Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете
Мир
Кличко назвал коррупционный скандал серьезным ударом для Украины
Общество
Глава СПЧ заявил о необходимости правового решения для остановки «схемы Долиной»
Происшествия
Человек погиб при обстреле ВСУ в Запорожской области
Происшествия
В Саратове при хлопке газа в доме пострадал человек
Общество
В Москве впервые с 1991 года отменили зажжение восьмисвечника в Хануку
Мир
Посол Шри-Ланки сообщила о совместных военных учениях с Россией в 2026 году
Мир
В Австралии назвали теракт в Сиднее целенаправленным нападением на евреев
Мир
Премьер-министр Австралии назвал стрельбу в Сиднее шокирующим событием
Мир
У Сийярто и Сикорского произошла перепалка из-за активов России
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Общество
Церемония прощания с погибшим главой Реутова пройдет 15 декабря
Мир
В Верховной раде заявили о возобновлении общения Ермака с Зеленским
Происшествия
Два человека погибли в ДТП с микроавтобусом в Татарстане
Культура
Киносказка «Буратино» стала вторым самым ожидаемым проектом на «Кинопоиске»
Общество
Считавшийся погибшим после удара ВСУ по Васильевке лев выжил
Общество
Жительница Казани продала мошенникам карту для вывода средств Долиной
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские туристы всё чаще предпочитают путешествовать в одиночку, рассказали «Известиям» туроператоры и отельеры. За последние 10 лет их число увеличилось на 30%. Это связано с новой потребительской моделью у молодежи, которая стремится к независимости и свободе выбора маршрута, времени и формата отдыха, а также с увеличением доли одиноких людей старше 50 лет. На этом фоне отели переосмысливают подход к обслуживанию этой группы путешественников. По итогам 2024 года глобальный рынок solo travel составил около $471,7 млрд, а к 2030-му он вырастет до $1,07 трлн. Как трансформируется тревел-рынок из-за изменения потребительского поведения россиян — в материале «Известий».

Как растет рынок соло-туризма

За последние 10 лет число туристов, предпочитающих путешествовать в одиночку, выросло почти на треть (30%) и по итогам 2025 года может приблизиться к 10 млн человек. Такие данные привел «Известиям» вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Двузначные темпы роста этого тревел-сегмента подтверждают и другие опрошенные «Известиями» участники рынка. В этом году доля соло-туристов от общего числа составила 27%, что на 4 процентных пункта (п.п.) больше, чем в 2024-м, сказал представитель сервиса «Островок». В OneTwoTrip доля отельных бронирований с проживанием от недели на одного гостя в январе–октябре 2025-го по сравнению с тем же периодом годом ранее увеличилась на треть, сообщила его представитель Елена Шелехова. Больше всего число таких путешествий выросло за границу — рост год к году на 37%, отметил директор по развитию отельного рынка «Туту» Юрий Вьюшин.

Отель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В Cosmos Hotel Group доля бронирований на одного гостя увеличилась в годовом выражении на 15%, сказал «Известиям» президент компании Александр Биба. На горнолыжных курортах «Красная Поляна» и «Архыз» рост числа соло-путешественников выражен сильнее, отметил гендиректор группы «Мантера» Вадим Трукшин. При этом в отелях морского кластера в Сочи преобладают семейные и групповые гости, добавил он.

У российских отелей Radisson Hotel Group (RHG) доля бронирований на одного человека остается стабильной, сказала «Известиям» коммерческий директор группы в РФ Александра Гребенкина. Индивидуальное путешествие как формат уже несколько лет занимает устойчивый объем в структуре спроса, добавила она. В Anex процент соло-туристов вырос — за последние семь лет их доля в продажах туров составила 3,9–4,9%, отметил представитель компании.

Чаще всего одиночные туристы в этом году отправлялись на Дальний Восток, отметил представитель «Островка». Наибольшим спросом пользовался Камчатский край — доля бронирований поездок в этот регион составила 46% от общего количества. Затем идет Сахалинская и Амурская области (45%), Красноярский (44%) и Хабаровский (41%) края, следует из данных сервиса. Среди зарубежных направлений лидировала Абхазия (11%), а также Турция — 10%, Белоруссия — 9%, Франция и Армения — 9% и 7% соответственно, следует из данных «Туту».

Камчатка

Виды Корякского вулкана в Камчатском крае

Фото: ТАСС/Михаил Синицын

В «Яндекс Путешествиях» на запрос «Известий» не ответили.

