтрацию бот-трафика, активировать круглосуточный мониторинг и реагирование на инциденты и заблаговременно протестировать системы оплаты.

Читайте также
Прямой эфир