Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Мир
В МИД РФ рассказали об источниках финансирования ВПК ЕС
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
Посол РФ Барбин заявил о маниакальной настроенности Дании на конфронтацию
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Financial Times расшифровала язык участников ВЭФ в Давосе в 2026 году
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
В США из-за обильного снегопада произошло столкновение 100 автомобилей
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Мир
В посольстве РФ рассказали о судебных тяжбах Колумбии с компаниями США из-за Ми-17
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Дэвис назвал причины ненависти к России на Западе
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Общество
В «Справедливой России» предложили предоставить льготы учителям и врачам
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России в последние годы активно растут зарплаты. Многие представители экспертного сообщества даже называли это угрозой для экономики и фактором, провоцирующим инфляцию. Однако доля зарплат и вообще трудовых доходов в ВВП хотя и подросла, по мировым меркам остается небольшой, ниже среднего. Что еще важнее, она по-прежнему ниже пика, достигнутого более 10 лет назад. О том, почему экономика России так низко ценит труд, с чем связан рост этой оценки в последнее время и будет ли он продолжаться, — в материале «Известий».

Меньше, чем в 2014-м

Согласно данным в отчете о состоянии потребительского сектора экономики в августе от Альфа-банка, за последние пару лет доля оплаты труда в ВВП увеличилась с 39 до 45%. Это значительный рост. О том, что доходы населения опережают рост производительности труда (и экономики в целом), говорилось неоднократно. Насколько это действительно провоцировало инфляцию — вопрос дискуссионный, так как в последние годы сошлось сразу несколько важных факторов, разогнавших повышение цен. Тем не менее, исходя из исторических данных, изменения были практически неизбежны.

Телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Любопытно, что в 2014 году доля труда в ВВП составляла 47,2% и за последние годы стабильно сокращалась. Но и показатель 2014-го был невелик в сравнении с цифрами во многих зарубежных странах. Данные Европейской экономической комиссии ООН показывают, что в среднем эта статья расходов в ВВП составляет около 55%. К примеру, в Швейцарии — 70%, в Германии — 61%, в Польше — 49%, в Венгрии — 46%. Ниже, чем в России, соответствующая доля оказалась в Турции (36%) и Ирландии (31%). Впрочем, стоит понимать, что в Ирландии ВВП сильно искажен в сторону увеличения налоговым присутствием крупных корпораций, которые фактически используют ее как офшор.

За пределами Европы показатели также выше российских: в Китае зарплаты составляют 58% ВВП, в Индии — 52% (последние данные — на 2019 год). Из соседей России можно выделить Казахстан, где показатель составляет 32%. Кстати, именно поэтому превосходство РК над РФ по ВВП на душу не очень показательно с точки сравнения уровня жизни, который в России на данный момент всё же заметно выше.

Опора на сырье

Опрошенные «Известиями» эксперты указывают на несколько факторов, влияющих на относительно слабые зарплатные показатели России в сравнении с другими странами, причем вне зависимости от уровня их развития.

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

По словам основателя и генерального директора платформы «Рокет Ворк» Анастасии Усковой, причина в том, что у нас всё еще много капиталоемких и сырьевых отраслей.

— Основную стоимость создают техника и ресурсы, а не люди. В условной Германии ситуация другая: экономика построена на знаниях, сервисе, высоких технологиях, где ключевую ценность создает человек, а не станок или месторождение. Поэтому доля труда в ВВП там выше, — пояснила эксперт.

Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах также отмечает, что в структуре экономики высока доля сырьевых и других капитало-, но не трудоемких, отраслей.

— Собственно, доля зарплат выросла, когда начала развиваться трудоемкая сфера услуг. Это иллюстрирует и ситуация с Казахстаном: у них еще выше доля сырья, поэтому и процент такой низкий, — пояснил эксперт.

В странах, экономика которых в значительной степени ориентирована на использование природных ресурсов, доля заработной платы в структуре национального дохода или валового внутреннего продукта будет ниже, чем в странах, где превалирует обрабатывающий сектор промышленности или сфера услуг, констатирует директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии Владимир Климанов.

Добыча угля
Фото: РИА Новости/Кристина Кормилицына

— Там вклад труда в создание добавленной стоимости, разумеется, выше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что доля зарплат в национальном доходе России ниже, чем в национальном доходе западноевропейских стран, — резюмирует Владимир Климанов.

Исторически дешевый труд

Сводить разницу только к структуре экономики, впрочем, не стоит. В Канаде, которая также в основном ориентирована на производство сырья, соответствующая доля составляет 50%. В Австралии и Норвегии эти цифры тоже близки к 50%, хотя в последние годы они и снизились.

По словам Антона Табаха, в России исторически дешевый труд. И хотя ситуация в последние годы меняется, полностью тренд не переломился.

— Кроме того, в России многие сидят «в тени», что проявляется в широком использовании ИП и самозанятости. Этому способствуют довольно высокие налоги именно на труд: соцвзносы и прогрессивный налог применяют к высоким зарплатам, а не доходам от капитала, — отмечает эксперт.

Директор по стратегии ИК «Финам», преподаватель Высшей школы бизнеса ВШЭ Ярослав Кабаков добавил, что дополнительную роль играют слабая переговорная сила работников, низкая распространенность коллективных договоров и профсоюзов, а также неравномерное распределение доходов в пользу капитала и крупных собственников.

Трудовая книжка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Существенное влияние оказывают и статистические особенности: методы учета оплаты труда, налогообложения и доходов самозанятых могут занижать реальную долю зарплат. При этом в развитых странах более диверсифицированная структура экономики и сильнее выраженные институты защиты труда. Это позволяет рабочим получать большую часть дохода с произведенного продукта, — пояснил он.

При этом опрошенные эксперты считают, что ситуация будет меняться в силу многих причин — например, демографической. Трудовые ресурсы в России сейчас ограниченны, работодателю придется за них бороться.

— Говоря про грядущую экономику высоких зарплат, трудно не согласиться с президентом, — отметил Антон Табах. Если не мешать, то она уже складывается, и искусственный интеллект может спутать карты именно в сфере услуг.

Зарплаты будут расти

Климанов отмечает, что в последние годы доля нефтегазового сектора снижалась, а рост зарплат опережал рост валового внутреннего продукта, что привело к увеличению доли зарплат в национальном доходе.

— Сохранится ли этот тренд в будущем, зависит от множества факторов, и к тому же структура национального дохода экономики определяется не только этим, — уточняет Ярослав Кабаков.

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

По словам эксперта, перспективы роста доли оплаты труда в России зависят от нескольких факторов.

— С одной стороны, государственная политика по повышению минимальной зарплаты, индексации доходов бюджетников и усилению контроля за выплатами, а также развитие технологичных отраслей, где велика роль квалифицированного труда, способны подтолкнуть рост показателя. С другой стороны, структурные ограничения, связанные с сырьевой моделью экономики, слабым ростом производительности и инвестиционными рисками, могут замедлить этот процесс, — рассуждает эксперт.

Вероятнее всего, доля оплаты труда будет постепенно увеличиваться, но достичь уровней Германии или Франции в ближайшие годы вряд ли удастся. Это потребует долгосрочной модернизации экономики, повышения капиталовооруженности и производительности труда, а также перераспределительной политики, направленной на укрепление позиций работников.

Читайте также
Прямой эфир