Главной целью внешней политики США по-прежнему остается победа в геополитической конкуренции с КНР. Однако в связи с быстро растущим влиянием Китая в мире и в АТР в частности Вашингтон ищет новые способы подрыва военной и экономической мощи Пекина, которая, как там считают, угрожает гегемонии американцев и Запада в целом.
В этой связи администрация Дональда Трампа разработала проект новой Стратегии национальной обороны США, которая, как ожидается, будет опубликована в ближайшее время. Ее важная особенность в том, что она учитывает расширение КНР своего влияния в разных регионах мира и, соответственно, предлагает США включить в зону противодействия Китаю эти новые регионы.
В проекте стратегии к Азиатско-Тихоокеанскому региону как зоне борьбы с китайским влиянием хотят добавить Латинскую Америку, где Пекин расширил свое присутствие, особенно в районе Панамского канала, и якобы занимается «вредоносной деятельностью».
Причину ослабления военной мощи США в контексте усиления Китая (и России) американские эксперты видят в том, что после 11 сентября 2001 года Вашингтон сосредоточился на борьбе с терроризмом, что ослабило общевойсковую составляющую армии Штатов в пользу разного рода спецсоединений. В это же время «почти равный по силе конкурент Пекин» продолжал развивать свои вооруженные силы.
Противодействие Китаю подается как важное направление «в защите родины и Западного полушария» наряду с отражением различных форм вторжения, включая незаконную массовую миграцию, торговлю наркотиками, контрабанду и торговлю людьми.
В связи с планируемым в новой стратегии расширением географии и направлений противодействия Китаю американские эксперты выражают опасения, что защита «жизненно важных интересов» страны в Тихоокеанском регионе, Европе и на Ближнем Востоке при одновременном усилении военного присутствия США в Латинской Америке может быстро усугубить и без того существующую нехватку военных ресурсов США.
Документ фактически признает, что Китай быстрее создает новые вызовы гегемонии США в разных регионах мира, чем Вашингтон успевает отвечать на них, испытывая при этом нарастающую нехватку ресурсов.
Действуя в духе еще не принятой официально стратегии, США провоцируют в АТР гонку вооружений с Китаем. Наращивается частота двусторонних и трехсторонних совместных военных учений с их основными союзниками в АТР — Японией и Южной Кореей с привлечением новейшего вооружения.
Примечательно, что на учениях США всё чаще отрабатывают с союзниками применение ракетного комплекса наземного базирования «Тайфун», который может запускать крылатые ракеты «Томагавк» и многоцелевые ракеты СМ-6. В сентябре этот комплекс был впервые развернут на американо-японских учениях в Японии, а до этого — на Филиппинах. Ранее, в июле, в Австралии прошли первые маневры с боевой стрельбой.
В США особенно подчеркивают противокорабельные возможности «Тайфуна», поскольку в любом будущем крупном конфликте с Китаем, как принято считать, Штатам пришлось бы наносить такие удары на обширных участках Индо-Тихоокеанского региона.
В сентябре США разместили на авиабазе Кунсан на западном побережье Южной Кореи экспедиционную разведывательную эскадрилью, которая будет использовать беспилотники «Рипер». В этом же месяце Штаты переместили ближе к Северной Корее истребители F-16.
Хотя большинство этих учений преподносятся как обычные, они приобрели стратегический характер, стали более частыми, масштабными и разносторонними. Маневры охватывают более широкий спектр областей и проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным боевым действиям.
Китай, защищая свое законное право на независимое развитие, вынужден реагировать, преобразовывая свои огромные экономические возможности в серьезную военную мощь. Он непрерывно совершенствует способность к ведению вооруженного противостояния с применением всего набора современных вооружений всеми видами войск.
ВМФ Народно-освободительной армии Китая продолжает пополняться крупными надводными судами, увеличивая и без того значительные боевые возможности. Согласно данным минобороны США, с 2020 года КНР опережает Штаты по количеству боевых кораблей — 350 против 293.
Готовится спуск на воду третьего авианосца с электромагнитной катапультой (КНР — вторая страна после США, овладевшая этой возможностью) и, вероятно, уже заложен четвертый с ядерной двигательной установкой. В обозримом будущем КНР опередят США и по общему водоизмещению военных судов.
Совершенствуются истребители пятого поколения, включая их палубную модификацию. Идет работа над самолетом шестого поколения. Следует обратить внимание на разнообразие китайских средств малой и средней дальности для поражения авианосцев и отдаленных от КНР американских военных баз в регионе.
Оценивая ситуацию в регионе, китайские эксперты указывают на стремление США превратить Южную Корею и Японию в передовой стратегический фронт в соперничестве с КНР и Россией. Япония при этом стремится обойти ограничения своей пацифистской конституции для развития наступательного военного потенциала.
В Пекине считают, что под прикрытием мнимой «китайской угрозы» США пытаются «создать узкий круг избранных», в итоге повышая риск блокового противостояния в регионе.
Автор — политолог, эксперт по современной политике и экономике Китая
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора