- Статьи
- Общество
- Болезни составов: в масле, твороге и кефире выявили растительные компоненты и говяжий жир
Болезни составов: в масле, твороге и кефире выявили растительные компоненты и говяжий жир
В составе творога, кефира и масла обнаружены растительные компоненты и говяжий жир. Фальсификат нашли в продукции «Внуковского масло-жирового комбината», «Велды», «Кубаньрус-Молока» и компании «Дары Молока». Каналы сбыта товаров — розничные сети «Доброцен», «Светофор», «Дикси», «Лента», «Магнит», Spar. Продукция также поставлялась в соцучреждения. Московское общество защиты прав потребителей обратилось в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор и Россельхознадзор с просьбой запретить производство и продажу некачественных товаров. Какие еще меры предлагают представители организации и как некачественный товар попадает на полки магазинов, разбирались «Известия».
Какие компании стали лидерами по фальсификату
Очередную порцию фальсификата в России выявили в молочной продукции предприятий «Внуковский масло-жировой комбинат» («ВМЖК»), «Велда», «Кубаньрус-Молоко» и «Дары Молока». Они производили сливочное масло, творог, сметану и кефир с использованием растительных компонентов, говяжьего жира, а также незаявленного сырья, зачастую с недостоверным сроком годности. Об этом говорится в обращении Московского общества защиты прав потребителей в Генеральную прокуратуру, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, в котором общественники просят принять меры в отношении производителей. С документом ознакомились «Известия».
«Факты злостного нарушения обязательных требований подтверждаются как протоколами испытаний, проведенных в ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора, так и данными ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Причем для фальсификации используются как жиры растительного происхождения, так и говяжий», — говорится в обращении в Генпрокуратуру.
Каналами сбыта фальсификата выступали и выступают такие популярные торгово-розничные сети, как «Доброцен», «Светофор», «Дикси», «Лента», «Магнит» и Spar.
«Поставки некачественной продукции осуществляются также в соцучреждения, включая детские сады, школы, колледжи, больницы», — подчеркивают общественники.
Они просят Генпрокуратуру запретить работу этих предприятий, включая эксплуатацию производственных помещений, где выпускается продукция.
— Благодаря системным усилиям Роспотребнадзора мы отмечаем стабильный рост качества и безопасности молочной продукции. Однако отдельные производители, пользуясь действующими ограничениями на проверки, препятствующими применению полноценных санкций, всё еще позволяют себе манипуляции с составом, — пояснил «Известиям» автор обращения, глава правления Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий.
По его словам, указанные компании являются одними из лидеров по частоте фальсификации.
— В этой связи мы надеемся на оперативную реакцию прокуратуры и профильных ведомств, а также на привлечение нарушителей к ответственности. Это не только поможет пресечь нарушения, но и даст однозначный сигнал всему рынку. Мы также рассчитываем на ужесточение ответственности за фальсификацию продуктов питания, вплоть до уголовной, — заявил общественник.
В пресс-службе Россельхознадзора факты нарушений компаниями «Известиям» подтвердили.
— По результатам лабораторных исследований пищевой продукции животного происхождения сообщаем, что в предприятиях «Велда», «ВМЖК», «Дары Молока», «Кубаньрус-Молоко» выявлялись несоответствия в части фальсификации и качества в период с 2022 по 2025 год, — сообщили в ведомстве.
Также там указали, что служба ранее предлагала усилить борьбу с фальсификацией введением оборотных штрафов в зависимости от совокупного размера выручки.
«Известия» направили запросы в Генпрокуратуру, в пресс-службу Роспотребнадзора, а также вышеуказанным компаниям-производителям и торговым сетям.
Председатель президиума Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов заявил «Известиям», что все продаваемые в торговых сетях продовольственные товары проходят постоянный многоступенчатый контроль качества, что минимизирует вероятность попадания фальсификата на полки крупной сетевой розницы.
— С этой точки зрения федеральный ритейл — самый низкорисковый сегмент по сравнению с другими секторами розничной торговли. Все взятые на реализацию продовольственные товары, в том числе молочные продукты, проходят проверку через государственные системы цифровой маркировки — ГИС МТ («Честный знак»), ФГИС «Меркурий» и другие. Если у продукта при продаже возникли проблемы с отчетом о вводе в оборот, то касса заблокирует такой товар и реализовать его будет невозможно. Если же касса позволяет совершить покупку, значит продукция, по данным информационных систем, произведена только из учтенного натурального сырья, — пояснил он.
Как фальсификат попадает на прилавки
По мере развития систем маркировки и прослеживаемости доля фальсификата молочной продукции последовательно снижается и уже составляет менее 1%, сообщил «Известиям» зампред Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
— Любые нарушения оперативно вскрываются, в том числ, автоматическими средствами контроля, и становятся достоянием общественности. Вследствие этого манипуляции с составом стали уделом откровенно маргинальных компаний, не заботящихся о восприятии своих брендов. Тем удивительнее, что такая продукция всё еще проникает на полки некоторых торговых сетей, — заявил он.
По его мнению, это указывает на существенные пробелы в их системах контроля. Общественник выразил надежду, что к нарушителям будут применены максимально жесткие санкции, а продукция будет изъята из всех каналов реализации.
— Причин попадания такого товара на полки несколько. Во-первых, мораторий на проверки бизнеса, который активно им пользуется, изготавливая заведомо некачественный товар. Во-вторых, торговые сети берут на реализацию фальсифицированный товар, потому что он дешевле, а заработать с него на наценке можно больше, чем с нефальсификата. Поэтому зачастую в крупный ритейл не могут попасть поставщики качественной продукции, ведь она будет стоить дороже, а наценка на нее у сетей будет меньше, — пояснил «Известиям» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
По его словам, в итоге получается замкнутый круг с продажей потребителям некачественного товара, тем более что граждане сами зачастую выбирают самый дешевый продукт. Решить ситуацию, как считает эксперт, могло бы установление минимальной цены на молочную продукцию с расчетом его минимальной себестоимости. Например, настоящего сыра дешевле 500 рублей за 1 кг не бывает, это понимают и производители, и поставщики, иначе это уже сырный продукт. Если будут минимальные цены, то отличить такой товар сможет и потребитель, считает эксперт.