Кто драйвер этого рынка

Рост соло-туризма обусловлен социальными изменениями, связанными с увеличением доли зумеров (люди, родившиеся в период с 1997 по 2012 год) и миллениалов (1981–1996 годы) среди туристов, отметил Вадим Трукшин. По его словам, представители этих поколений особенно высоко ценят персональную свободу.

Согласно опросу American Express, 69% путешественников в мире планируют в этом году поездки в одиночку. При этом среди молодого поколения число таких респондентов выше — 76%. Индивидуальные поездки ломают стереотипы о традиционном групповом или семейном отдыхе, дают ощущение свободы и возможность получить уникальный опыт, говорится в исследовании. Такие туристы предпочитают гибкость и персональный формат отдыха вместо групповых сценариев, отметил Александр Биба. Также усилился интерес к осознанным поездкам, ориентированным на восстановление и спорт, обратил внимание эксперт.

Нейросон

Пациентка проходит процедуру нейросна в санатории

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

У зумеров нет склонности к сберегательной модели поведения в отличие от других поколений, рассказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Нет смысла копить на квартиру или автомобиль в условиях слишком высоких цен и дорогих кредитов, поэтому они зарабатывают и сразу же активно тратят, объяснил он.

Для зумеров самостоятельность — важнейшая часть идентичности, пояснил собеседник «Известий» в крупном туроператоре. В то же время отдых с партнером или друзьями сопряжен с необходимостью идти на компромисс, что не дает возможность пережить уникальный опыт, который никто не навязывает, уточнил он. Кроме того, соло-путешествия часто оказываются дешевле, добавил Михаил Бурмистров.

По словам Александра Бибы, в некоторых аспектах покупательская активность зумеров выше, чем у других поколений с более высоким уровнем дохода. Например, в индустрии впечатлений, когда молодой потребитель тратит заработанные деньги на рестораны, развлечения и путешествия, заметил Михаил Бурмистров. Согласно данным сентябрьского опроса американской консалтинговой компании McKinsey, 52% представителей поколения Z рассказали, что они тратят существенную часть собственных денег на впечатления, при этом среди беби-бумеров (родились с 1946 по 1964 год) таких только 29%.

Параплан
Фото: ТАСС/Алексей Смышляев

Рост соло-туризма связан с упрощением самостоятельной организации поездок, считает Юрий Вьюшин. Гости всё чаще самостоятельно планируют поездки — бронируют отель и покупают билеты, а также продумывают собственный туристический маршрут, отметил Александр Биба. Спрос на персонализированный опыт усилился после пандемии, добавил Вадим Трукшин.

Кроме того, люди стали чаще совмещать отдых и работу (bleisure-туризм) — едут по делам, а остаются посмотреть город или расслабиться у моря, заметил Юрий Вьюшин. На фоне роста бизнес-активности в регионах количество таких бронирований в январе–октябре выросло год к году на 15–20%, сказал представитель Azimut Hotels. Этому способствовали удаленная работа и фриланс — индивидуальные предприниматели в возрасте 25–40 лет приезжают часто по делам, совмещая это с отдыхом.

Еще один растущий сегмент — это гости в возрасте старше 50 лет, отметил представитель сети. По его словам, такие люди всё чаще отправляются в путешествия одни после того, как их дети выросли. Они активно осваивают новые форматы отдыха, согласен Вадим Трукшин из «Мантеры». При этом динамичный рост соло-поездок среди таких гостей проявляется в санаториях, добавил представитель Azimut Hotels. Там доля таких гостей достигает 50–60%, сказал Сергей Ромашкин.

Санаторий
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Изменения потребительской структуры требуют от отельеров новых решений. Компании увеличивают количество номеров повышенной комфортности, создают пространства для отдыха и работы, продуманные спа-зоны и гастрономические концепции с акцентом на локальность, рассказал Александр Биба. Происходит трансформация тренда — от путешествия в одиночку к осознанному соло-туризму с фокусом на саморазвитие и глубокое погружение в локальный контекст, уточнил Вадим Трукшин.

По итогам 2024 года мировой рынок solo travel составил около $471,7 млрд, следует из данных исследовательской компании Spherical Insights. К 2030 году он увеличится вдвое — до 1,07 трлн рублей, прогнозируют в Grand View Research. В России рост этого сегмента связан с распространением коротких поездок выходного дня, где индивидуальный формат становится ключевым драйвером спроса, резюмировал Александр Биба.

Читайте также
Прямой эфир