Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 2025 году производство сельскохозяйственной продукции в России может вырасти всего на 2,2%, что вдвое ниже апрельского прогноза в 4,4%. Такие данные содержатся в макропрогнозе Минэкономразвития на 2025–2028 годы, который рассматривается правительством, подтвердил источник «Известий» в кабмине. Эксперты и представители аграрного сектора оценили для «Известий» причины замедления и проанализировали, какие отрасли станут драйверами роста, а какие — «тормозами». Подробности — в материале «Известий».

Почему сокращается рост сельхозпроизводства

Среди ключевых факторов, повлиявших на пересмотр Минэком прогноза по темпам роста в отрасли, стали неблагоприятные погодные условия. В этом году весенние заморозки и летняя засуха нанесли серьезный урон посевам в южных регионах.

Изменить прогноз пришлось из-за климатических рисков, подтверждает профессор РГАУ-МСХА им. Тимирязева Людмила Хоружий.

— Сначала заморозки, а затем засуха привели к гибели значительной части посевов озимых культур в Краснодарском и Ставропольском краях — основных поставщиках зерна на российский рынок, — подчеркивает эксперт.

пшеница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Высокая ключевая ставка (соответственно, и ставка банковского кредита) не позволяла аграриям использовать заемные деньги для покупки средств производства, а инфляция повлияла на стоимость расходников и оборудования, отмечает Людмила Хоружий.

С этой точкой зрения согласен и член президиума РАН, академик РАН Виктор Хлыстун.

— Прогноз роста объемов сельхозпроизводства в 2025 году был явно завышен: в сложившихся к началу года условиях он не мог превышать 2,5–3%. Высокие климатические риски, снижение доходности сельскохозяйственных организаций и сокращение возможностей приобретения техники и семян не позволяли рассчитывать на более высокие показатели, — говорит Виктор Хлыстун.

По словам академика, заметный рост в агропромышленном комплексе (АПК) возможен лишь в случае ускоренного перехода значительной части регионов на возделывание засухоустойчивых культур и внедрение почвозащитных технологий.

сельхоз
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Директора центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности ВШКУ РАНХиГС Анатолий Тихонов подытоживает, что нынешняя ситуация — часть новой сложной реальности.

— Корректировка прогноза с 4,4% до 2,2% — это сигнал о переходе отрасли в новую фазу, где экстенсивный рост уступает место работе в условиях структурных ограничений, связанных с санкционным давлением, дефицитом семян и техники, а также необходимостью глубокой технологической модернизации и импортозамещения, — говорит Тихонов.

Он предупреждает, что замедление темпов неизбежно создаст давление на потребительский рынок, но речь идет скорее о риске умеренного роста цен, а не о дефиците.

Влияние сокращений в АПК на цены и продовольственную безопасность

Замедление темпов роста сельхозпроизводства, естественно, вызывает споры о влиянии на цены и обеспеченность страны продовольствием.

— Результаты текущего года не скажутся негативно на обеспечении продовольственной безопасности страны, а даже улучшат ее показатели по овощам и фруктам, — отмечает академик Хлыстун. — Рост цен не превысит уровень инфляции, возможно лишь сезонное удорожание некоторых категорий товаров из-за санкций и объемов импорта.

При этом, по мнению профессора МГУ Николая Хожаинова, рост цен на продукты питания в большей степени зависит от политики торговых наценок.

касса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Несмотря на нежелательную ситуацию в сельском хозяйстве, скачка цен на продукты питания не должно быть. Рост цен определяется не столько урожаем, сколько торговыми наценками, которые сейчас сильно завышены, — считает Хожаинов.

Эксперт «НФ.Аналитика» Станислав Санкеев подчеркнул, что Россия по большинству ключевых продуктов полностью себя обеспечивает, а значит, серьезного влияния на общую картину нынешняя ситуация не окажет.

В то же время доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин не исключает умеренного удорожания некоторых продуктов.

