Срубить Лекорню: отставка очередного правительства заводит Францию в тупик
Франция не может выйти из политического кризиса: премьер-министр Себастьян Лекорню подал в отставку, не проработав на своем посту и месяца. С начала президентства Эммануэля Макрона это уже седьмой глава правительства, который лишается своей должности. За несколько дней до этого главой минобороны страны был назначен «тяжеловес» Бруно Ле Мэр, а главой минфина — экс-министр промышленности Ролан Лескюр. Предполагалось, что их назначение позволит провести через парламент конфликтный проект бюджета, где социальные расходы урезаются в пользу сохранения военных. Сейчас эти планы пошли прахом. Одновременно Макрон ужесточил внешнеполитическую риторику — в частности, объявил курс на блокирование судов с российской нефтью. Существует ли выход из политического тупика и повлияет ли отставка премьер-министра на политику Парижа — в материале «Известий».
Почему Лекорню подал в отставку
Себастьян Лекорню подал заявление об отставке с поста премьер-министра менее чем через месяц после своего назначения. Он заявил, что парламент не создает необходимых условий для работы главы правительства.
Лекорню пытался завершить дело своего предшественника на этом посту — Франсуа Байру. Тот хотел провести через парламент проект бюджета на 2026 год, в котором ради сокращения дефицита урезались социальные расходы. Байру пытался сократить индексацию пенсий и отменить ряд государственных праздников, но при этом оставить на прежнем уровне расходы на армию. Парламент не оценил такой подход к решению проблемы. Байру инициировал голосование по вотуму доверия правительству, благополучно проиграл его и ушел в отставку.
Назначение Лекорню как одного из самых приближенных к Макрону людей рассматривалось как попытка решить проблему с проектом бюджета. Он входил в правительство с 2017 года, с 2022-го занимал пост министра обороны. В 2023 году ему даже удалось убедить парламент довести расходы на армию до €68,7 млрд к 2030 году.
Традиционно Лекорню был ближе к правым силам, поэтому ожидалось, что ему удастся договориться с ними во время обсуждения законопроекта. Однако не вышло.
Отставка спустя 27 дней после назначения — событие беспрецедентное для Франции, сказала в разговоре с «Известиями» политолог Мария Фролова. По ее словам, главной причиной стал острый политический кризис вокруг формирования устойчивого парламентского большинства.
Лекорню не удалось получить поддержку парламента. Больше всего споров вызвал состав его правительства, который не претерпел существенных изменений, что было расценено как отказ от реальных реформ.
— Что касается злополучного проекта бюджета, он оказался под серьезной угрозой. Он не получил поддержки в парламенте, учитывая и острые споры о сокращении социальных расходов, и повышении налогов для богатых, — отметила эксперт.
По словам ведущего научного сотрудника отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергея Федорова, отставка связана с тем, что Лекорню не удалось добиться одобрения первого состава правительства, которое стали оглашать вчера.
— Новому премьеру ничего не оставалось, как просить об отставке. Причины кризиса состоят в конфигурации нижней палаты парламента Франции, где представлены крайне полярные политические силы. В основном это крайне правые и крайне левые, которые составляют большинство, и между ними сравнительно небольшой центристский блок Макрона, — объяснил эксперт.
Кто должен был войти в правительство Лекорню
Бруно Ле Мэр должен был возглавить оборонное ведомство далеко не случайно. Он — ключевая фигура экономического блока при Макроне, занимал этот пост с 2017 по 2024 год. Этим назначением французский лидер пытался объединить бюджетную политику и оборонные закупки в руках опытного человека. Ле Мэр должен был ускорить исполнение программ вооружений, синхронизировать ВПК с промышленной политикой и удержать дефицит бюджета в определенных рамках.
В то же время главой экономики и финансов назначался бывший министр-делегат по промышленности и энергетике Ролан Лескюр. По сообщениям СМИ, это «свой человек» для макронистов и приемлемый собеседник для левых в парламенте. Его задачей должно было стать решение главной проблемы — всё того же бюджета на 2026 год.
Таким образом, Ле Мэр должен заняться оптимизацией военных расходов, а Лескюр подстроить бюджет так, чтобы не сорвать ускорение ВПК. Однако сейчас эта конструкция — в прошлом, поскольку этому правительству придется уйти в отставку.
— Я не знаю, как Макрон будет выходить из этой ситуации. Потому что тот, кого он назначит [очередным премьером], — его судьба будет висеть на волоске. Оппозиция требует пересмотра пенсионной реформы, других компромиссов, на которые не хочет идти президент, — отметил Федоров.
По его словам, Пятая республика попала в тупиковую ситуацию. В последнюю неделю начались первые назначения министров на наиболее крупные посты и была оглашена только половина правительства, но не успев родиться, это правительство уже перестало существовать, подчеркнул политолог.
Финансовые потери для еврозоны
Одновременно с этим могут пошатнуться позиции Парижа в Европе. Нестабильность во внутренней политике заставляет расти спред OAT-Bund — это разница между стоимостью гособлигаций Франции и Германии. Кредиторам Франции это принесет дополнительные доходы, а расходы Парижа на обслуживание долга, соответственно, увеличатся.
Из-за роста доходности новых французских облигаций цены на остальные могут пойти вниз. Банки, у которых этих бумаг много, будут фиксировать просадки в портфелях и, как следствие, возможное падение стоимости собственных акций. В результате часть инвесторов и вовсе может уйти из евро-активов.
Проблемы могут перекинуться и на еврозону: рост стоимости заимствований такой крупной экономики, как Франция, способен повлиять на стоимость евро. Привлечение ресурсов станет обходиться банкам дороже, соответственно, вырастут ставки кредитов для бизнеса и физических лиц. Таким образом, пока Париж не разберется с проектом бюджета, еврозоне может угрожать охлаждение экономики.
Дефицит бюджета страны в 2024 году составил 5,8% ВВП, а в 2025-м будет лишь немногим меньше. Это почти вдвое выше допустимых в ЕС 3%. Задержка с принятием бюджета, где текущий показатель снизится до более приемлемого, осложнит диалог с Еврокомиссией по процедурам избыточного дефицита.
Действия Парижа на международной арене
В условиях внутриполитического кризиса Макрон пытается демонстрировать более жесткую внешнюю политику. Недавно в нейтральных водах был задержан шедший из Приморска танкер Boracay. Французские силовики якобы искали беспилотники, которые могли быть запущены с него, однако после проверки судну позволили продолжить курс.
Позже президент Франции публично связал задержание судна с новой европейской стратегией по давлению на «теневой флот» России с целью сократить нефтяные доходы Москвы.
Президент России Владимир Путин заявил, что задержания судна — пиратство и попытка отвлечь внимание французских граждан от решения реальных внутренних проблем. МИД РФ неоднократно обвинял Париж в провокациях и наращивании оборонных расходов под предлогом мнимой угрозы со стороны России.
Задержания судов могут продолжиться, отметил в беседе с «Известиями» французский политолог Николас Миркович. По его словам, борьбой с Россией Макрон пытается сместить акценты с внутренних на внешнеполитические проблемы.
— Французы ставят ему в упрек, что падает покупательная способность. Ключевые темы — миграция, пенсии, социальная сфера, образование, здравоохранение — не управляются или управляются плохо. Люди ждут ответов, — отметил эксперт.
По словам политолога, вместо того чтобы признать, что он не справился с миссией президента, набраться мужества и уйти в отставку, Макрон остается в своем кресле. И чтобы не обсуждать собственную провальную внутреннюю политику, предпочитает найти удобного «козла отпущения» в лице России. Отсюда разговоры про дроны и трата времени и денег французов на бессмысленные собрания в поисках «коалиции против России».
— Поэтому-то он и видит русских везде — в компьютерных сетях, на море, в воздухе. Этих «русских» в реальности нет — они у него в голове, и он цепляется за эту тему только затем, чтобы не говорить о собственной катастрофической политике, — отметил Миркович.
Сергей Федоров также считает, что акцент на внешней политике у Макрона связан с проблемами внутри страны. При этом неизвестно, какая у французского лидера будет стратегия в отношении Украины: активность «коалиции желающих» постепенно сходит на нет, и неизвестно, как Франция с учетом своих финансовых проблем планирует финансировать свой ВПК.