Рождество Пресвятой Богородицы в 2025 году: подлинная история важнейшего праздника
В сентябре православные верующие отмечают один из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. В 2025 году торжество приходится на 21 сентября по новому стилю и открывает церковный год. Этот день посвящен памяти о рождении Девы Марии, матери Иисуса Христа, которую в христианской традиции почитают как Богородицу. С рождением Марии для верующих наступил новый этап в истории человечества. Об истории и традициях торжества — в материале «Известий».
Дата праздника Рождество Пресвятой Богородицы в 2025 году
В 2025 году Рождество Пресвятой Богородицы по старому церковному стилю приходится на 8 сентября, что соответствует 21 сентября по григорианскому календарю. Праздник относится к числу двунадесятых — двенадцати главных праздников церковного года и традиционно открывает церковный Новый год.
Термин «Богородица» в христианской традиции обозначает Деву Марию, мать Иисуса Христа. В православном богословии Богородица занимает особое место: ей приписываются титулы Приснодева, Пресвятая Дева, Матерь Божия. В церковной традиции она рассматривается не только как историческая личность и дочь праведных Иоакима и Анны, но и как единичное звено в спасительной истории, через которое в мир пришло воплощение Сына Божия.
Краткая история праздника Рождество Пресвятой Богородицы
Празднование Рождества Богородицы как церковного торжества сформировалось уже на раннехристианском Востоке. Первые упоминания о празднике относятся к V веку.
Сюжет о рождении Девы Марии частично представлен в раннехристианских апокрифах, в первую очередь в так называемом «Протоевангелии Иакова» (также известном как «Повесть Иакова») — тексте, который не входит в канон Нового Завета, но оказал заметное влияние на литургическую и иконографическую традицию праздника.
Именно из апокрифических повествований традиционно берутся многие детали житийного цикла Божией Матери. Описание родителей Иоакима и Анны, их бездетности и чудесного рождения дочери в преклонном возрасте.
Византийская церковная традиция закрепила этот праздник в числе великих. Он вошел в круг двунадесятых торжеств, вокруг него сложились особые богослужебные тексты (полунощницы, вечерни, часы и святительские службы), а также иконографические образы, которые до сих пор используются в православной иконописи.
Исторически празднование принесло в христианскую культуру идею «рассвета» человеческой истории: рождение Девы Марии воспринимается как предвестие пришествия Спасителя и возвращение надежды человечеству.
Духовный смысл праздника 21 сентября Рождество Богородицы
Духовный центр празднования Рождества Богородицы — не биографическая точка рождения конкретной личности, а символическое и догматическое значение этого рождения для истории спасения. В богословской перспективе появление на земле Девы Марии рассматривают как подготовку к Боговоплощению: через Марию начинается путь, который приведет к Рождеству Христову.
Для верующих этот праздник является напоминанием о божественном промысле, о том, что Бог действует в истории через конкретных людей и семьи, и о возрождении надежды там, где с человеческой точки зрения, казалось бы, ее нет. В проповедях и пастырских комментариях часто звучит мысль о «рассвете человечества», когда мир обрел начало воплощению Спасителя через Матерь Божию.
Как и когда богослужение 21 сентября, на Рождество Богородицы
Праздничное богослужение в день Рождества Пресвятой Богородицы строится по типикону великих двунадесятых праздников: вечером накануне служится праздничная всенощная (вечерня с утренней частью — «полиелей» в некоторых приходах), а утром совершается Божественная литургия.
В богослужебных текстах воспевается рождение и избранность Девы Марии, читаются особые тропари и кондаки праздника; в храмах повсеместно звучат акафисты и молитвы Пресвятой Богородице. Для верующих участие в литургии и причастие в этот день имеют особое значение.
В разных местностях славянского мира сохранились свои обычаи, связанные с Рождеством Богородицы: посещение храмов, благотворительная выпечка для бедных, освящение плодов и полевых даров как символа возрождения природы, пение колядок и тропарей в приходских общинах. В иконографии и домашней молитвенной практике икона Рождества Богородицы занимает свое место среди праздников, открывающих церковный год.
Согласно церковным и народным представлениям, день Рождества Пресвятой Богородицы не предназначен для тяжелых работ. Верующим советуют воздержаться от стирки, уборки, готовки, шитья и других домашних хлопот. Этот праздник принято посвящать посещению богослужения, а при невозможности — тихой молитве и духовным размышлениям дома.
Особое внимание в этот день уделяется милосердию. Считается, что отказывать в помощи нуждающимся недопустимо, ведь сама Богородица почитается как заступница и утешительница. Любые проявления доброты воспринимаются как правильное и благодатное дело.