— Влияние на потребителей может проявиться в умеренном росте цен на продукты, особенно зависящие от урожайности, но угрозы продовольственной безопасности нет благодаря запасам и самообеспеченности, — говорит Осянин. — Государство продолжит поддерживать стабильность цен через регуляторные механизмы.

Минсельхоз уполномочен заявить

В пресс-службе Министерства сельского хозяйства «Известиям» заявили, что в 2025 году производство продукции в АПК соответствует большинству показателей Доктрины продовольственной безопасности.

«По итогам года планируется увеличить самообеспеченность основными видами продукции: по молоку и молочной продукции, картофелю, овощам и бахчевым, плодам и ягодам, семенам. Россия с запасом будет обеспечена зерном, сахаром, растительным маслом, мясом и рыбой», — подчеркнули в Минсельхозе.

руки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Уборочная кампания проходит успешно, несмотря на неблагоприятные погодные условия в южных регионах, что позволяет рассчитывать на хороший урожай.

«На данный момент прогноз сохраняется на уровне 135 млн т зерна в чистом весе, включая порядка 90 млн т пшеницы. Существенный рост урожайности отмечается по сахарной свекле, рапсу, картофелю и другим культурам. Сбор масличных в этом году ожидается на уровне 31,5 млн т, сахарной свеклы — 48,1 млн т, овощей и картофеля — по 7,6 млн т, плодов и ягод — 2,1 млн т, в том числе 1,9 млн т», — уточнили в пресс-службе Минсельхоза.

Положительная динамика ожидается и в животноводстве: производство скота и птицы вырастет на 0,4%, молока — на 0,8%, а яиц — на 1,7%. В целом по итогам года объемы производства позволят обеспечить внутренние потребности и сохранить хороший экспортный потенциал.

корова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

«Для дальнейшего наращивания объемов производства реализуется комплекс мер, направленных на поддержку производителей и достижение технологического суверенитета отрасли», — говорится в сообщении Минсельхоза.

Драйверы и препоны для сельского хозяйства

Каковы же перспективы и драйверы роста в условиях обновленного прогноза? Эксперты видят их в конкретных секторах АПК.

— В среднесрочной перспективе основными драйверами станут животноводство, овощеводство и производство фруктов, — говорит Виктор Хлыстун, обращая внимание на потенциал освоения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в нечерноземной зоне под молочное и мясное скотоводство.

Отрасли с коротким производственным циклом — птицеводство и свиноводство — будут драйверами роста, уточняет Людмила Хоружий.

курицы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Завкафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ Сергей Киселев добавляет к этим отраслям и масличные культуры.

— Однако волатильность рынка и дефицит кадров — серьезные вызовы, — предостерегает эксперт.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко уверен, что животноводство выглядит более стабильной отраслью.

— Растениеводство и садоводство очень чувствительны к погодным аномалиям, тогда как животноводство, несмотря на зависимость от кормовой базы, более стабильно, — говорит он. — Важной составляющей роста остается господдержка.

Тепличное овощеводство и птицеводство станут драйверами благодаря высокой степени автоматизации и меньшей зависимости от природы, добавляет Дмитрий Осянин, педалируя на технологическом потенциале.

Структурные вызовы и риски безопасности

Замедление темпов роста сопровождается и структурными вызовами для аграрного сектора.

— Необходимо обратить внимание на растущее доминирование крупных агрохолдингов и сокращение мелких хозяйств, — указывает доктор аграрно-экономических наук Мария Антонова.

свекла
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков выделяет значимость климатических и геополитических рисков.

— АПК зависит от стихийных проявлений и глобальных климатических изменений, процессы аридизации и опустынивания в Южном федеральном округе достигают критического уровня, — замечает он. — Кроме того, текущая конъюнктура мирового рынка сельхозпродукции и тарифное регулирование свидетельствуют о необходимости постоянной адаптации.

Основные риски для животноводства связаны с ростом стоимости импортной генетики, ветеринарных препаратов и кормового белка, что требует приоритетного внимания, резонно напоминает Анатолий Тихонов.

Читайте также
Прямой эфир