Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В минфине США сообщили о смягчении санкционного режима в отношении Сирии
Мир
В МИД РФ заявили о готовности обсуждать с Арменией двусторонние отношения
Мир
Трамп начал переговоры с президентом Сирии на переходный период
Мир
Экс-бойца UFC Кастро нашли мертвым в американской тюрьме в возрасте 38 лет
Мир
Украина намерена получить 27 ЗРК Patriot от США и Евросоюза
Армия
Силы ПВО за восемь часов уничтожили семь дронов ВСУ в небе над регионами России
Мир
Литва повторно обратится к Минску с просьбой пропустить через границу свои фуры
Мир
Захарова назвала политический заказ двигателем работы Би-би-си
Мир
Число погибших из-за взрыва автомобиля в Нью-Дели возросло до 13
Экономика
ЦБ сообщил о росте международных резервов России до $725,8 млрд
Мир
Трамп предложил направить остатки соцвыплат гражданам на госдолг США
Спорт
Захарова призвала расследовать допуск трансгендеров на прошлых Олимпиадах
Мир
Лукашенко заявил об отсутствии необходимости «Буревестника» в Белоруссии
Общество
Минцифры запустило тестовый механизм для защиты от БПЛА через сим-карты
Общество
Максимальный размер больничного вырастет до 6,8 тыс. рублей в 2026 году
Мир
Лукашенко напомнил США о наличии у Белоруссии ядерного оружия
Мир
Трамп потребовал авиадиспетчеров вернуться к работе из-за прекращения шатдауна
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России предложили меры по стимулированию замены праворульных машин на «более безопасные» автомобили с левым рулем. С такой инициативой выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Он ссылается на рост аварийности среди праворульных авто. Стоит ли ждать запрета подержанных машин из Японии и почему их популярность может вырасти, выясняли «Известия».

Ограничивать и стимулировать

Сенатор Кутепов привел данные агентства «Автостат», согласно которым в России насчитывается 3,87 млн машин с правым рулем, порядка 1,99 млн из которых зарегистрированы в Дальневосточном, а еще 1,43 млн — в Сибирском федеральных округах.

«Доля автомобилей с правым рулем в отечественном автопарке составляет около 8,2%. При этом в прошлом году с участием автомобилей с правым рулем произошло 16 077 ДТП (что больше на 0,9%, чем годом ранее), то есть 12,2% от доли всех ДТП в 2024 году», — цитирует «СенатИнформ» письмо Андрея Кутепова на имя первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова.

авария
Фото: Агенство городских новостей «Москва»/Мобильный репортер

Важно, чтобы регуляторные ограничительные требования носили плановый поэтапный характер и сочетались со стимулирующими мерами, отметил Андрей Кутепов.

В качестве стимулирующих мер он назвал государственные программы субсидирования для граждан, принявших решение о покупке нового безопасного автомобиля. Он подчеркнул, что новые автомобили должны быть обеспечены необходимыми поставками запасных частей, а также широкой сервисной инфраструктурой.

Скажется на омоложении парка

В пресс-службе Минпромторга России рассказали «Известиям», что обращение будет рассмотрено в установленном порядке в случае его поступления в ведомство.

автокредит
Фото: Global Look Press/Nikolay Gyngazov

— Напомним, что на данный момент Минпромторг России уже ведет системную работу в части стимулирования спроса на отечественные автомобили — в том числе в рамках программ льготного автокредитования и льготного лизинга. Концептуально такая инициатива может положительно сказаться как на процессе омоложения парка, так и на уровне безопасности дорожного движения. Однако совместно с отраслевым сообществом необходимо выработать сбалансированные решения — на данном этапе речи не идет о принудительной замене праворульных автомобилей, — заявили в ведомстве.

Какие машины с правым рулем везут в Россию

В 2022 году импорт праворульных машин в Россию вырос на 45%, до 175 тыс. штук, и дальше увеличивался, достигнув 226 тыс. в 2024 году.

машина
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

За восемь месяцев этого года в нашу страну было ввезено 1,9 тыс. новых праворульных легковых машин (–34% к аналогичному периоду 2024 года) и 141,7 тыс. подержанных (–9%), рассказали «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат». Причем, помимо Toyota и Honda, которые пользуются наибольшим спросом, везут праворульные «Мерседесы» и «Фольксвагены», отметил генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.

Льготная категория

Популярности «праворулькам» может добавить проект Минпромторга, предусматривающий изменения правил определения размеров утилизационного сбора.

Для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагается сохранить льготные коэффициенты на автомобили мощностью до 160 л.с. Для регионов Дальнего Востока — более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулем — это модели мощностью до 160 л.с., подпадающие под действие льготного коэффициента даже с учетом предложенных изменений, уточняют в Минпромторге.

праворульный автомобиль
Фото: Global Look Press/Stanislav Kogiku

По данным генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, в июле самыми популярными моделями с правым рулем, ввезенными в нашу страну, были Honda Freed, Honda Fit, Toyota Corolla, Honda Stepwgn и Toyota Yaris. Все они по своим техническим характеристикам укладываются в предлагаемую планку в 160 л.с.

За те же деньги, но с лучшим оснащением

Сложно что-то противопоставить подержанным японским автомобилям в Дальневосточном регионе, особенно когда речь заходит о цене, отметил Сергей Целиков. Сейчас туда в основном ввозят автомобили в возрасте 5–7 лет, которые обходятся покупателям примерно в 1,2–1,5 млн рублей и на российских дорогах могут без проблем служить еще 10–15 лет.

Для значительной части потребителей, особенно на Дальнем Востоке, подержанный праворульный автомобиль из Японии представляет собой гораздо более выгодное соотношение цены и качества, считает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников.

— За те же деньги, а зачастую и за меньшие покупатель получает автомобиль с более высоким уровнем оснащения, надежности и общим состоянием по сравнению с новыми бюджетными моделями отечественного производства, — говорит он.

Владивосток
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

При этом он считает, что массового распространения праворульных автомобилей за пределы их «традиционного ареала» на Дальнем Востоке не будет.

— Прежде всего это логистика: стоимость перегона автомобиля через всю страну существенно «съедает» его первоначальное ценовое преимущество. Во-вторых, это инфраструктурный вопрос: в центральных регионах страны не развита такая же сеть сервисов и нет такой доступности запчастей, как на Дальнем Востоке. Наконец, сохраняется психологический барьер и вопросы адаптации для водителей, не привыкших к правому рулю, особенно при выполнении маневров обгона, — отметил Никита Колесников.

Вопрос обгона

Опрошенные «Известиями» эксперты не считают, что автомобили с правым рулем менее безопасны, чем леворульные.

С точки зрения безопасности единственная проблема праворульных машин — это обгон на узкой двухполосной загородной трассе, пояснил партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. Если человек ездит на такой машине несколько месяцев, то уже приобретает навыки безопасного обгона, отметил эксперт.

знак обгон запрещен
Фото: Global Look Press/CHROMORANGE/Bilderbox

— У нас очень аварийный весь Дальний Восток. А поскольку там много машин праворульных, чисто математически выходит, что там много аварий с ними. Будут леворульные машины, будет много ДТП с их участием. А то, что аварийность увеличилась, так объемы ввоза выросли. Если каких-то машин стало больше, то очевидно, что количество аварий с ними тоже стало больше. И на какие безопасные автомобили мы хотим их заменить? — заявил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Сложный вопрос

Целенаправленно отказываться от использования таких машин в России не стоит, считает член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков.

«Ничего страшного с праворульными машинами, на мой взгляд, нет. <...> Я не знаю и не видел тех исследований, что праворульные машины более опасны и более аварийноемки на дорогах. На мой взгляд, подтверждения этого фактора не существует», — рассказал Новичков. Депутат указал, что при обсуждении вопроса отказа от использования автомобилей с правым рулем в регионах Сибири и Дальнего Востока возникает социальная напряженность.

дорога
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Запрет использования машин с правым расположением руля — очень сложный с социальной точки зрения вопрос, считает Игорь Моржаретто.

— Даже из концепции Стратегии безопасности дорожного движения, которую летом опубликовали, этот пункт уже убрали. Если бы запрет сопровождался, например, беспроцентным кредитом для покупки какого-то автомобиля российского производства, то было бы поле для рассуждений. Но этого же нет, потому что нет на это денег, — отметил эксперт.

В МВД России выступили категорически против каких-либо ограничений в эксплуатации праворульных автомобилей. Такие инициативы ведомство не выдвигало и не поддерживает.

Согласно официальной статистике, в 2024 году число погибших в авариях с участием праворульных автомобилей составило около 12% от общего числа погибших в ДТП.

— Изучение возможностей обеспечения безопасности при эксплуатации праворульных автомобилей предусмотрено в проекте новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения. При этом планируется оценить риски, обусловленные, например, особенностями расположения механизмов управления и настройками внешних световых приборов в таких автомобилях, — сообщает в своем Telegram-канале официальный представитель МВД Ирина Волк.

Читайте также
Прямой эфир