Ежегодно 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. В обществе не всегда есть понимание реальной, ежедневной работы тех, кто борется за сохранение природного наследия. Это сложный симбиоз науки и грамотного планирования. Проблема сокращения биоразнообразия актуальна во всем мире.
Под воздействием различных факторов изменяются или нарушаются экологические связи, происходит деградация экосистем, снижается численность видов, меняются их места обитания, вселяются чужеродные виды. Проблема сохранения биоразнообразия требует решения на всех уровнях — экосистемном, видовом и генетическом. Каждый вид — это не просто отдельная единица, а важнейший «кирпичик» в сложном фундаменте экосистемы.
Так, например, медновский песец, будучи единственным наземным хищником на острове Медном в Камчатском крае, — важное звено островной экосистемы и индикатор ее состояния. Сокол-балобан регулирует численность грызунов и других животных, составляющих его кормовую базу. Исчезновение таких звеньев запускает цепную реакцию, последствия которой непредсказуемы и могут сильно ударить по человеку, лишив его устойчивой среды обитания.
Природоохранная работа сталкивается с разными трудностями. Логистика и финансы — это основа основ. Работа в Арктике, на удаленных Командорских островах или в суровой акватории Охотского моря — очень дорогое занятие. Аренда специализированных судов, приобретение оборудования, расходников для экспедиций требует серьезных инвестиций. Нерегулярность финансовой поддержки или пожертвований может вносить корректировки в графики работы, когда важные исследования или конкретные действия приходится откладывать.
Но, например, поддержка «медвежьих патрулей» в арктических поселках должна быть ежегодной, чтобы люди постоянно были готовы предотвратить конфликт, отогнать хищника, защитив при этом себя и не нанося вреда зверю.
Нехватка кадров, в первую очередь молодых мотивированных специалистов, — также острая проблема для отрасли. Эта работа требует не только фундаментальных знаний в области зоологии, экологии или ветеринарии, но и физической выносливости и психологической устойчивости для жизни вдали от цивилизации в суровых полевых условиях. Таких энтузиастов с золотыми руками сегодня немного.
Также есть пробелы в научных данных и конфликты интересов. По многим видам до сих пор отсутствуют базовые данные. Например, для кита нет точной информации о путях миграции и ключевых местах размножения. Мы сейчас занимаемся актуализацией этой информации. Кроме того, защитникам природы постоянно приходится искать компромисс с экономическими интересами. Это и гибель балобанов на ЛЭП, и конфликты белых медведей с человеком в Арктике. Разрешение этих ситуаций требует не только научного подхода, но и готовности к диалогу с бизнесом. Мы рады, что бизнес сейчас проявляет всё больше понимания своего воздействия и серьезно вовлекается в работу по сохранению экосистем и редких видов.
В этом году в заповеднике «Хакасский» мы вместе с нашими партнерами строим уникальный объект — первый в российской заповедной системе облеточник для сокола-балобана. Он представляет собой купол диаметром 22 м, и это самый большой в России «тренажерный зал» для выпуска соколов. В нем могут проходить подготовку и обучение до 50 краснокнижных соколов одновременно перед выпуском в дикую природу. Такой «мягкий» выпуск значительно повысит их шансы на выживание и укрепит популяцию в регионе.
Уже второй год мы проводим масштабные экспедиции по изучению гренландских китов в Охотском море. Это достаточно сложная работа: сбор проб на биопсию для генетического анализа, создание фотокаталога для идентификации китов по хвостам, изучение миграции. Одним из главных успехов последнего полевого сезона можно назвать уникальную операцию: специалисты установили с помощью дрона и российского пневмоустройства пять отечественных спутниковых меток на китов. В России такая процедура проведена впервые. Теперь мы сможем отслеживать их миграции, что необходимо для выработки мер по их защите.
История медновского песца — это история борьбы за выживание целого подвида. Прошлой зимой песцы могли погибнуть и исчезнуть как подвид. Благодаря оперативной помощи сторонников фонда «Природа и люди» мы быстро собрали средства на корм и успели под завершение навигационного периода завезти им на остров подкормку, что помогло пережить им суровую зиму. В этом году мы продолжали активно изучать популяцию, чтобы понять, что делать дальше.
Если 100 лет назад многие виды рассматривались только как промысловый ресурс, то сейчас всё активнее применяется научный подход для неистощительного использования и сохранения экосистем и всех их компонентов. Даже изучение сейчас ведется с минимальным беспокойством для животных: фотоловушки, неинвазивный сбор проб для генетического анализа, сложное компьютерное моделирование ареалов — инструменты современного эколога.
Автор — генеральный директор фонда «Природа и люди»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора