Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа

Трудная связанность

Председатель ​​​​​​​«Валдая» Андрей Быстрицкий — о роли Азии и Запада в создании полицентричного мира
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Считается, что люди живут в Азии десятки тысяч лет. Понятно, что за эти годы удалось многому научиться. Но, как показывают последние события, есть еще немало того, что только предстоит познать, и сообразить, как с этим справиться.

И тут важнее всего понять, что мы все в самом деле оказались в новом, прежде невиданном полицентричном мире. Это не значит, что в нем нет ничего знакомого. Конечно, многое привычно, хотя и нового немало. Но конфигурация весьма многочисленных элементов современного мира сложилась новая. И чтобы ее распознать, классифицировать, необходима система понятий, своего рода тезаурус, словарь, в которых эту операцию можно осуществить.

В этом отношении политики мало чем отличаются от военных, о которых принято говорить, что они всегда готовятся к уже прошедшей войне. То есть необходимо предвидение. И всегда, во все времена находятся люди, которые предлагают и реализуют новые решения. Естественно, что это дает им преимущества.

В качестве примера можно привести использование дронов. В общем, сам по себе дрон — штука простая, что летающий, что плавающий. Но вот в сочетании с дешевизной, массовостью и современными средствами управления и связи они дали просто колоссальный эффект и серьезно изменили характер ведения боевых действий.

Современный полицентричный мир обладает рядом фундаментально новых черт. Это прежде всего невиданная ранее связанность мира, взаимозависимость. В основе этой связанности, с одной стороны, логистическая, торговая, деловая связанность, а с другой — технологическая, коммуникационная, инженерная, если хотите. Оба типа связанности, понятное дело, тесно переплетены, друг друга дополняют и развивают. В результате наш мир в каком-то смысле удвоился, появилось цифровое пространство, в которое переехали (иногда просто продублировались) многие процессы из обычного, физически материального мира. Контроль за современным миром затруднился, сложнее стал прогноз последствий тех или иных действий. И прежде всего потому, что элементов, которые необходимо принимать в расчет, стало очень много.

В то же время сам факт полицентричности означает, что и число мест, в которых принимают решения, существенно возросло. Что еще интересно, некоторого рода непредсказуемость эффекта от этих решений выросла тоже. Даже сравнительно малая и, казалось бы, не самая влиятельная страна может оказаться неожиданно важной в силу тех или иных обстоятельств. Бесконечные европейские баталии тому пример. Брюссель изо всех сил пытается подавить даже намеки на бунт в европейских рядах. Удается это ему с переменным успехом, но показательны старания. В той же Молдавии пришлось пойти на прямые нарушения демократических процедур, весьма внятно отмеченные даже сервильными западными СМИ. В общем, роль так называемых средних держав, очевидно, становится важнее.

Существенно и то, что качество элит в странах, называемых Глобальным Югом или Мировым большинством, растет. К власти почти везде пришли люди, которым колониальное прошлое лично незнакомо, их отношения к другим странам, прежде всего к Западу, в основном рационально, лишено подобострастия или ощущения вторичности. Ясное дело, они не ищут конфликтов, но и своего не упустят, создавая для своих стран то, что можно было бы назвать стратегической автономией.

При этом, повторю, все замечают растущую, несмотря ни на что, взаимозависимость. И понимают, что это происходит на нашем земном шаре, в реальных геополитических условиях. География всегда многое определяла. И Азия тому прекрасная иллюстрация. Проливы, степи, реки, горы, изменения климата, течения и господствующие ветры часто оказывались решающими факторами в развитии и упадке цивилизаций, процветании торговли, начале и окончании войн, переселении народов и всякого иного важного для людей. Босфор и Дарданеллы, Джунгарские ворота и пояс степей, страны, которые ими владели, сделали немало для создания современной цивилизации. И сегодня мировое развитие продолжает оставаться зависимым от сочетания географических и политических факторов.

В общем, всех характеристик нового мира и не перечислить. Я всего лишь хотел сказать, что связанность в нынешнем мире сравнима разве что с его запутанностью.

А жить и принимать решения политикам, в том числе и в Азии, — необходимо. Что делать с Ближнем Востоком? Насколько там устойчива ситуация? Или на Южном Кавказе и в Центральной Азии?

Как говорилось, связанность мира растет, а в нем полно конфликтов. Те же страны Запада с упорством, достойным лучшего применения, пытаются разделить мир на черное и белое, на плохих и хороших и втянуть в конфликты и противостояние весь мир, и страны Азии в том числе. Соединенные Штаты осуществляют головокружительные маневры и пытаются навязать всем свое превосходство. В отличие от европейцев, правда, тут меньше безумной идеологии, зато есть довольно много вполне расчетливого, хотя и спорного и, возможно, близорукого рационализма. Тарифы, введенные президентом Дональдом Трампом, влияют на положение дел на рынках, в том числе и на азиатских. Точно понять, как влияют, непросто, конечно. Но явно не в лучшую сторону, поскольку свобода торговли этими тарифами подрывается. Поразительно, но давление оказывается на вроде бы партнерские страны Азии, например, Индию, причем часто в довольно унизительной манере. При всей враждебности к Китаю отношение к нему формально уважительнее. Хотя сути дела это не меняет.

Увы, те же США и та же Западная Европа еще и откровенно пытаются сдержать технологическое развитие многих стран Азии. Например, запрещают продажу наиболее совершенных чипов тому же Китаю, да и не только ему. Или не разрешают американским компаниям делиться достижениями в сфере ИИ. Справедливости ради надо отметить, что рестрикции Вашингтона в сфере технологий могут касаться не только стран Глобального Юга, но даже вроде бы союзников. Впрочем, от этого не легче. Хотя страны Азии, Китай в том числе, за открытое сотрудничество в сфере развития цифровых технологии и ИИ.

Так что государствам Азии приходится развиваться в весьма непростых условиях: и объективно сложных, но еще и часто в откровенно враждебных. А ведь необходимо — и это понимают их власти — диверсифицировать свою торговлю и вообще все экономические связи, поскольку Запад явно ненадежный партнер. А для этого нужны транспортные коридоры, инвестиции в инфраструктуру, международные институты, способные поддерживать экономические и не только связи между странами Азии и вообще Глобального Юга, чтобы быть защищенными от перепадов настроения западных элит.

Повторю, все мы попали в новый знакомо-незнакомый мир. И в нем нужно научиться жить. Но люди могут учиться, только разговаривая друг с другом, обсуждая происходящее и прогнозируя будущее. Азия — колоссальная часть мира. Тут Россия, Китай, Индия, Турция, Индонезия, Казахстан, Катар, Саудовская Аравия и многие другие страны. Нам всем нужно общаться с друг другом, понимать, воспринимать. Нужна своя система понятий, словарь, с помощью которых можно создать свой дискурс, объединяющий глобальные и локальные повестки.

Автор — председатель международного дискуссионного клуба «Валдай», участник XVI Азиатской конференции клуба «Валдай», которая пройдет в Стамбуле 10–11 ноября

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир