Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на выход переговоров по урегулированию на Украине на финальный этап
Мир
Дмитриев указал на панику сторонников продолжения украинского конфликта
Мир
Зеленский выразил намерение обсудить с Трампом территориальные уступки Украины
Мир
FT сообщила о беспокойстве Киева из-за разговора Путина с Трампом
Мир
Трамп заявил об отсутствии дедлайнов по урегулированию на Украине
Мир
Трамп заявил об уверенности в настрое РФ достичь договоренности по Украине
Мир
Трамп заявил об отсутствии у ЕС решения по использованию замороженных активов РФ
Мир
Зеленский прибыл в Мар-а-Лаго на встречу с Трампом
Мир
Путин и Трамп договорились оперативно обсудить итоги контактов США и Украины
Мир
Ушаков призвал Киев принять решение по Донбассу с учетом ситуации на фронтах
Мир
Разговор Путина и Трампа по телефону продлился 1 час 15 минут
Мир
Ушаков сообщил о схожей позиции Путина и Трампа по европейскому плану по Украине
Мир
Дмитриев назвал важнейшим телефонный разговор Трампа и Путина
Мир
Трамп назвал украинский кризис самым трудным для себя
Спорт
Артемьев стал серебряным призером чемпионата мира по быстрым шахматам
Спорт
Хоккеисты ЦСКА впервые в сезоне обыграли «Спартак»
Мир
Фанаты Трампа собрались около резиденции в Майами перед переговорами с Зеленским

Напор номера: как мошенники вынуждают жертв перезванивать им

Люди склонны больше доверять собеседнику, когда они сами к нему обратились, предупреждают эксперты
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Три новые схемы телефонного мошенничества появились в сентябре 2025 года — в них потенциальная жертва сама звонит злоумышленникам, а не они ей. Об этом «Известиям» сообщили в компаниях по кибербезопасности. Например, аферисты рассылают потенциальным жертвам СМС-уведомления о взломе личных кабинетов на «Госуслугах», содержащие поддельные контакты службы поддержки. Так преступники обходят запреты на звонки в мессенджерах и антифрод-системы операторов мобильной связи. Подробнее о схемах — в материале «Известий».

Как действуют мошенники

Сразу несколько новых схем телефонного мошенничества появилось в сентябре, сообщили «Известиям» в компаниях по кибербезопасности. По данным российского сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI, это как минимум три новых сценария, по которым жертва сама должна звонить мошенникам, а не они ей.

В основе новых комбинаций — СМС, например, о взломе личных кабинетов на «Госуслугах», содержащие поддельные контакты службы поддержки.

— Кроме того, для инициирования контакта снова стали активно использоваться фишинговые письма, включая поддельные уведомления от имени Росреестра и ФНС о необходимости уточнить данные или доплатить налог на имущество в отношении недвижимости, где также указан поддельный номер контактного центра, — рассказал основатель сервиса DLBI Ашот Оганесян. — Для этих рассылок используется подробная информация о владельцах недвижимости, полученная из утечек данных.

Также мошенники, которые прекращают отыгрывать сценарий, начиная со звонка жертве, присылают запросы на восстановление пароля в социальных сетях, почтовых сервисах и Telegram, чтобы жертва получила уведомления, создающие впечатление массового взлома ее аккаунтов. А далее уже следует СМС-уведомление якобы от служб безопасности.

После звонка жертвы ей рассказывают о взломе, а дальше запускается стандартный алгоритм с «переводом на безопасный счет». Таким образом преступники обходят введенный в августе 2025 года запрет на звонки в мессенджерах, а также антифрод-системы операторов мобильной связи. При этом звонки принимаются на мобильные номера российских операторов, предоставляемые владельцами так называемых сим-боксов (устройство, позволяющее агрегировать в одном корпусе десятки сим-карт и удаленно управлять ими через интернет).

Как отметил Ашот Оганесян, новые схемы позволяют полностью автоматизировать первый контакт с жертвой, но при этом создать высокую достоверность взлома.

Руководитель департамента киберразведки «Бастион» Константин Ларин подтвердил, что такие новые схемы начали фиксироваться с начала сентября 2025 года.

