Особенности токийской политики
Прошло немного времени, и новый премьер-министр Японии Санаэ Такаити оказалась втянута в словесную перепалку с Китаем по ряду вопросов, связанных с Тайванем. 2 ноября во время встречи на саммите экономик АТЭС с Линь Синьи, бывшим заместителем председателя Исполнительного юаня — высшего органа исполнительной власти Тайваня, Такаити заявила о надежде на углубление сотрудничества. Позднее МИД Китая выразил протест японской стороне, отметив, что этот шаг премьера серьезно нарушает принцип одного Китая, и призвал Токио не вмешиваться во внутренние дела КНР.
31 октября Такаити встречалась с председателем КНР Си Цзиньпином, причем эта встреча не была омрачена какими-либо конфликтными заявлениями. Наоборот, она оказалась пронизана духом намерений продолжать диалог по нерешенным двусторонним вопросам и расширять сотрудничество в тех областях, где это выгодно обеим сторонам. В частности, Си Цзиньпин отметил, что, поскольку КНР и Япония — близкие соседи, содействие долгосрочному, здоровому и стабильному развитию китайско-японских отношений отвечает общим чаяниям народов двух стран и всего международного сообщества. Тем не менее Такаити выразила «серьезную озабоченность» действиями республики в Южно-Китайском море, а также ситуацией в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Известно, что Такаити до избрания на пост лидера правящей в Японии Либерально-демократической партии и премьер-министра страны была активным сторонником развития связей с Тайванем и критиком КНР. Характерно, что китайское правительство направило новому премьер-министру Японии поздравительное послание в связи с ее вступлением в должность, не анонсируя свои действия. Сообщается, что его отправил премьер Госсовета Китая Ли Цян, тогда как от председателя КНР Си Цзиньпина не поступило никаких посланий. Считается, что такой шаг свидетельствует об осторожности Пекина в отношении того, как новый премьер-министр Японии Такаити в дальнейшем будет выстраивать отношения с Китаем. В то же время 21 октября президент Китайской Республики (Тайвань) Лай Цин-дэ от имени народа и правительства такую поздравительную телеграмму по случаю избрания Такаити на пост 104-го премьер-министра страны направил, что широко освещалось СМИ.
Дискуссия вокруг Тайваня получила дальнейшее развитие 7 ноября во время дебатов в парламенте, когда Санаэ Такаити заявила, что военный кризис в районе Тайваня будет представлять для Японии «экзистенциальную угрозу», которая может вынудить ее «осуществить право на коллективную самооборону». Подобные речи вызвали негодование генерального консула КНР в Осаке Сюэ Цзяня, который на своей странице в соцсети X, фактически сорвался, написав, что «ничего не останется, как отрубить эту грязную голову, если она посмеет самовольно сунуться». «Но готова ли она к этому?» — задал риторический вопрос китайский дипломат. Позднее эта запись была удалена. На брифинге представитель МИД КНР Линь Цзянь заявил, что Пекин не комментирует личные высказывания в интернете.
Очевидно, что откровенно угрожающий выпад китайского дипломата не остался незамеченным в Токио: по сообщению генерального секретаря кабинета министров Минору Кихара, 10 ноября правительство Японии по дипломатическим каналам выразило решительный протест КНР из-за этих слов. Он также отметил, что Токио выступает за безопасность и стабильность в Тайванском проливе, поскольку это отвечает интересам не только Японии, но и всего международного сообщества.
Выступая 10 ноября на заседании бюджетного комитета нижней палаты парламента, Такаити заявила, что ее высказывание по поводу возможной чрезвычайной ситуации на Тайване не меняет позицию правительства Японии и она не намерена брать слова обратно. Она пояснила, что чрезвычайные обстоятельства вокруг острова с использованием военной силы могут расцениваться как ситуация, угрожающая существованию Японии. А согласно законодательным актам об обеспечении национальной безопасности, вступившим в силу в 2015 году, стране позволяется использование ограниченным образом силы исходя из права на коллективную самооборону в условиях, которые расцениваются как «ситуация, угрожающая существованию». Также она подчеркнула, что ее высказывание при ответе на заданный ей вопрос исходило из предположения о развитии самого худшего сценария. Последнее предполагает, что слова премьер-министра носили скорее гипотетический, чем программный характер.
Очевидно, что возникший конфликт вокруг обсуждения Тайваня затрагивает основных акторов современной мировой политики: Китай и США. Япония выступает активным сторонником Соединенных Штатов по вопросам обороны и безопасности, включая риски, связанные с возможным «присоединением» Тайваня к КНР при помощи силы. В то же время Китай для Японии остается важным историческим и торгово-экономическим партнером, с которым Токио не хочет конфликтовать. В частности, он настойчиво призывает Пекин к таким практическим шагам, как возобновление Китаем импорта японских морепродуктов и говядины, а также к «позитивному подходу» к снятию ограничений на закупки продукции из 10 японских префектур.
Такаити столкнулась с ситуацией, когда публично озвученное личное мнение может стать поводом для дипломатического скандала. Учитывая намерение премьер-министра быть «железной леди» по образцу Маргарет Тэтчер, с такими ситуациями ей еще не раз предстоит сталкиваться и пытаться находить компромиссы между личной позицией и общественными интересами. При этом можно предположить, что понимание лидерами других стран характера и специфики Такаити как личности может стать важным фактором для более эффективной работы с Японией.
Автор — старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора