Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп выразил надежду на скорое урегулирование конфликта на Украине
Мир
Государственный визит Путина в Индию завершился
Мир
Орбан заявил о наступлении ключевого момента в конфликте на Украине
Мир
Путин отметил работу России и Индии в построении многополярного мира
Армия
Силы ПВО сбили пять дронов над территорией Белгородской области
Мир
Ушаков заявил об ожидании РФ от США результатов их переговоров с Умеровым
Мир
Более 1,6 тыс. пропавших жителей курского приграничья найдены
Мир
Reuters сообщило о переговорах ЕС и G7 по отказу от потолка цен на нефть РФ
Мир
Путин описал характер отношений Индии и России индийской поговоркой
Спорт
FIBA продлила отстранение российских спортсменов до февраля 2026 года
Общество
Владельца рехаба Антонов PRO арестовали по делу о пытках постояльцев
Мир
Россия предложила Индии локализовать производство истребителей Су-57
Общество
В Москве возбудили дело в отношении бойца ММА за спарринг с памятником
Мир
WP сообщила о дискомфорте ЕС из-за подхода США к переговорам по Украине
Мир
В США призвали к обеспечению безопасности Европы ее собственными силами
Экономика
Золотые резервы России впервые в современной истории превысили $300 млрд
Общество
Роскомнадзор опроверг сообщения СМИ о блокировке Minecraft
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Хакеры активно атакуют население Донбасса, рассказали «Известиям» местные жители и компании по кибербезопасности. Одной из последних стала тема перебоев с водой — мошенники создают сайты, где необходимо зарегистрироваться желающим получить доставку воды, оставив свои персональные данные. Также злоумышленники используют схемы, по которым предлагается помощь в смене документов или банковских карт и счетов. О том, на чем пытаются наживаться аферисты в новых российских регионах и как с ними борются, — в материале «Известий».

Как обманывают жителей ДНР

Мошенники атаковали жителей Донецкой Народной Республики, создавая фейковые сайты заявок на получение воды, сообщили «Известиям» в центре мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, ГК «Солар». В конце августа 2025 года во время Всероссийского форума «Развитие малых городов и исторических поселений» о перебоях с водой в регионе заявили глава ДНР Денис Пушилин и глава Минстроя Ирек Файзуллин.

Сегодня самая большая проблема у нас на одной территории из четырех новых регионов — это вода. У нас сложности в Донецкой Народной Республике, — сказал министр.

Рука на ноутбуке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В сентябре 2025 года в республике компании по кибербезопасности обнаружили фишинговый сайт по сбору персональных данных, использующий тему новостей о проблемах с водоснабжением в Донецке. Жертве обмана предлагали заполнить форму заявки на получение воды, указав паспортные данные с ФИО и адресом проживания.

Эта информация в дальнейшем может быть продана или использована злоумышленникам для кражи денежных средств, — отметил директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых Александр Вураско.

Кроме того, владелец этого же домена создал еще один фейковый онлайн-ресурс — для передачи показаний и оплаты услуг ЖКХ. Сервис требует подключения к боту в Telegram, для чего нужны не только ФИО, телефон и адрес, но и номер паспорта, ИНН или СНИЛС.

— Все эти данные и возможные денежные переводы тут же достанутся мошенникам, — предупредил Александр Вураско.

Переходный период на территории ДНР и ЛНР, осложняющийся инфраструктурными проблемами, стал удобным для работы мошенников, подтвердили «Известиям» местные жители.

МФЦ в Мариуполе
Фото: РИА Новости/Александр Сухов

Перерегистрация всех видов собственности и одновременное переоформление личных документов осложняется тем, что общероссийские сервисы не так давно начали работать на территории республик и подавляющее большинство населения пока не умеет ими пользоваться, — сказал один из собеседников редакции. — Еще одним важным фактором стало то, что на территории ДНР до последнего времени работал только один мобильный оператор.

И поскольку долгое время на территории работал лишь один банк, который остается основным и сейчас, телефонные мошенники сразу называют эту кредитную организацию, добавил житель ДНР.

В итоге распространенными формами мошенничества стали звонки с предложением помощи в регистрации чего-либо или оформлении документов.

— Мошенники следят за актуальными проблемами. Например, когда процесс онлайн-перерегистрации номеров телефонов еще не был отработан, а офисы оператора не справлялись с потоком желающих, использовались звонки якобы от имени оператора с предложением пройти регистрацию по СМС, — отметил местный житель.

Звонок от мошенников
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сейчас, по его словам, одним из самых главных вопросов в ДНР стало водоснабжение.

