Второй раунд: почему возобновилась торговая война США и Китая
Напряженность в торговых отношениях между США и Китаем вновь накалилась Не прошло и нескольких месяцев недолгого спокойствия, когда обнаружился новый глубокий раскол. Китай ввел очередные ограничения на экспорт редкоземельных элементов. В ответ США ограничили поставки программного обеспечения и пригрозили введением 100-процентных пошлин на весь спектр китайских поставок. Градус конфликта немного спал в последние часы, но угроза новых потрясений остается. Почему противостояние между двумя крупнейшими экономиками продолжает тлеть и во что оно может вылиться — в материале «Известий».
Зрело десятилетиями
Торгово-экономический конфликт между Китаем и США назревал несколько десятилетий, поскольку с 1980-х по 2000-е годы американские компании вывели из своей страны производства на сотни миллиардов долларов из-за дешевизны рабочей силы во многих зарубежных странах. Восточная Азия и особенно Китай занимали первое место в этом процессе, имея относительно подготовленное к этому переносу население и проработанные цепочки поставок. В 2000-е годы недовольство США вызывало занижение, по мнению Вашингтона, курса юаня. Но диспропорции в американо-китайской торговле, где у США сложился дефицит в сотни миллиардов долларов в год, не ушли и после некоторого укрепления китайской валюты.
Новый, более острый раунд конфликта начался в 2018 году. В ходе своего первого срока президент Дональд Трамп начал вводить тарифы и другие торговые барьеры, чтобы заставить Китай изменить то, что США называли давней несправедливой торговой практикой и кражей интеллектуальной собственности. Договоренности 2019 года, в рамках которой Пекин обязался закупать больше американской продукции, включая сельскохозяйственную, несколько снизили напряжение.
После возвращения к власти в январе 2025 года президент Трамп возобновил торговую войну. Конфликт значительно обострился в 2025 году, когда США ввели 145%-ные пошлины против китайских товаров, а Китай в ответ — 125%-ные. В мае 2025 года было достигнуто «перемирие» в Женеве, призванное смягчить ситуацию. Согласно сделке, общие пошлины США на китайские товары (за некоторыми исключениями) были снижены до 30%, а Китай, в свою очередь, снизил свои тарифы до 10% и согласился приостановить экспортный контроль над редкоземельными металлами.
Последний раунд боевых действий начался с того, что Китай объявил о масштабном новом контроле над экспортом редкоземов. Данные металлы широко представлены в земной коре, однако их разработка требует колоссальных инвестиций и готовности терпеть определенный ущерб для окружающей среды. Редкоземы — это критически важные материалы, используемые в полупроводниках, электромобилях и оборонных технологиях. Пекин заявил, что этот шаг является мерой национальной безопасности, однако многие восприняли его как ответную меру на ужесточение Вашингтоном ограничений в отношении китайских технологических фирм.
Согласно новым правилам, объявленным министерством коммерции Китая, любая компания — китайская или иностранная — теперь должна получить одобрение Пекина, прежде чем экспортировать продукцию, содержащую более 0,1% редкоземельных элементов по стоимости.
100% протекционизма
Этот шаг застал Вашингтон врасплох и привел к резким и довольно хаотичным ответным мерам. 10 октября Дональд Трамп объявил о введении дополнительного 100%-ного тарифа на китайские товары, который вступит в силу с 1 ноября, увеличив общую ставку тарифа на китайский импорт примерно до 130% — почти до летнего уровня. Белый дом заявил, что этот шаг является ответом на «чрезвычайно агрессивные» новые экспортные ограничения Китая на редкоземельные минералы. Ранее в октябре Трамп уже угрожал ввести дополнительные стопроцентные тарифы и экспортные запреты в ответ на действия Пекина.
Министерство коммерции Китая быстро нанесло ответный удар, обвинив Вашингтон в «двойных стандартах» и «чрезмерном расширении концепции национальной безопасности» посредством односторонних экспортных ограничений. В министерстве заявили, что США в течение долгого времени применяли дискриминационные меры против Китая, вводя односторонние ограничения «экстерриториальной юрисдикции» на широкий спектр товаров.
Экспортный контрольный список США включает более 3 тыс. наименований, в то время как в китайском списке их около 900. Позиция Пекина была сформулирована так: «Мы не хотим тарифной войны, но мы ее не боимся». В целом обе страны вновь используют экспортный контроль как рычаг давления в преддверии своих следующих запланированных переговоров. Однако Трамп намекнул, что саммит может быть отменен из-за возобновившейся напряженности.
В понедельник, однако, риторика Белого дома была смягчена. Президент Трамп заявил, что «США хотят помочь Китаю, а не навредить ему». Этот примирительный жест привел к росту котировок американских акций, которые до этого рухнули почти на 3%, а на крипторынке вообще случилась «резня», приведшая к единовременным потерям в сотни миллиардов долларов и даже самоубийствам инвесторов. Тем не менее корневые проблемы во взаимоотношениях между странами всё еще не решены.
На данный момент обострение конфликта грозит колоссальными потрясениями для всей мировой финансовой и экономической системы. Остановка поставок редкоземов из КНР может сокрушить индустрию полупроводников, которую США сейчас пытаются возродить у себя. В свою очередь, фактическое блокирование китайского импорта усилит инфляционное давление в США и одновременно приведет к демпингу китайских товаров на другие рынки, поскольку этой массе нужно будет где-то найти выход. Индустрия целого ряда стран может просто не пережить такого развития событий (что-то подобное происходит в данный момент в Европе).
В целом проиграют обе стороны. Но сейчас кажется, что большие потери понесут США, которые не выглядят готовыми пережить отсутствие китайского импорта. В случае с КНР, хотя Америка и остается ключевым торговым партнером, зависимость от нее постепенно снижается и не является уже настолько критической, как это было еще 10–15 лет назад. Хотя обе страны в принципе способны, пусть и с большими потерями перенести разрыв торговых отношений, такое обострение с очень высокой вероятностью отправит в рецессию всю мировую экономику.