Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

До начала октября россияне, имеющие право на федеральные льготы и меры поддержки, должны определить, как именно они хотят получать набор социальных услуг: в натуральной форме или денежной компенсацией. Этот выбор затронет миллионы граждан и существенно повлияет на развитие системы социальной защиты в России. Подробности — в материале «Известий».

Факторы выбора формы соцподдержки

Россиянам необходимо до октября определиться с формой обеспечения соцуслуг. Замначальника пресс-службы Социального фонда Екатерина Васильченко разъясняет, что выбрать можно натуральную или денежную помощь. Большинство получают помощь непосредственно услугами, однако гибкость выбора позволяет сохранить часть услуг в натуральном виде и отказаться от других в пользу компенсации деньгами, уточняет эксперт.

— Решение можно принимать каждый год, подав заявление через «Госуслуги», клиентскую службу СФР или МФЦ, —разъяснила сенатор, глава Социал-демократического союза женщин России Ольга Епифанова. — Выбранный вариант начнет действовать только с нового года и сохранится до смены решения.

По ее словам, полная денежная компенсация при отказе от всех услуг составляет 1728,46 рубля в месяц и индексируется ежегодно.

МФЦ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

При этом отдельные составляющие набора оцениваются так: лекарства и лечебное питание для детей-инвалидов — 1331,30 рубля, путевка в санаторий — 205,95 рубля, бесплатный проезд на пригородном и междугороднем транспорте — 191,21 рубля.

Депутат Госдумы, экс-министр труда Оксана Дмитриева указывает, что региональные особенности играют решающую роль.

— При выборе следует иметь в виду, что основной фактор — это возможность или желание региона реально предоставить льготы в натуральной форме. За счет федеральных денег невозможно предоставить путевку в санаторий, профинансировать проезд к месту лечения и обеспечить лекарствами, — пояснила эксперт.

Пассажиры в пригородном поезде
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Если региональные власти субсидируют предоставление льгот в натуральной форме — например, в Москве санаторное лечение предоставляется раз в год всем, — то понятно, что льготники будут выбирать именно ее. Если этого нет, граждане предпочтут монетизировать свой пакет, уточнила депутат.

Впрочем, выбор формы во многом зависит от личных предпочтений, финансовой грамотности и доступности информации, подчеркивает гендиректор Pro-Vision Communications Владимир Виноградов.

— Многие россияне, по нашим оценкам, ценят натуральные услуги, поскольку они обеспечивают непосредственный доступ к благам без необходимости разбираться в сложных финансовых процедурах, что особенно важно для уязвимых групп. Однако переход на денежные выплаты может дать большую гибкость и стимулировать самостоятельность получателей, но также рискует снизить уровень поддержки, если люди не смогут эффективно распорядиться средствами, — поясняет Владимир Виноградов.

Пожилой мужчина в аптеке
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

Эксперт «Деловой России» Олег Николаев замечает, что из 15,2 млн россиян, которые имеют право на льготы, 35% выбирают натуральную форму помощи, а 65% — денежную компенсацию. Он уверен, что в 2026 году соотношение вряд ли сильно изменится, хотя крымские санатории были бы только рады, если бы люди чаще брали путевки, а не деньги.

Инвестиционный советник Юлия Кузнецова добавляет, что решение граждан зависит от качества инфраструктуры, уровня доходов и потребностей в медпомощи. В регионах с дефицитом услуг люди предпочитают деньги, однако компенсация существенно ниже рыночной стоимости, резонно замечает она. Монетизация упростит администрирование, но деньги могут пойти не на лечение.

Пожилая женщина в галереи нарзанов
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

— Финансирование неравномерно, что закрепляет территориальные различия. Семьи с детьми, пожилые и малообеспеченные рискуют остаться без качественной помощи, а инвалиды — столкнуться с барьерами оформления и доступности, — отмечает специалист. Перспективы связаны с цифровизацией, «одним окном» и правом сопровождающего пользоваться льготами, подчеркивает она.

Массовый переход на денежные выплаты: выгоды, риски и последствия

Оптимизация процедур и повышение гибкости — очевидные плюсы денежной компенсации, однако эксперты видят и серьезные риски.

Владимир Виноградов отмечает, что перспективы массового перехода на денежные компенсации кажутся привлекательными, однако есть и минусы. Во-первых, это может привести к определенному увеличению неравенства, поскольку люди с низким уровнем финансовой грамотности рискуют потерять часть или все средства поддержки. Во-вторых, существует опасность роста мошенничества и злоупотреблений, указывает он.

Единовременная выплата
Фото: РИА Новости

При этом эксперт обращает внимание, что в регионах с ограниченными бюджетами гражданам зачастую недоступны даже базовые услуги.

Профессор Финуниверситета при Правительстве РФ, экс-замминистра здравоохранения и социального развития России Александр Сафонов добавляет, что каких-либо рисков замены натуральных льгот денежными выплатами нет, поскольку все расходы учитываются.

— Однако доступ к натуральным льготам всё-таки различается в зависимости от развития региональной инфраструктуры и других условий. С этим ничего не поделаешь. Преимущество имеют жители экономически развитых регионов, где шире доступ к натуральной поддержке, — поясняет он. А бюджетодефицитные регионы устанавливают ограниченный набор мер поддержки, что особенно сказывается на малоимущих семьях с детьми.

Социальное неравенство и уязвимые группы

Сложности с доступом к качественной поддержке усиливают социальное неравенство, полагает Владимир Виноградов.

— При недостаточной поддержке со стороны государства часть нуждающихся может оказаться в ситуации, когда формальные возможности доступны, но фактическая помощь не доходит до них, — заверил он.

Фармацевт во время сортировки лекарственных препаратов в аптеке
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Оксана Дмитриева обращает внимание, что именно из-за таких диспропорций льготники ценят московскую или петербургскую прописку.

Такая неоднородность создает барьеры для многих уязвимых слоев населения, добавляет депутат.

Особое внимание инклюзивным программам

Одной из наиболее уязвимых групп остаются люди с ограниченными возможностями.

Специалист Академии труда и социальных отношений Снежанна Брусенко отмечает, что, несмотря на государственную поддержку они часто сталкиваются с бюрократизацией, разрозненностью системы поддержки и недостатком информации. Поэтому особое место занимает полноценная вовлеченность лиц с инвалидностью и ОВЗ в жизнь общества.

Отдыхающие на набережной
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

При этом перспективы развития связаны с цифровизацией государственных услуг и созданием устойчивых инклюзивных программ, снижающих физические, информационные и организационные барьеры, полагает Снежанна Брусенко.

Заместитель директора центра ИНСАП ИПЭИ президентской академии Марина Карцева подтверждает важность лекарственного обеспечения.

Основная причина отказа от бесплатных лекарств — физические барьеры их получения. Почти половина отказывается, потому что необходимых медикаментов нет в аптеках или их отпуск ограничен. Для 23% барьером становятся очереди и сложности выписки рецептов, — уточняет Марина Карцева.

Помимо медикаментов эта форма социальной поддержки включает в себя санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном и междугороднем ж/д транспорте.

Стоит отметить, что интерес к натуральной форме поддержки растет: если в 2017 году денежную компенсацию выбирали около половины льготников, то к 2023-му лишь 37%, а бесплатные лекарства получали уже 56%, — отметила эксперт.

Она также добавила, что возможной причиной перехода от денежной компенсации к натуральной форме является значительный рост цен на лекарства, обгоняющий рост пенсионных доходов граждан — основного источника доходов пожилых людей.

Читайте также
Прямой эфир