Церковный разбор: кто выиграет от борьбы армянских властей с оппозицией
В Армении перед парламентскими выборами накаляется политическая обстановка. Оппозиция хочет добиться импичмента премьера, обвиняя его в нападках на церковь. Никол Пашинян отвергает подобные заявления. Тем не менее недавно задержали племянника Гарегина II — епископа Мкртича Прошяна. Кроме того, в ночь на 16 октября в Армении продлили арест бизнесмену Самвелу Карапетяну, который связан с церковью. Эксперты же отмечают: сейчас ни оппозиция, ни власти не находят нужной поддержки среди населения.
Конфликт армянских властей с церковью
Антикоррупционный суд Армении 16 октября продлил арест главы ГК «Ташир» Самвела Карапетяна на 30 дней — до 17 ноября. Ходатайство о продлении срока обсуждалось примерно 11 часов, заседание сопровождалось масштабной акцией в поддержку Карапетяна. Митинги проходят уже второй день: накануне на улицы Еревана вышли более 7 тыс. человек.
Карапетян был задержан 18 июня в армянской столице — ему предъявили обвинение в публичных призывах к захвату власти. После ареста начались проверки его бизнеса, после чего был закрыт ряд ресторанов в стране. Кроме того, власти инициировали процесс национализации компании ЗАО «Электрические сети Армении», принадлежащей Карапетяну. Позже к делу бизнесмена добавили обвинение в «отмывании денег в особо крупном размере с использованием властных или служебных полномочий, либо влияния, обусловленного ими».
Обыски и задержание бизнесмена произошли сразу после того, как он поддержал Армянскую апостольскую церковь (ААЦ) после резкой критики в ее адрес со стороны властей. В мае премьер-министр Никол Пашинян негативно высказался о состоянии ряда церквей. Тогда он назвал их чуланами, заваленными мусором.
В Армении уже длительное время растут разногласия между властями республики и церковью. Конфликт обострился после того, как страна утратила контроль над Нагорным Карабахом, а Пашинян затем начал склоняться к мирному урегулированию с Азербайджаном.
Представители духовенства неоднократно выражали поддержку оппозиционным силам, которые возложили на Пашиняна ответственность за утрату контроля над Нагорным Карабахом. В 2020 году католикос всех армян Гарегин II попросил главу правительства уйти в отставку «во избежание потрясений, возможных столкновений и трагических поворотов».
В прошлом году, когда началась делимитация границы с Азербайджаном в Тавушской области, в Армении прошли одни из самых громких акций против этого процесса. Лидером волнений стал глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Баграт Галстанян. Позже он возглавлял не один многотысячный митинг в Ереване.
В 2025-м конфликт между властями и церковью принял новые обороты: он начал сопровождаться массовыми задержаниями представителей оппозиции и церкви. В июне арестовали Баграта Галстаняна, его обвинили в подготовке терактов и попытке захвата власти. Вместе с ним были задержаны еще несколько представителей оппозиции, в том числе двое священнослужителей.
Также в июне прошли обыски в резиденции главы Ширакской епархии Микаэла Аджапахяна. Его обвинили в публичных призывах к узурпации власти, нарушению территориальной целостности, отказу от суверенитета или насильственному свержению конституционного строя. В октябре архиепископа приговорили к двум годам лишения свободы.
15 октября стало известно, что в Армении арестовали на два месяца предстоятеля Арагацотнской епархии, племянника Гарегина II, епископа Мкртича Прошяна.
Напомним, в августе Пашинян призвал Гарегина II уйти в отставку, обвинив его в нарушении обета безбрачия. Он также требовал, чтобы при выборе католикоса решающее слово оставалось за государством, а не за церковным собранием.
При этом ААЦ — независимый от властей государственный институт. Более 90% населения Армении — верующие христиане, но формально это светская страна. В ее конституции четко прописано, что религиозные организации отделены от государства. В 18-й статье указано, что «Армения признает исключительную миссию Армянской апостольской святой церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности».
На фоне конфликта с церковью некоторые армянские депутаты предлагали объявить импичмент главе правительства и выдвигали кандидатуру Микаэла Аджапахяна на этот пост. Но архиепископ тогда заявил, что доволен своей службой в качестве священнослужителя, и попросил не упоминать его в качестве кандидата.
В ближайшее время со стороны властей стоит ожидать новых репрессий в отношении церкви, говорит «Известиям» глава фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян.
— Например, сейчас двое депутатов парламента пытаются закрыть государственный телеканал, который курирует церковь. Власти ни перед чем не остановятся, ни в плане церкви, ни в плане борьбы с инакомыслящими, — считает политик. — В Армении на данный момент больше 30, уже почти 40 политзаключенных — это люди, которые борются за нашу страну.
Впрочем, власти в Ереване отвергают подобные обвинения, включая факт гонений на ААЦ.
— С моей стороны нет нападок на Армянскую апостольскую церковь. И в бумагах церкви не написано, что человек, занимающий должность католикоса, или епископы и церковь идентичны, — сказал 16 октября Никол Пашинян.
Обстановка перед выборами
В июне 2026 года Армению ожидают парламентские выборы, и политическая обстановка перед голосованием постепенно накаляется.
Ранее фракция «Честь имею» заявила о намерении инициировать процесс импичмента премьер-министра Никола Пашиняна и выдвинула на пост главы армянского кабмина кандидатуру мэра города Масиса Давида Амбарцумяна.
Позже крупнейшая оппозиционная парламентская фракция «Армения» поддержала инициативу и 26 сентября передала подписи 28 своих депутатов. Сейчас у фракции есть 34 подписи, однако для начала процедуры требуется 36, а чтобы добиться смены премьера — 54 голоса.
При этом оппозиция намерена собрать подписи и объявить импичмент Пашиняну до выборов в республике, говорит Айк Мамиджанян.
— Мы считаем, что до выборов дело не должно дойти, и импичмент — лучший инструмент для того, чтобы вернуть власть народу. Все ресурсы, начиная от политического, заканчивая агитационным, у нас направлены на достижение импичмента, — говорит он.
Рейтинг правящей партии «Гражданский договор» в начале 2025 года упал до минимального уровня с 2018-го — он составлял 11,3%.
В сентябре по инициативе оппозиции был проведен социологический опрос, по результатам которого Пашиняна на предстоящих выборах поддержат лишь 12%. Около 60% участников заявили, что ни при каких обстоятельствах не будут голосовать за действующую власть. А 75% опрошенных выразили недовольство работой правительства и считают, что страна движется в неправильном направлении.
На втором месте — Самвел Карапетян, его готовы поддержать около 10% населения. Третье место с результатом около 6% занимает глава фракции «Армения» Роберт Кочарян.
— Сейчас стоит учитывать, что рейтинги оппозиционных сил в Армении невысоки. Это говорит о системной проблеме в политической жизни республики, — сказал «Известиям» заведующий кафедрой зарубежного регионоведения МГЛУ Дмитрий Сидоров.
Учитывая низкий рейтинг Пашиняна и одновременно невысокую поддержку населением оппозиции, в экспертных кругах полагают, что в Армении сейчас есть запрос на «третью политическую силу». Собственно, в республике не так давно появилось движение «По-нашему» Самвела Карапетяна.
После заключения под стражу бизнесмен заявлял о намерении создать качественно новую политическую силу, которая займется решением насущных проблем армянского народа. Сообщалось, что движение начнет полноценный политический путь в январе 2026 года. Некоторые эксперты считают, что политсила бизнесмена может получить одну треть голосов в парламенте после выборов.
В условиях обострения конфликта власти с церковью и роста социального недовольства Карапетян мог бы стать серьезным политическим игроком, хотя об этом говорить пока рано, уточнил Дмитрий Сидоров. Сейчас движение бизнесмена стоит рассматривать как напоминание о запросе армянского общества на новую, более национально ориентированную силу, резюмировал эксперт.