Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В NASA подтвердили досрочное возвращение CREW-11 на Землю из-за болезни космонавта
Мир
Ким Чен Ын в письме к Путину пообещал безоговорочно поддерживать Россию
Армия
ВСУ начали применять тактику роя дронов на краснолиманском направлении
Мир
Во Франции сообщили о намерении проголосовать против соглашения ЕС с MERCOSUR
Происшествия
В Орле в результате атаки ВСУ поврежден объект коммунальной инфраструктуры
Мир
Трамп и Стармер по телефону обсудили сдерживание России на Крайнем Севере
Общество
В России назвали сумму взысканий штрафов ГАИ в 2025 году
Мир
AP сообщило о встрече советников Трампа с посланниками Дании и Гренландии
Мир
В ООН пожелали привлечь к ответственности виновников смерти женщины в США
Спорт
На 74-м году жизни умерла латвийская баскетболистка Ульяна Семенова
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до –11 градусов и снег в Москве 9 января
Мир
Дипслужба ЕС не смогла перечислить якобы атакованные Россией 19 стран
Происшествия
ВСУ нанесли ракетный удар по Белгороду
Общество
МВД РФ с 20 января отменит выезд детей по свидетельству о рождении
Мир
Трамп намерен заключить новое соглашение по истечении ДСНВ
Мир
На Украине школы и вузы могут перевести на дистанционное обучение
Мир
Трамп сообщил о «больших проблемах» на Кубе

Взять на испытание

Эксперт «Валдая» Андрей Кортунов — о том, как заявления Трампа о ядерном оружии отразятся на диалоге с РФ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Слегка перефразировав широко известное высказывание Михаила Салтыкова-Щедрина, можно с уверенностью констатировать, что одна из первейших задач 47-го президента США Дональда Трампа состоит в том, чтобы держать международное сообщество в состоянии постоянного изумления. И эту нелегкую миссию американский лидер выполняет поистине виртуозно, раз за разом повергая в смятение умудренных обширным опытом зарубежных политиков и искушенных в проблемах современной международной жизни высоколобых экспертов.

Вот и сейчас в мире гадают о том, как именно следует понимать недавний пост в социальных сетях нынешнего главы Белого дома о необходимости «немедленно» начать проводить в США «испытания ядерного оружия». Не исключено, что это всего лишь очередная эффектная, хотя и рискованная PR-акция эксцентричного американского лидера, призванная переключить мировое внимание на себя на фоне недавних сообщений об успешных испытаниях новых российских систем «Буревестник» и «Посейдон». Возможно, Трамп лишь в очередной раз фиксирует свою неизменную решимость форсировать модернизацию американской ядерной триады, которая ведется уже на протяжении последних полутора десятилетий и которая получила новый мощный импульс в виде почти триллионного бюджета министерства войны на 2026 год.

Если верна одна из этих и подобных им версий, то особых причин для тревоги нет. Однако нельзя полностью исключать и того, что в данном случае Дональда Трампа следует понимать буквально и он действительно готов в самой ближайшей перспективе отказаться от продолжавшегося более трех десятилетий моратория на проведение полноценных испытаний ядерного оружия на полигоне в Неваде. Юридически Вашингтон, подписавший, но так и не ратифицировавший многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия (ДВЗЯИ), вполне способен пойти на такой шаг. Технически возобновление испытаний потребует определенного времени и сил, но каких-то непреодолимых проблем для министерства войны не создаст.

Не вполне понятно, что именно имел в виду американский президент, когда писал, что ядерные испытания якобы проводят другие страны. В реальности таких испытаний уже очень долгое время не осуществляет ни одна ядерная держава. Но, как всем известно, внимание к деталям никогда не было отличительной чертой Дональда Трампа.

Если республиканская администрация действительно намерена расконсервировать невадский полигон, то такое решение будет иметь многочисленные последствия. Прежде всего следует ожидать симметричного ответа со стороны Москвы, которая два года назад отозвала свою ратификацию ДВЗЯИ и со всей определенностью заявила, что американские действия не останутся без ее реакции. Более того, возобновление ядерных испытаний, несомненно, создаст новые и, возможно, фатальные препятствия для возобновления российско-американских переговоров о стратегической стабильности и контроле над стратегическими наступательными вооружениями — тем более что до истечения срока действия последнего такого соглашения (СНВ-3) остается чуть больше трех месяцев.

Громкое эхо ядерных взрывов в Неваде будет услышано также и в Пекине. Китай не испытывает ядерного оружия с 1996 года, и, в отличие от России, он пока не предупреждал американскую сторону о неизбежности симметричного ответа на возможные действия США. Однако нетрудно предположить, что возобновление американских ядерных испытаний закроет даже те очень ограниченные возможности взаимодействия двух стран в ядерной сфере, которые имеются сегодня. Как и Москва, Пекин будет вынужден реагировать на фундаментальные сдвиги в ядерной стратегии Вашингтона, сравнимые разве что с выходом США из советско-американского Договора по ПРО в июне 2002 года.

Но, пожалуй, самые опасные последствия для всего мира будут касаться проблемы распространения ядерного оружия. Возобновляя такие испытания, Соединенные Штаты автоматически лишатся права что-либо требовать в ядерной сфере, например, от КНДР или Ирана. Ведь если держава, которая первой создала и использовала ядерное оружие, не готова даже в минимальной мере ограничивать себя в этой сфере, то у этой державы не может быть политических или моральных оснований настаивать на сдержанности других. А это значит, что своим решением Вашингтон откроет ящик Пандоры с пока непредсказуемыми, но явно пагубными последствиями для всего мира, включая и Соединенные Штаты.

Впрочем, в международном сообществе уже давно бытует мнение, что было бы большой ошибкой воспринимать Трампа буквально, но не серьезно, в то время как его надо воспринимать серьезно, но не буквально. К последним высказываниям американского президента о ядерных испытаниях стоит отнестись с максимальным вниманием. При этом, возможно, уже завтра или послезавтра высокопоставленные чиновники Белого дома или Госдепа, как обычно, разъяснят изумленному международному сообществу, что же на самом деле хотел донести до него 47-й президент США.

Автор — эксперт «Валдая»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир