Чувствительное падение: рубль слабеет относительно юаня
В среду, 22 октября, торги на Мосбирже открылись укреплением китайского юаня по отношению к рублю. Некоторые эксперты считают ситуацию парадоксальной, так как нефть прибавила в цене больше $1 за баррель со вчерашнего дня. Что же именно сказалось на ослаблении российской валюты относительно китайской, читайте в материале «Известий».
Сильный отскок
Торги на Мосбирже открылись укреплением китайского юаня по отношению к рублю. Рост относительно закрытия вчерашних торгов составил +3,9 копейки, а относительно вчерашнего официального курса ЦБ — 8,25 копейки.
Падение происходит на фоне, казалось бы, благоприятного фактора роста цен на нефть. 21 октября баррель нефти марки Brent стоил $61,3, а утром 22-го — уже достиг $62,5, с последующей корректировкой до $62,3. Рост котировок опрошенные эксперты объясняют слухами о предстоящем соглашении между США и Индией, вследствие которых Нью-Дели может значительно снизить закупки российской нефти. Также Штаты объявили о планах приобрести дополнительно 1 млн баррелей нефти для пополнения стратегического резерва. Что означает существенный рост спроса на глобальном рынке черного золота.
Ослабление рубля в рамках осеннего торгового коридора 78–85 рублей за доллар начальник отдела исследования инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс» Спартак Соболев трактует как следствие вновь возникшей геополитической неопределенности вокруг намеченных в Будапеште переговоров между президентами США и России. В то же время отчасти причина ослабления рубля — в изменениях нефтяных цен.
— Динамика стоимости нефти влияет на показатели торгового баланса страны в будущем и на выручку энергетических компаний от экспорта, которая позже реализуется на внутреннем валютном рынке в налоговые периоды. Текущие риски сокращения профицита баланса внешней торговли оказывают давление на рубль в среднесрочной перспективе, — говорит аналитик.
Для бюджета данные риски проявляются в сокращении доходов и растущем дефиците, подчеркнул Соболев.
Рано судить
Происходящее на рынке старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин охарактеризовал как коррекцию.
— Ослабление пришло на смену укреплению. В итоге рубль скорректировался к предыдущим уровням», — указывает он.
Среди причин волатильности эксперт выделил увеличение спроса на рубли со стороны экспортеров, которым необходимо совершить платежи в национальной валюте — по долгам, по налогам и дивидендам.
— Это сначала привело к укреплению рубля. Теперь же, вероятно, этот фактор отходит на второй план, а большее влияние начинает оказывать спрос на импорт, поскольку в ноябре и декабре проходят сезонные и предновогодние распродажи, и объемы торговли растут. Как итог ослабления влияния одного фактора и усиления другого — смена тренда в курсе нацвалюты, — утверждает респондент издания.
Краткосрочные движения курса в ту или иную сторону — нормальная практика на финансовом рынке. Не стоит искать глубинных причин для сегодняшней динамики, так как зачастую одни и те же факторы аналитики используют для объяснения противоположных изменений валютного курса, отмечает сотрудник лаборатории макроструктурного моделирования факультета экономических наук НИУ ВШЭ Григорий Жирнов.
— Гораздо важнее, что рубль остается на 15–20% крепче своего долгосрочного условно «равновесного» уровня, исходя из динамики реального эффективного курса. Это значит, что в среднесрочном и долгосрочном периоде логично ожидать начала тренда на ослабление российской валюты, особенно после нормализации процентных ставок. Но этот процесс, скорее всего, будет постепенным, — комментирует он.
При этом эксперт отмечает, что в условиях действия бюджетного правила влияние цен на нефть на российскую валюту в большей степени нивелируется продажами и покупками валюты из Фонда национального благосостояния.
«Китайский» фактор
Среди причин снижения рубля ряд СМИ называют всплеск спроса на иностранную валюту, который исходит от импортеров.
В то же время падение не будет ощутимым в краткосрочной перспективе одной недели, так как в России стартует налоговый период, что традиционно является поддерживающим российскую валюту фактором.
С фактором интереса к иностранной валюте категорически не согласна заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.
«Значительное снижение наблюдается не равномерно относительно всех мировых валют, что обычно сопровождают давящие факторы, а только относительно китайского юаня. Причины следует искать в укреплении валюты КНР, а не в падении рубля», — полагает она.
По словам финансиста, есть все основания для роста юаня.
— С 20 по 24 октября продлится IV пленум ЦК КПК 20-го созыва в Китае, — продолжает Юлия Макаренко. — На повестке дня — утверждение 15-й пятилетки. В преддверии мероприятия власти опубликовали макростатистику, согласно которой Китаю — одной из немногих стран в мире — удается стабильно расти в настоящее время. Зафиксирован рост ВВП — 5,2% по итогам года вместо плановых 5%. К китайской статистике в исполнении властей и компаний следует относиться со здоровой долей скепсиса, но факт в том, что кризис недвижимости в 2025 году преодолен за счет прироста производства и стимулирования внутреннего потребления.
Таким образом, по мнению Юлии Макаренко, юань растет на фоне ожиданий рынка по поводу дальнейшего развития КНР.
Фактор ключевой ставки
Решение ЦБ по ставке в пятницу является важным для понимания среднесрочных перспектив рынка, но в моменте существенного влияния на него не окажет, полагает Спартак Соболев. «У Банка России есть пространство для снижения ставки в пределах 1%», — сообщил респондент издания.
Тем не менее определят настроение рынка на следующую неделю сообщения о судьбе и возможных деталях переговоров между США и Россией.
А вот, по мнению Юлии Макаренко, противоположных трендов настолько много, что вероятен любой исход заседания.
«Снижение ключевой ставки соотносится с общим трендом, объявленным Банком России, по смягчению монетарного курса, и с тем, что рубль слабеет не так активно, как рассчитывали власти, для получения большей выручки от экспорта энергоносителей. В то же время можно предположить паузу — для проявления и оценки эффекта предыдущего снижения ставки и борьбы с растущей сезонной инфляцией — в преддверии традиционно разгона под конец года», — рассуждает собеседница «Известий».
По ее словам, есть предпосылки и для временного ужесточения денежно-кредитной политики.
— В частности, чтобы охладить рынок кредитования, который заметно оживился после нескольких снижений подряд. А кроме того, ряд банков за последние дни повысили ставки по вкладам, — дополнила эксперт.
Прогнозы
Как считает старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов, ожидания по динамике курса сейчас находятся под действием наблюдаемого тренда на снижение мировых сырьевых цен, а также ожидаемого снижения рублевых процентных ставок. Эти тренды, действуя вместе, с большой вероятностью отразятся в ослаблении рубля. Ожидать ослабление в 5–10% до конца года — это более чем обоснованно, констатирует он.
По оценке Владимира Еремкина, до конца недели рубль вряд ли ждет сильное ослабление. «Определенную поддержку может оказать решение ЦБ о ставке, если она будет сохранена на текущем уровне. Поскольку есть небольшая вероятность дальнейшего снижения, отказ от этого может быть рассмотрен валютным рынком позитивно», — заключает он.
Юлия Макаренко прогнозирует установление валютных коридоров в 79–85 рублей за доллар, 92–98 рублей за евро и 11–12 рублей за юань. Большой разброс она связывает с наложением геополитических факторов, скорым заседанием Банка России.
— А в случае с юанем важен перечень решений, которые определят развитие политического и экономического векторов в перспективе 1–5 лет, — резюмирует финансист.