Вода поступает к абонентам нерегулярно, — добавил собеседник «Известий». — Одновременно, как и с остальными операторами ЖКХ, проходит перерегистрация абонентов и смена юридических лиц. Соответственно, мошенники звонят жителям, создают фишинговые сайты, ссылки на которые размещают в местных пабликах.

Какие еще схемы используются

Мошенники регулярно создают фейковые сайты, на которых якобы можно оставить заявку на получение российского биометрического паспорта, добавил Александр Вураско. Эта схема атаки нацелена в том числе на жителей новых регионов — Луганской и Донецкой народных республик.

— Мошенники не брезгуют никакими методами для достижения своих целей, используя страх и доверчивость людей, — сказал он. — Это очередное напоминание о том, как важно быть бдительными: читать новости только из официальных источников и не доверять подозрительным сайтам.

В сентябре мошенники начали звонить людям от имени сотрудников МФЦ, пытаясь получить личные данные.

Рублевые купюры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

А в феврале и июне 2025 года управление республиканского Роспотребнадзора сообщало, что «неустановленные лица представляются сотрудниками Роспотребнадзора и совершают неправомерные действия в отношении граждан, убеждая их в необходимости оформления банковских карт, передачи денежных средств курьеру для новой банковской карты».

В местной прокуратуре в июне этого года предупреждали, что на территории ДНР зарегистрирован рост мошенничеств, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

«При телефонном мошенничестве, как правило, мошенники от имени сотрудников банков России сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или говорят о необходимости блокировки банковской карты. Далее, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или смс-код, поступивший на его телефон. После чего происходит списание денежных средств с банковского счета», — добавили там.

Девушка звонит по телефону
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Злоумышленники также действуют от имени близких родственников, знакомых, коллег потерпевших и просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации. ​​

Первый зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин отметил, что телефонные мошенники используют темы, которые особенно чувствительны для жителей Донбасса: перебои с водоснабжением, замена документов, вопросы связи и банковских услуг.

— Однако, как известно, это инструмент давления, рассчитанный на сбор персональных данных и подрыв доверия к государственным структурам, — подчеркнул он. — Главная задача — обеспечить жителям Донбасса защиту и уверенность в том, что государство гарантирует им безопасность, в том числе и в цифровой среде.

Мужчина у банкомата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В МВД ДНР подчеркнули, что полиция располагает современными методами противодействии IT-преступности и предупреждает об уголовной ответственности как за совершение, так и за пособничество.

«Рекомендуется воздержаться от совершения преступлений, не осуществлять никаких операций с найденными банковскими картами, не оформлять на свое имя сим-карты, организации, банковские карты и расчетные счета с целью их дальнейшей передачи третьим лицам. Помните, что действующие законодательство предусматривает наказание за IT-преступления вплоть до 10 лет лишения свободы», — говорится на официальном сайте ведомства.

Как решить проблему с мошенниками

В новых регионах мошенники проявляют себя крайне изобретательно, отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Они используют специфические и неспецифические, то есть характерные для всех регионов, триггеры.

— Из специфических выделяется «забота о здоровье», — сказала она. — Представляются врачом из службы социальной помощи и под видом чудесных лекарств продают продукцию неизвестного происхождения. Как правило, для покупки жертву вынуждают оформить кредит. Огромный пласт — всевозможные мошенничества в области предложения услуг связи, ремонта электросетей, водопровода, банковских услуг и так далее. Так злоумышленники втираются в доверие, и дальше — классическая схема: срочные кредиты или кража ценных вещей или денег из дома.

Иногда мошенники представляются сотрудником российского банка из топ-10, который только заходит в новый регион, с «интересным» предложением для наработки базы. Например, открыть карту с российской платежной системой для поступления неких пособий. Далее следует либо ссылка на фишинговый сайт, либо «код из СМС».

Код от госуслуг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— В последнее время, кстати, мошенники запрещают называть код сотрудникам, только роботам — якобы для усиления мер безопасности, — пояснила эксперт. —Также относительно новый вид мошенничества — перегон машин из Европы для личных нужд. Граждане новых регионов наиболее уязвимы к этой схеме. Как правило, злоумышленники используют Telegram. Далее они завладевают личными данными пользователей для своих целей и убеждают жертву оплатить относительно небольшую пошлину.

Для противодействия таким схемам необходим комплексный подход, подчеркнул сенатор Артем Шейкин.

— Важно наладить эффективный мониторинг и оперативное блокирование фишинговых ресурсов, — сказал он. — Необходимо развивать адресные программы цифровой грамотности именно для жителей новых регионов.

Также следует четко определить конкретные официальные каналы доступа к информации и услугам — веб-ресурсы, горячие линии, мобильные сервисы, через которые граждане могут получать помощь без риска стать жертвой мошенников, добавил парламентарий.

Читайте также
Прямой эфир