«Есть опасения, что правящая партия может не признать выборы в Молдавии»
Молдавские власти устраивают провокации перед выборами, чтобы снизить шансы оппозиционных партий, сообщил «Известиям» депутат Партии социалистов Богдан Цырдя. При этом Кишинев пользуется поддержкой Евросоюза: в Румынии гражданам даже начали рассылать сообщения с призывом «удержать в Европе» восточноевропейскую страну. Правящие круги в Кишиневе могут не признать выборы, если партия Майи Санду не наберет необходимого числа мандатов. В случае же победы правящей партии Молдавия продолжит прозападный путь. О запугивании местного населения, аресте Владимира Плахотнюка и вероятности повторного голосования — в эксклюзивном интервью Богдана Цырди «Известиям».
«Власти запретили практически всем социологическим компаниям проводить опросы»
— 28 сентября в Молдавии пройдут парламентские выборы. Напряжение между оппозицией и властями растет уже несколько месяцев. Какая в целом обстановка в республике?
— Обстановка напряженная. Каждый день проходят обыски: арестовывают тех или иных депутатов, блогеров, активистов и так далее. Мы видим всевозможные провокации со стороны партии власти. Вчера, например, они вбросили видео, что якобы уже найдены сотни бюллетеней, на которых поставлены печати о голосах за блок «Альтернатива». Потом оказалось, что это фейк и бюллетени фальшивые.
Сама Майя Санду вышла на днях на брифинг и заявила, что Россия хочет фальсифицировать выборы в Молдове, захватить республику, чтобы использовать нашу территорию для атаки на Украину. Причем это говорит не только президент, но и премьер-министр. В Кишиневе вбрасывают страшилки, потому что им не с чем идти на выборы.
Власти отказались от экзитполов, и в целом можно говорить о том, что они намерены сфальсифицировать выборы. Более того, вчера там заявили, что прошла кибератака на серверах Центризбиркома. Нам это, очевидно, кажется ложью и наводит на подозрения.
Также власти запретили практически всем социологическим компаниям проводить опросы. iData вроде бы хотела провести новый опрос, но им запретили. Это говорит о том, что власти могут провести фальсификации.
Кампания чрезвычайно грязная, авторитарная, у оппозиции практически нет телевидения, своих порталов, нет возможности даже финансировать свою кампанию. Допустим, раньше любой человек мог лично сдать взнос в партию. Сегодня это можно осуществить только через банковскую карточку, что сделано специально для того, чтобы лишить оппозицию финансирования.
— А с каким именно давлением сталкиваются представители вашего блока?
— Самое опасное для нас — это то, что минюст обратился в суд, чтобы рассмотреть деятельность партии «Сердце Молдовы» Ирины Влах, которая входит в Патриотический блок. У нас есть опасение, что партию пытаются снять, чтобы ударить по блоку и по его шансам, учитывая, что мы сегодня на первых позициях.
Также есть опасение, что и партию Moldova Mare Виктории Фуртунэ тоже планируют снять с предвыборной гонки, чтобы зачистить весь левый фланг и всю более-менее сильную оппозицию. Под удар попадает и проевропейский блок «Альтернатива», который отнимает часть электората у партии «Действие и солидарность».
Партия власти продолжает толкать свой центральный нарратив о том, что Россия подкупает голоса, вмешивается в выборы. Причем это проходит на фоне того, что каждый день в Молдавию приезжают еврочиновники, ЕС выделяет деньги на больницы прямо во время выборов, что подкупает электорат.
В соседней Румынии есть одна партия, «Союз за спасение Румынии», которая уже изготавливает плакаты, отправляет СМС гражданам с призывами голосовать за партию Майи Санду — то есть открыто вмешиваются в выборы.
«Граждане Молдовы запуганы войной»
— Ранее Патриотический блок сообщал о намерении выйти на протесты сразу после выборов. Насколько масштабными они могут быть?
— Протестовать сейчас особо некому. Все оппозиционные партии боятся волнений, потому что понимают, что после этого будут аресты, штрафы и так далее.
Граждане Молдовы в целом запуганы войной, штрафами, потерей рабочих мест, тем, что они лишатся собственности, возбуждением уголовных дел. Недавно 30 тыс. граждан получили штрафы в размере $2 тыс. — для людей это неподъемная сумма.
Сегодня Патриотический блок провел акцию за честные выборы. Как будет проходить наш митинг 29-го числа — мне сказать трудно. Нужно посмотреть на то, что произойдет в день выборов.
Есть опасения, что если правящая партия получит менее 40 мандатов из 101, она может не признать выборы. Тогда будет повторное голосование. Напомню, что в соседней Румынии уже был такой сценарий, они не признали победу Кэлина Джорджеску, который выступал против войны (против активного участия Румынии в помощи Украине. — Ред.), после чего выборы были отменены.
«Строится новая инфраструктура, железная дорога по стандартам НАТО»
— Республика уже долго придерживается проевропейского пути. Может ли Молдавия после выборов начать переговоры о вступлении в Евросоюз?
— Переговоры могут начаться, но во вступление республики в объединение к 2028 году я лично не верю.
Сотрудничество с НАТО усиленно развивается. Молдавия вооружается, страна увеличила военные расходы в 4–5 раз, ввела стандарты НАТО, строит военную базу под Кишиневом, модернизирует военный полигон в Бульбоаке, строит военный колледж. Также строится новая инфраструктура, железная дорога по стандартам НАТО.
Взаимодействие будет развиваться и усиливаться, если победит правящая партия. В целом сотрудничество с НАТО уже есть: бюро по связям с альянсом, центр НАТО в Кишиневе тоже есть. Постоянно проходят совместные учения.
— В Кишинев доставлен экстрадированный из Греции молдавский беглый олигарх Владимир Плахотнюк. Можем ли мы это рассматривать как политический ход правящей партии перед выборами?
— Власти боятся Плахотнюка как огня. Они с ними были в одном альянсе, в одном правительстве. Многие говорят, что вместе с Плахотнюком они же голосовали за приватизацию некоторых банков, члены действующей партии также получали взятки от Плахотнюка. Если он об этом расскажет, понятно, к чему это может привести. Они его даже не искали восемь лет. Его привезли сегодня именно за день до выборов, чтобы он не успел дать никакого интервью и выкатить компромата.
