Дорого и глупо: почему вузы Запада теряют студентов
Высшее образование многие десятилетия обеспечивало значительно более высокие доходы для выпускников, из-за чего поступление в вузы быстро росло. Этот мировой тренд достиг своего пика сравнительно недавно, но в последнее время начался обратный процесс. Особенно он выражен в странах с дорогим платным образованием, прежде всего в Великобритании и США. Можно ли говорить, что высшее образование переживает кризис, почему число студентов и рабочих мест для выпускников перестало расти и есть ли схожие тренды в российской экономике, разбирались «Известия».
С корочкой или без корочки
Еще полвека назад даже в развитых странах, где было в общем и целом построено «общество всеобщего благоденствия», получение высшего образования было уделом немногих. В 1970 году только 8% населения Соединенного Королевства обучались в университетах. Постепенно «вышка» становилась всё менее элитарной. К середине 2000-х доля студентов подросла до 24% среди молодежных возрастных когорт, а к 2021 году достигла 38% для 18-летних выпускников школ.
Сразу несколько причин вызвало такое массовое увлечение университетами. Во-первых, быстрая деиндустриализация, связанная как с автоматизацией труда, так и с выводом производств за рубеж. Общая для многих развитых стран, в Великобритании она была выражена в особой степени. Во-вторых, само государство стимулировало развитие высшего образования, предоставляя многочисленные льготы и субсидии как для студентов, так и для вузов. В-третьих, развитие финансовых услуг и других постиндустриальных отраслей повышало спрос на сотрудников, снабженных «корочками». В определенный момент правительство даже говорило о перспективе всеобщего высшего образования.
Слом тренда наступил уже на наших глазах. Согласно данным Bloomberg, с 2007 года в Англии преимущество в зарплате выпускников вузов по сравнению с минимальной оплатой труда сократилось вдвое. С поправкой на рост стоимости жизни зарплата типичного одинокого выпускника трудоспособного возраста сейчас на 30%, или на 8 тыс. фунтов стерлингов ($10,5 тыс.), ниже, чем была тогда.
В 2007 году средний выпускник в возрасте от 21 до 30 лет в Англии и Уэльсе зарабатывал вдвое больше, чем типичный работник на минимальной ставке при 40-часовой рабочей неделе. Сегодня зарплатное преимущество стало куда менее ощутимым, несмотря на престиж университетов страны (четыре из мировых топ-10). В 2024 году молодые выпускники зарабатывали всего лишь 1,43 фунта на каждый фунт сотрудника на минимальной ставке. Разрыв становится еще меньше, если рассматривать доходы после уплаты налогов и учитывать выплаты по студенческим кредитам, которые необходимы большинству для получения диплома. В этом выражении выпускники зарабатывают всего на 32 пенса больше.
Уровень занятости для выпускников всё еще намного выше — на 20 процентных пунктов. Впрочем, это сравнение вообще со всеми представителями той же возрастной когорты, в том числе и теми, кто не получал профессионально-техническое образование. При этом выпускники чаще живут в Лондоне или больших городах, где арендная плата с 2008 года выросла в два раза. Спрос на услуги бывших студентов тоже упал. В 2024 году на одну вакансию приходилось 140 заявлений от выпускников. Для специальностей, не требующих высшего образования, соответствующее соотношение составляло 89:1.
По обе стороны океана
В итоге доля британцев, посещающих вузы, начала снижаться. В 2024 году уже менее 35% 18-летних жителей Соединенного Королевства поступили в университеты, то есть всего за несколько лет падение составило три процентных пункта.
У негативных эффектов, связанных с высшим образованием в последнее время, также множество причин. После 2008 года национальная экономика растет слабо, а выход Великобритании из ЕС усугубил проблему. В 2020 году случился ковид, а в 2022 году — энергокризис и инфляция. Лондон, один из крупнейших центров высокооплачиваемых «беловоротничковых» профессий в мире, стал терять свою привлекательность. Кроме того, выяснилось, что успешно аутсорсить можно не только промышленность, но и сферу услуг (например, в быстрорастущую Польшу или даже Индию). И рынку труда еще предстоит рекалибрация, связанная с внедрением ИИ, — данный процесс только еще в своем начальном состоянии.
