Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО сбили 37 БПЛА ВСУ над территорией России за три часа
Мир
Зеленский подписал закон о бюджете Украины на 2026 год с дефицитом в $47,5 млрд
Общество
Захарова заявила об участии более 60 стран в Кремлевском кадетском бале
Мир
Трамп сообщил о захвате крупного венесуэльского танкера в Карибском море
Общество
В Московский Кремль привезли главную новогоднюю елку страны
Мир
Минск и Тегеран договорились о проведении совместных военных учений
Наука и техника
Полковник рассказал об использовании ИИ в российской армии
Спорт
Овечкин прокомментировал недопуск российских хоккеистов на Олимпиаду в Италии
Мир
ФРС США третий раз подряд снизила базовую ставку
Общество
Дети участников СВО смогут бесплатно посетить праздничную программу Музея Победы
Мир
PA сообщило о признании Британией отправки собственных десантников на Украину
Мир
Додик предложил запретить соцсети для детей до 16 лет и мобильные в школах РС
Мир
Политолог назвал Евросоюз обузой для США
Происшествия
В Воронеже обломки БПЛА повредили несколько многоквартирных домов
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эксперты призвали не путать идею обязательной работы в медучреждении с наставниками с действовавшей в советское время системой распределения. Законопроект слушался 30 октября во втором чтении в Госдуме. В Минздраве «Известиям» подтвердили — речь в документе идет лишь о мягком вхождении в профессию и не влияет на дальнейший путь выпускника медицинского вуза. Ко второму чтению положения законопроекта смягчили: только некоторым специалистам необходимо будет в течение трех лет трудиться в государственных и частных медучреждениях под присмотром наставников.

Как будут работать с наставниками

После окончания медвузов выпускники в государственных и частных лечебницах должны будут работать несколько лет в сопровождении наставников. Соответствующий законопроект Минздрава одобрили во втором чтении в Госдуме в четверг, 30 октября. Третье чтение назначено на 11 ноября.

Ко второму чтению документ претерпел существенные изменения. Например, если до этого наставничество вводилось как обязательные инструмент и для фармацевтических специальностей, то сейчас эта новелла из документа исчезла. Также там появилось и еще одно новшество — пункт о том, что механизм будет распространяться не на все медицинские специальности. Их перечень должен быть сформирован позже соответствующим федеральным органом исполнительной власти, то есть Минздравом.

Медицина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Механизм наставничества будет распространяться только на медицинские специальности, его срок составит до трех лет, целевым обучение будет только для ординаторов, рассказал на заседании председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

Депутат подчеркнул, что суть законопроекта — в признании обязанностей и долга лица, связавшего свою деятельность с лечением людей.

— Принцип доступности медпомощи должен обеспечиваться нужным количеством медработников и размещением государственных и муниципальных медорганизаций исходя из потребностей населения, — добавил Сергей Кабышев. — Государство создает условия для молодых специалистов к формированию первичного опыта там, где этого требуют интересы общества.

Парламентарий отметил, что при формировании поправок ко второму чтению депутаты старались избегать радикального подхода.

— Мы сняли риски избыточной директивности, удалось выйти на гибкие решения, оставаясь в логике той концепции, которая была изначально заложена в документ, — сказал он.

Всего комитет предложил 17 поправок к законопроекту, четыре из них вынесли на отдельное обсуждение. Они касались мер поддержки регионами бывших студентов и аспектов целевого обучения.

Медицина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— По одной из поправок (которая была одобрена. — Ред.) регионы должны создать условия для трудоустройства, но нет расшифровки, что под этим подразумевается, — обратил внимание на заседании заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья Алексей Куринный.

По его словам, это должно было быть связано с жильем, подъемными и оплатой труда, а нынешняя формулировка не защищает молодых специалистов.

Сергей Кабышев пояснил, что в рамках законопроекта нет возможности конкретизировать меры поддержки, которые будут областью ответственности регионов, — в документе не заложено средств на эти цели.

Еще одна поправка, которая была вынесена на отдельное обсуждение, касалась введения механизма первоочередного приема в средние профессиональные учебные заведения тех, кто идет на целевое обучение.

Университет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Но при ограниченном количестве бюджетных мест процедуру надо исправлять. Пока выходит, что если троечник принес документы первым, он может занять место более достойного, — подчеркнул Алексей Куринный.

Фармацевты не попали в обязательное наставничество, потому что они не оказывают непосредственную помощь людям, объяснил «Известиям» первый зампред комитета по здравоохранению Федот Тумусов.

— Функции фармацевта в сельской местности могут выполнять и другие работники, а вот лечить — нет, — подчеркнул он.

Распределения не будет

Сначала законопроект вызвал резонанс в обществе — некоторые восприняли формулировку об обязательной отработке с наставником как условие закрепления выпускников в медучреждениях страны. Но источники «Известий», близкие к разработчикам документа, эту трактовку опровергли. По их словам, речь не идет ни о каких схемах, похожих на распределение в советские времена, или о том, чтобы превратить всех выпускников в целевиков.

Врач
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Улемская

В пресс-службе Минздрава «Известиям» подтвердили: «Путь выпускника никак не меняется, после окончания программ специалитета выпускник может поступить на программу ординатуры, но после прихода в профессию предполагается работа первые несколько лет с наставником».

Там пояснили, что механизм работы с наставником в медорганизациях, которые оказывают услуги по ОМС, необходим для наработки опыта, формирования практических компетенций на конкретном рабочем месте и мягкого вхождения в профессию.

Срок наставничества по разным с медицинским специальностям также будет устанавливать Минздрав, сказал «Известиям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль.

Медицина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Минздрав будет также определять особенности работы с наставником, они будут прописаны в приказе министерства или в положении о наставничестве, пояснил глава думского комитета по охране здоровья Сергей Леонов.

От работы с наставником, например, могут быть освобождены медицинские физики, кибернетики и стоматологи, — предположил он.

По его мнению, могут быть установлены и разные сроки работы с наставниками — это может зависеть от специальности и географии: на Крайнем Севере или в сельской местности они могут быть меньше.

Что думают врачи о новых правилах

Идея работать первые годы с наставником правильная, потому что никто не рождается готовым врачом, сказала «Известиям» кардиолог Ольга Савонина.

— Но на практике у нас уже сейчас наставники перегружены и у них просто нет времени полноценно вести молодых. Да и наставничеству — тому, как правильно обучать,— тоже нужно обучаться. Не каждый может правильно передать навык, объяснить. Получается, что закон красивый, а механизмов его исполнения пока нет, — полагает врач.

Идея закрепления института наставничества на законодательном уровне абсолютно правильна и своевременна, согласился председатель Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Муслим Муслимов, но процессу следует придать четкую структуру.

Врач в коридоре
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ключевым фактором успеха станет создание системы «двустороннего движения», где не только выпускник ищет наставника, но и у самого наставника есть заинтересованность и задача готовить новое поколение, — сказал он. — Ведь любой уважающий себя профессор, развивая собственную школу, изначально ориентирован на передачу знаний и опыта, — подчеркнул он.

При этом он посетовал, что из законопроекта исчез такой механизм для молодых специалистов-фармацевтов. Им, по его словам, опыт работы с наставниками был бы полезен, особенно в производственных больничных аптеках.

Читайте также
Прямой эфир