Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО сбили 37 БПЛА ВСУ над территорией России за три часа
Мир
Зеленский подписал закон о бюджете Украины на 2026 год с дефицитом в $47,5 млрд
Общество
Захарова заявила об участии более 60 стран в Кремлевском кадетском бале
Мир
Трамп сообщил о захвате крупного венесуэльского танкера в Карибском море
Общество
В Московский Кремль привезли главную новогоднюю елку страны
Мир
Минск и Тегеран договорились о проведении совместных военных учений
Наука и техника
Полковник рассказал об использовании ИИ в российской армии
Спорт
Овечкин прокомментировал недопуск российских хоккеистов на Олимпиаду в Италии
Мир
ФРС США третий раз подряд снизила базовую ставку
Общество
Дети участников СВО смогут бесплатно посетить праздничную программу Музея Победы
Мир
PA сообщило о признании Британией отправки собственных десантников на Украину
Мир
Додик предложил запретить соцсети для детей до 16 лет и мобильные в школах РС
Мир
Политолог назвал Евросоюз обузой для США
Происшествия
В Воронеже обломки БПЛА повредили несколько многоквартирных домов
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Есаул молоденький, скрипач ростовский Моня, старенький Герц, куражный Сэмен, кубанские казаки и «зэка» — герои знаменитых песен Александра Розенбаума теперь обосновались в Московском театре эстрады. В спектакле через злоключения Александра Яцко рассказывают о тяжелой судьбе простого студента-медика. Каким получился мюзикл «Вальс-бостон» и соответствует ли он статусу главного музыкального хита сезона — в материале «Известий».

От идеи до воплощения — 20 лет

На ближайшие два месяца Театр эстрады превратится в портовый город Ростов-на-Дону, где под чутким руководством Александра Розенбаума команда профессионалов представит зрителям джукбокс-мюзикл по его песням. В основе — 23 известные композиции мэтра: от «Гоп-стоп» и «Ау» до «Кубанской казачьей» и «Вальса-бостона».

Мюзикл

Сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»

Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

В столице не первый раз ставят мюзикл по уже существующим популярным композициями. Достаточно вспомнить хит 2022 года «Ничего не бойся, я с тобой» по песням группы «Секрет». Теперь та же команда облачила в пеструю форму жанра творчество одного из самых камерных поэтов современности — Александра Розенбаума. Его песни называют откровением, стихи разбирают на афоризмы, а герои будто давно живут собственной жизнью.

Идея мюзикла витала давно. Когда-то друг Александра Розенбаума, писатель Аркадий Вайнер предложил написать сценарий по бабелевским «Одесским рассказам» и оформить его уже полюбившимися народу песнями музыканта. Но в 2005 году драматург ушел из жизни. Только спустя 20 лет мысль обрела сценическое воплощение при содействии «Красного квадрата» и «Яндекса».

Бостон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Мы не просто брали готовые песни, а старались сплести их в единое драматическое полотно, где музыка становится голосом героев. Каждая аранжировка, каждая мизансцена — это попытка найти точный звук и жест той эпохи, чтобы история зазвучала по-новому и тронула сердца современного зрителя», — рассказал режиссер мюзикла Михаил Миронов.

Ростов — папа

В центре истории — студент медицинского института Костя Ромашин. Вместе с мамой, которая в пылу Гражданской войны потеряла мужа, он переезжает в исторический район Ростова-на-Дону на Богатяновку. Почему Ростов, а не Одесса, о которой поет Розенбаум и которая, конечно, один из главных его хронотопов? На этот вопрос зрителю придется отвечать самому. Или можно отшутиться, что Одесса — мама, а Ростов — папа, так что нормально.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Костя — мальчик прилежный. Без пяти минут настоящий врач. Осталось только сдать последний экзамен. Но тест на профпригодность ему приходится пройти раньше. Накануне он экстренно «зашивает» местного воротилу после рядовой перестрелки. Бандиты в должниках ходить не любят, поэтому зазывают студента в кабак напротив. Так Костик Ромашин получает погоняло Ромаш, а за ним и краткий экскурс местных порядков.

