«Псевдоэксперты пытались разрушить систему образования»
Система российского образования сейчас переживает свое возрождение, становясь целостной, полагает министр просвещения Сергей Кравцов. И этот подход будет закреплен в формируемой сейчас Стратегии развития образования до 2036 года. 90-е годы, по словам главы Минпросвещения, оставили сложное наследство — систему оплаты труда учителей, которая была оставлена на откуп руководства школ. Поэтому сейчас запускается эксперимент по внедрению более прозрачной системы оплаты труда педагогов. Об этом, а также о том, как соблюсти баланс теории и практики в школьной программе, министр рассказал в интервью «Известиям» в рамках ВЭФ-2025.
«Не может быть хорошей практической подготовки без фундамента»
— Сейчас готовится Стратегия развития образования до 2036 года. На Всероссийском педагогическом съезде вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что уже сформированы вызовы, цель, миссия и ценности стратегии. В чем они?
— Суть стратегии заключается в том, чтобы, с одной стороны, не сделать тех ошибок, которые, к сожалению, были в 90-е годы. Тогда псевдоконсультанты, псевдоэксперты пытались фактически разрушить систему образования, навязать чуждые нашей стране ценности через систему образования, чтобы фактически каждая школа училась по своей программе. У нас, к сожалению, было 100 учебников математики и 54 учебника истории.
Начиная с 2000-х годов наша система образования активно развивается, и мы сегодня пришли к единым программам, учебникам, требованиям. Собственно говоря, мы возродили систему образования, именно как систему. Да, есть проблемы и задачи, которые необходимо решать, но это намного решать легче, когда есть целостная система.
И в стратегии даны ответы на волнующие вопросы. Например, перейдет ли школа на дистанционный формат обучения. В стратегии четко написано, что есть традиционная форма обучения, а цифровые технологии — это дополнение к ней. В стратегии также закрепляются вопросы финансирования системы образования, принципы совершенствования инфраструктуры — капитальный ремонт школ, детских садов, колледжей, строительство новых объектов образования.
При этом мы говорим о тех вызовах, которые стоят перед нашей страной. Это развитие искусственного интеллекта, демографическая ситуация, миграционная политика. Это те вызовы, на которые мы должны ответить и быть готовы к их решению.
— А как, согласно стратегии, следует развивать искусственный интеллект?
— Очень важно, так как искусственный интеллект развивается, дать ответ, а как использовать возможности ИИ для системного образования. Здесь нужно действовать очень аккуратно, нужна своя языковая модель, чтобы было проверенное содержание, не было перекосов.
— Чего не хватает сейчас нашему образованию? Практических навыков?
— Была проблема, когда фактически каждая школа учила по своей программе. И отсюда в каких-то школах была хорошая фундаментальная, а где-то хорошая практическая подготовка. Но не может быть хорошей практической подготовки без фундамента. Это взаимосвязанные процессы. И поэтому федеральные программы, разработанные лучшими специалистами, в том числе с привлечением учителей года, как раз совмещают фундаментальную и практическую подготовку. Здесь должен быть баланс.
И если мы увидим при реализации единых программ, а напомню, что приказ о них вступил в силу с 1 сентября этого года, перекос в теоретическую или практическую часть, то всегда можно что-то поправить, откорректировать, улучшить. Но отмечу, что программы проходили большое экспертное обсуждение и мы стремились найти баланс между элементарной подготовкой и практической подготовкой.
— Сейчас в трех регионах России запустили пилотный проект по новой системе оплаты труда учителей. Эксперимент будет проходить на Сахалине, в Удмуртии и Владивостоке. Чем будет отличаться эта система от нынешней? И чем нынешняя плоха?
— Сложно сказать и давать оценки — плохая или хорошая. Надо обратиться к фактам. Что мы на сегодняшний день видим? К сожалению, у нас и здесь есть проблемы, оставшиеся с 90-х годов, когда, помимо того, что школа определяла содержание образования, на откуп ей же было отдано формирование системы оплаты труда. И при выполнении указа президента, когда средняя зарплата учителя должна была равняться средней по экономике, мы видим, что внутри региона может быть очень высокая дифференциация — даже в соседних школах разная система оплаты труда и разный уровень оплаты труда.
И задача новой системы оплаты труда выстроить единую систему начисления заработной платы, которая бы учитывала и работу молодых педагогов, и стимулирующие выплаты, и компенсационные выплаты, и базовые. Необходимо, чтобы у учителя было четкое понимание, за что выплачивается зарплата, как начисляются стимулирующие выплаты и так далее. И это, конечно, позволит четко определить и навести порядок в системе оплаты труда.
«Поступив в колледж, можно получить хорошую специальность»
— Сейчас в стране острая нехватка кадров, особенно тех, кто получил среднее профессиональное образование. В Москве таких вакансий 75% от общего объема. Производились ли расчеты, насколько колледжи, и в частности программа «Профессионалитет», позволяют закрыть нехватку?
— Сегодня доля тех, кто пошел в колледж после девятого класса, составляет 62,5%, плюс 10% идут после 11-х классов. В Москве по итогам этого года среднее профессиональное образование выбрали 50% девятиклассников.
Это связано с тем, что активно развиваются колледжи, «Профессионалитет» уже принят как закон. Ребята видят, что, поступив в колледж, можно получить профессию, специальность, причем несколько — и с гарантированным трудоустройством, с хорошей зарплатой.
Развивается и инфраструктура колледжа. Колледжи, особенно те, которые участвуют в проекте «Профессионалитет», — это современные здания с современным оборудованием. Все преподаватели проходят повышение квалификации. Активно у нас развивается чемпионатное движение.
Согласно прогнозу Министерства труда, на рынке будет востребовано порядка 70% специалистов со средним профессиональным образованием. Это не говорит о том, что падает престиж высшего профессионального образования. Это говорит о том, что активно развивается экономика, малый и средний бизнес, где востребованы именно специалисты по рабочим профессиям.
— Нет опасений, что в итоге будет нехватка специалистов с высшим образованием?
— Мировой опыт показывает, что в каких-то странах это соотношение составляет 50 на 50, где-то 60 на 40. У нас в советское время, по-моему, 25% выпускников школ шли в высшие учебные заведения. Поэтому здесь, наверное, какой-то трагедии нет. Во многом определяет экономика, и если, как я уже сказал, развивается малый и средний бизнес, то востребованы рабочие специальности. Сейчас достаточно большое количество колледжей активно включились в выполнение оборонно-промышленного заказа. Отсюда такой результат.
Мы ведем и профориентационную деятельность. И сами ребята видят, что, поступив в колледж, получить можно хорошую специальность, а по «Профессионалитету» — две-три смежные. И активно в эту работу включены работодатели. Непосредственно за каждым колледжем закрепляется то или иное предприятие, и сами предприятия уже приходят в колледж, участвуют в подготовке студентов, рассказывают о возможностях, которые есть на том или ином предприятии. И вот такое взаимодействие в том числе дает такой потрясающий результат.
— Мэр Казани, выступая перед школьниками на линейке 1 сентября, сказал, что из отличников выходят отличники, а из троечников — мэры и руководители регионов. Вы согласны с таким прогнозом? И что бы вы сказали детям, которые это услышали?
— Я, честно говоря, об этом не слышал, о чем говорилось. Но буквально недавно я встречался с ребятами, которые набрали 300 баллов на ЕГЭ. Одна девочка у нас набрала даже 400 баллов — по русскому, математике, физике и информатике. И когда я ее спросил: «А в чем, Надежда, твой успех?» — она сказала: «Я училась». Поэтому первое, о чем нужно говорить, — о том, что оценка показывает уровень знаний: где нужно подтянуться, где зона ближайшего развития. А второе, а может быть, даже и первое, — это воспитание. Это формирование тех качеств, которые делают человека человеком с большой буквы. И патриотизм, доброта, любовь к Родине, семейные ценности, историческая память. Буквально недавно мы отметили 80-летие Великой Победы, Год защитника Отечества. Поэтому вот эти качества, которые формируются в школе, очень важны для будущего вне зависимости, какие оценки есть у школьника.