Британские вузы не одиноки в своих проблемах. В какой-то мере ситуация касается многих развитых стран, причем зачастую там она началась даже раньше. В США между 2010-м и 2021 годами зачисление в университеты упало сразу на 15%. Здесь ключевую роль сыграло двукратное увеличение стоимости «вышки», в результате чего миллионы молодых американцев решили, что оно того не стоит.
Напротив, недорогие профессионально-технические колледжи в 2023–2024 годах испытали двузначный рост в количестве зачислений. Это вполне ожидаемое явление, учитывая, что, например, квалифицированный строитель сейчас может зарабатывать около $100 тыс. в год, что существенно выше медианного дохода американских домохозяйств.
Знания, не документы
Ситуация, знакомая для России, учитывая бурный рост спроса на рабочие специальности в последнее время. Впрочем, значительная часть высшего образования в нашей стране — бюджетная, да и платный сектор сравнительно недорогой, причем не только относительно зарубежных примеров, но и доходов жителей России. Актуальна ли проблема текущего или надвигающегося кризиса высшего образования для нас?
По словам старшего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Бориса Илюхина, мы часто путаем понятия «документ об образовании» и «профессиональные знания/навыки».
— Молодым людям представляется, что они получат диплом и будут востребованы. Увы. Востребованы знания и умения (причем умения не только профессиональные, но и общечеловеческие: критически мыслить, выделять главное, решать поставленную задачу и прочее), а диплом часто говорит только о знаниях. Еще бывает так, что человек только к концу обучения понимает, что это «не его», что приводит к неспособности или неготовности работать по полученной специальности. И ничего нового в этом нет: напомню, и в советские времена до диплома доходили только около половины студентов. Так что рабочие места как раз есть, а вот специалистов (не по диплому, а по факту) часто не хватает, — признает эксперт.
По его словам, вторая проблема гораздо глубже — у страны нет таких доходов, чтобы обеспечить более высокую зарплату в социальной сфере, куда идет немало выпускников.
— Надеюсь, что в будущем этот перекос будет выправляться, и люди с образованием будут получать гораздо более высокую зарплату, — заявил эксперт.
Трансформация рынка труда
Научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Ольга Магомедова, в свою очередь, считает, что система высшего образования сегодня действительно проходит через период кризиса и трансформации, чтобы лучше отвечать потребностям рынка.
— На фоне тренда на повышенную специализацию труда (когда происходит углубление разделения труда и усложняется путь к освоению определенных навыков) у компаний, безусловно, возрастает спрос на готовые профессиональные навыки. Отсюда возникает закономерное снижение интереса к наличию подтверждения высшего образования, которое дает учащимся фундаментальные знания по осваиваемым дисциплинам, — констатирует она.
Но, считает собеседница «Известий», важно понимать, что спрос на прикладные навыки не снижает социально-экономической значимости высшего образования: поиск практических решений невозможен без системного понимания области, в которой они разрабатываются. Особенно это чувствительно для точных и естественных наук.
— Например, развитие цифровой экономики немыслимо без специалистов в области инженерного дела, технологий и технических наук — с 2020 по 2025 год количество выпускников по этим специальностям выросло на 15,6% (по специальности «информатика» даже на 17,9%). Также в сфере здравоохранения выросло число выпускников на 15,8%, — рассказала Магомедова
По ее словам, распространенное наблюдение за тем, что сам факт получения высшего образования перестал давать прежде ожидаемые социально-экономические преимущества, как раз свидетельствует о качественной трансформации взаимоотношений рынка образовательных услуг и рынка труда.
— Это в свою очередь сочетается с трендом на более осознанный подход к выбору профессионального трека человека на более ранних этапах образования — на уровне школы. Спрос на навыки средней профессиональной квалификации повышает востребованность программ профессионального обучения — с 2021 по 2024 год число выпускников по рабочим специальностям выросло на 27,7%. Но такая ситуация не ухудшает состояние системы высшего образования, а стимулирует ее структурные и содержательные изменения, — заключает эксперт.