— Масштаб личности определяет объем наличности, — наставляет приятеля карточный шулер Камиль.

— Будь здоров, не кашляй. Лопни, но держи фасон, — бахвалится Федька-заяц.

Сценга
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Герой мгновенно попадает под обаяние новых друзей, забывает об экзаменах и маме. Но настоящий удар по хрупкому сердцу наносит красавица Дина. «Ах, мама, что она за умница!» — поет влюбленный Ромаш. Но криминал не дремлет: пока пара воркует на донском берегу, бандитский квартет — Камиль, Федька-заяц, Лева и Омар — грабит отца девушки.

Музыка Розенбаума здесь не саундтрек к истории, а полновесный драматургический голос. Он то комментирует внутренний монолог главного героя — мощнейшим номером «Четвертиночка» в исполнении Александра Яцко и Александра Скрыпникова, то становится надрывным женским плачем, как в хоровом исполнении «Есаула».

Жанровый эксперимент или удачный синтез

Музыкальный руководитель проекта Евгений Загот сделал неожиданные аранжировки к хитам Розенбаума, но смог сохранить пронзительную честность текстов. Он бережно перевел гитарные мелодии в оркестровую текстуру, не уничтожая камерности оригинала, — редкая удача для подобных адаптаций.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Отдельного внимания заслуживает хореография Натальи Тереховой и работа всего ансамбля. Одно дело — двигаться под джазовые композиции и совсем другое — выполнять сложнейшие элементы народного танца. Артисты мюзикла делают это не хуже ансамбля Игоря Моисеева. Массовые сцены — настоящий хит.

Важную роль играет сценография, за которую отвечал без малого главный художник-постановщик современности Максим Обрезков. В его декорациях чувствуется неровная, жесткая фактура провинции — сломанные кованые решетки, разбитая брусчатка, обшарпанные стены — и сентиментальные чувства главных героев, которые проецируются на гигантские экраны через увеличенную в разы фотопленку.

Аудитория
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Важный момент для зрителя: текст слышно всегда. Режиссура не идет на жертвы ради красивой картинки, и это особенно ценно при работе с поэтическим материалом.

Актерские находки — ключевой ресурс спектакля. Всю историю сопровождает рассказ странника Александра Яцко. Он и есть Костя Ромашин, но много лет спустя. Именно его хрипловатый голос ведет зрителя по самых счастливым и трагичным эпизодам биографии лирического героя Розенбаума. Почти весь спектакль он ходит по «полям» истории и только ближе к финалу обрушивает на зрителя поток накопившихся чувств.

Профессиональная победа — работа Анны Гученковой, которая исполнила маму главного героя. Поклонники жанра прекрасно помнят актрису по ролям в мюзиклах Cats, Mamma Mia!, «Шахматы», «Первое свидание», «Девчата», но именно здесь она показала, что обладает не только выдающимся вокалом, но и серьезным драматическим талантом.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Местами переходы от интимных сцен к широким эпизодам выглядят торопливыми, а некоторые второстепенные линии требуют большей психологической глубины. Возможно, это наладится, когда спектакль «обрастет мясом», как говорят в театре. А именно — когда коллектив сыграет 20, 30, 40 спектаклей.

Главный вопрос — не потеряют ли песни Розенбаума своей пронзительной интонации из-за особенностей жанра? Не покажутся ли зрителям и особенно поклонникам творчества музыканта аляповатой иллюстрацией его текстам?

Ответ дал сам автор. «Мне кажется, у вас случилась жизнь», — сказал Александр после спектакля артистам. Если «Вальс-бостон» сохранит баланс между поэзией и театральной мощью, то спокойно станет не только долгожителем жанра, но и полноправным хитом этого сезона.

Читайте также
Прямой эфир