— Зачастую для просьбы перезвонить используют СМС и сообщения в мессенджерах. Немного реже — письма на электронную почту, — сказал он. — Чаще всего такие сообщения представляют собой финансовые или технические уведомления, например о крупном списании или об успешной авторизации в вашем аккаунте. Доверия больше в силу того, что человеку дают мнимый выбор — позвонить или нет. На жертву в таком случае оказывается психологическое давление в виде срочности и серьезности ситуации.

Легенды злоумышленников в рассылках могут незначительно отличаться, добавили в «Лаборатории Касперского». В одних письмах мошенники сообщают, что «по учетной записи были совершены нехарактерные действия», например произведена выгрузка личных данных (паспорт, СНИЛС, ИНН). В других человека уведомляют о подозрительном входе в систему или о некой доверенности, которая якобы была привязана к аккаунту в сервисе. Объединяет эти сообщения то, что пользователю предлагают позвонить по указанному номеру телефона для связи со службой поддержки — чтобы проверить безопасность аккаунта.

Какие еще схемы активизировались

В сентябре снова активизировались и попытки компрометации аккаунтов интернет-магазинов, когда злоумышленники представляются службами доставки и просят продиктовать код из СМС, добавил Константин Ларин.

Также злоумышленники часто используют сезонность и подстраиваются под события, в которые вовлечено большое количество людей, добавили специалисты BI.ZONE AntiFraud. Например, осенью, в период налоговых выплат за III квартал, учащаются случаи мошенничества от имени Федеральной налоговой службы. Жертве сообщают о «перерасчете налогов» или «новых начислениях» и направляют ссылку на фишинговый сайт для «получения выплат». Пользователя просят ввести логин и пароль от личного кабинета, банковские реквизиты. В результате мошенники получают доступ к персональным данным и деньгам жертвы.

При схемах с обратными звонками жертва часто испытывает больше доверия к собеседнику, который может представляться сотрудником крупной организации. Так преступники получают возможность получить конфиденциальную информацию или дистанционно установить на устройство жертвы вредоносное ПО для кражи логинов, паролей и других ценных данных.

Такой метод используется в разных сценариях обмана: от хищения логинов и паролей до установки вредоносных приложений. Они затем способны зашифровать файлы жертвы или получить полный контроль над ее учетными записями. Злоумышленники не только подделывают известные сервисы, но и целятся в крупные компании, чтобы через сотрудников получить доступ к внутренним корпоративным системам.

Как не попасться на новые уловки

Фишинг и смишинг (вид фишинга с помощью СМС) в ближайшее время переживут второе рождение, так как большое число мошеннических call-центров лишились возможности совершать массовые исходящие звонки, полагает Ашот Оганесян. Поэтому и их схемы перерабатываются так, чтобы жертвы связывались с ними сами.

— При этом мы видим упрощение мошеннических схем, — сказал он. — Достаточно совершить любое действие на поддельном сайте, даже просто зайти на него, как преступники начинают утверждать, что вы взломаны, и призывать связаться с поддельной службой поддержки. Чтобы защититься, необходимо связываться с поддержкой любого сервиса не по данным, указанным в письме или СМС, а по контактам, которые вы нашли на его официальном сайте.

Когда человек получает СМС о взломе «Госуслуг», у него автоматически включаются реакции страха и спешки, отметила психолог Ольга Кушнарева.

— Спешка здесь связана с желанием как можно скорее предотвратить взлом и защитить свои данные. В такие минуты рациональное мышление уходит на второй план и человек ищет самое быстрое решение, — сказала эксперт. — Если в сообщении сразу указан номер «поддержки», позвонить туда кажется логичным и безопасным шагом. На самом деле психологический расчет мошенников прост: они задают правила игры, а человек в эмоциональном состоянии их принимает.

При этом создается иллюзия контроля — будто инициатива принадлежит жертве. Но в реальности настороженность снижается, а доверие к полученной информации возрастает. Мошенники играют именно на сочетании тревоги «мои данные сейчас украдут» и веры в государственные сервисы. Поэтому даже критически настроенные люди в такой ситуации могут попасться на уловку.

Чтобы обезопасить себя, важно использовать надежные пароли в учетных записях, не использовать один и тот же на разных ресурсах, включать двухфакторную или многофакторную аутентификацию везде, где это возможно, отмечают эксперты. Кроме того, следует соблюдать цифровую гигиену: не открывать подозрительные СМС и не переходить по сомнительным ссылкам.

Читайте также
Прямой эфир