Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вход в Новую Третьяковку в Москве будет закрыт для посещения до 18:00 7 декабря
Армия
Белоусов заявил о продвижении ВС России на купянском направлении
Политика
В Кремле заявили о соответствии стратегии нацбезопасности США видению России
Мир
Вулкан Килауэа на Гавайях выпустил фонтан лавы высотой около 370 м
Общество
Налоговая закрыла одну из принадлежащих Филиппу Киркорову компаний
Общество
Аналитики назвали города-лидеры по тратам жителей на кофе
Мир
Макрон пригрозил Китаю пошлинами от ЕС из-за торговых разногласий
Общество
Адвокат рассказала об ожиданиях Лурье от ВС РФ по сделке с квартирой Долиной
Общество
Режиссер Вячеслав Криштофович умер в возрасте 78 лет
Мир
Ушаков рассказал об отличиях текущей администрации США от предыдущей
Спорт
Петр Ян победил Двалишвили и вернул титул UFC. 5 фактов о российском спортсмене
Армия
Стало известно о конфликтах в рядах ВСУ из-за попыток боевиков покинуть позиции
Общество
Потребление алкоголя в России сократилось до минимума за почти 30 лет
Мир
МВД Бенина объявило о восстановлении порядка после попытки переворота
Мир
В Голливуде выразили тревогу из-за возможных увольнений после покупки Warner Bros.
Мир
Рябков призвал США к сдержанности в отношении Венесуэлы
Мир
Ушаков рассказал об усилиях Уиткоффа и Кушнера в переговорах с Россией по Украине

Связь с сеансом: кинотеатры в России сокращают площади

Как они справляются с новыми вызовами и какие форматы выбирают зрители
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Типовая площадь российских кинотеатров с 2016 года сократилась почти вдвое — с 4500 кв. м до 2500 кв. м, узнали «Известия». Рост популярности стриминговых сервисов и изменения в потребительской активности населения спровоцировали отток зрителей из классических кинозалов. На фоне снижения интереса к ним девелоперы стали сокращать площади кинотеатров в торговых центрах, а ТЦ ищут новые способы притяжения посетителей через смену концепций, покупку франшиз и замену площадей под фитнес- и развлекательные центры.

Почему девелоперы стали делать кинотеатры компактнее

Российские девелоперы сокращают площади кинотеатров в торговых центрах. Типовая площадь таких объектов с 2016 года уменьшилась в 1,8 раза — с 4500 кв. м до 2500 кв. м в 2025 году, подсчитали для «Известий» в консалтинговой компании Commonwealth Partnership (CMWP).

ADG Group (управляет 30 торговыми центрами в Москве) снизил проектируемые площади кинотеатров до 1500 кв. м. Представитель ADG Group от комментариев отказался.

Интерес к традиционным кинотеатрам падает у россиян, констатирует старший директор, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости CMWP Андрей Шувалов. С начала 2000-х годов наблюдался восходящий спрос на посещения кино, который продолжался вплоть до начала пандемии коронавируса — к 2019 году трафик в мультиплексах составил около 216 млн человек в год. Первый значительный спад случился в 2020 году — тогда российские кинотеатры посетило около 87 млн зрителей, уточнил он.

Давление на индустрию оказал и уход мирового проката, отметил партнер, директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова. Падение трафика привело к тому, что крупные сети столкнулись с потерей выручки. Некоторые из них были вынуждены закрыть ряд своих кинотеатров и залов.

После этого момента уровень посещаемости кинотеатров находится в состоянии «качелей» в вилке 90–150 млн человек в год, добавил Андрей Шувалов. По его словам, для проектов, где площадь составляет 4–5 тыс. кв. м, эти показатели зачастую становятся критическими. В результате девелоперы сокращают площади под кино, чтобы повысить эффективность, отметил он.

При этом российский кинематограф активно развивается и на экранах появляются новые отечественные картины. В январе–сентябре 2025-го российские кинозалы посетили 63,2 млн человек, что на 28,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, подсчитали «Известия» на основе данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино.

Освободившиеся площади от кинотеатров операторы ТЦ используют под фитнес-центры, развлекательные центры либо меняют перекрытия и включают площадь в торговую галерею, пояснил Андрей Шувалов. Сегодня достаточно формата мультиплекса с 4–6 залами, а часть площадей в старых кинотеатрах оказывается невостребованной, поэтому девелоперы стремятся их оптимизировать, добавила Светлана Ярова.

Представитель сети «Каро» от комментариев отказался. В «Киномаксе» и «Синема Парк / Формула Кино» на запросы «Известий» не ответили.

Какие сервисы приходят на смену кинотеатрам

Поход в кинотеатр перестал быть «якорным» драйвером для посещения торгового центра у посетителей, сейчас потребитель ищет «смыслы» для посещения таких пространств, рассказал «Известиям» генеральный директор сети «Премьер зал» (объединяет более 300 кинотеатров) Владимир Петелин. Эти смыслы возникают с появлением в них игровых клубов, VR-дронов и ресторанов, объясняет топ-менеджер.

Конъюнктура изменила поведение потребителей, отметил руководитель направления торговой недвижимости IBC Real Estate (бывшая Jones Lang LaSalle, JLL) Владимир Чернусь. Раньше билет в кино был вариантом доступного с точки зрения бюджета досуга, теперь за те же деньги предлагается качественно другой контент, обращает внимание он.

В настоящее время активно растут онлайн-платформы, которые предлагают зрителю большой объем отечественного кино и сериалов. Подписка на месяц на одной площадке стоит как один билет в кинотеатр, отсюда и переориентация людей на домашний просмотр, сказал «Известиям» один из участников рынка.

Впрочем, контент на стриминговых платформах вряд ли влияет на снижение популярности классических кинотеатров, полагает партнер, директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова. Раньше опасались, что стриминги снизят посещаемость, но на деле сами кинотеатры воспринимают их как рекламные каналы, которые помогают приучить зрителя к определенным форматам, полагает она.

У зрителей пропал интерес к малобюджетным картинам, отметила эксперт. Сегодня полный метр уходит в крупные событийные проекты, ради которых люди готовы идти в кино, объясняет она. В то же время стриминги находят нишевую аудиторию и успешно работают с ней, указывает она.

По данным ЕАИС Фонда кино, средняя стоимость билета в сентябре 2025 года составила 417 рублей, что на 20% больше, чем в сентябре 2024-го. Подорожание пока не отражается на прибыльности кинотеатров, согласно отчетностям сетей за 2024-й по РСБУ. Так, у «Синема Парк», контролирующей сеть «Формула кино» и «Синема Парк», чистая прибыль за 2024 год, в сравнении с годом ранее, снизилась в четыре раза — до 424 млн рублей, выручка выросла на 12,6% — до 7,5 млрд рублей. У «Каро Фильм Менеджмент» чистый убыток в 2024 году увеличился на 7,5% — до 179 млн рублей, выручка — на четверть, почти до 4 млрд рублей. Лучше всех ситуация у «Киномакса»: его выручка в 2024 году увеличилась на 28,1% — до 5,1 млрд рублей, а чистая прибыль составила 15,4 млн рублей против 751,3 млн рублей чистого убытка годом ранее.

Читайте также
Прямой эфир