Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В минфине США сообщили о смягчении санкционного режима в отношении Сирии
Мир
В МИД РФ заявили о готовности обсуждать с Арменией двусторонние отношения
Мир
Трамп начал переговоры с президентом Сирии на переходный период
Мир
Экс-бойца UFC Кастро нашли мертвым в американской тюрьме в возрасте 38 лет
Мир
Украина намерена получить 27 ЗРК Patriot от США и Евросоюза
Армия
Силы ПВО за восемь часов уничтожили семь дронов ВСУ в небе над регионами России
Мир
Литва повторно обратится к Минску с просьбой пропустить через границу свои фуры
Мир
Захарова назвала политический заказ двигателем работы Би-би-си
Мир
Число погибших из-за взрыва автомобиля в Нью-Дели возросло до 13
Экономика
ЦБ сообщил о росте международных резервов России до $725,8 млрд
Мир
Трамп предложил направить остатки соцвыплат гражданам на госдолг США
Спорт
Захарова призвала расследовать допуск трансгендеров на прошлых Олимпиадах
Мир
Лукашенко заявил об отсутствии необходимости «Буревестника» в Белоруссии
Общество
Минцифры запустило тестовый механизм для защиты от БПЛА через сим-карты
Общество
Максимальный размер больничного вырастет до 6,8 тыс. рублей в 2026 году
Мир
Лукашенко напомнил США о наличии у Белоруссии ядерного оружия
Мир
Трамп потребовал авиадиспетчеров вернуться к работе из-за прекращения шатдауна
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Система российского образования сейчас переживает свое возрождение, становясь целостной, полагает министр просвещения Сергей Кравцов. И этот подход будет закреплен в формируемой сейчас Стратегии развития образования до 2036 года. 90-е годы, по словам главы Минпросвещения, оставили сложное наследство — систему оплаты труда учителей, которая была оставлена на откуп руководства школ. Поэтому сейчас запускается эксперимент по внедрению более прозрачной системы оплаты труда педагогов. Об этом, а также о том, как соблюсти баланс теории и практики в школьной программе, министр рассказал в интервью «Известиям» в рамках ВЭФ-2025.

«Не может быть хорошей практической подготовки без фундамента»

— Сейчас готовится Стратегия развития образования до 2036 года. На Всероссийском педагогическом съезде вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что уже сформированы вызовы, цель, миссия и ценности стратегии. В чем они?

Суть стратегии заключается в том, чтобы, с одной стороны, не сделать тех ошибок, которые, к сожалению, были в 90-е годы. Тогда псевдоконсультанты, псевдоэксперты пытались фактически разрушить систему образования, навязать чуждые нашей стране ценности через систему образования, чтобы фактически каждая школа училась по своей программе. У нас, к сожалению, было 100 учебников математики и 54 учебника истории.

школа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Начиная с 2000-х годов наша система образования активно развивается, и мы сегодня пришли к единым программам, учебникам, требованиям. Собственно говоря, мы возродили систему образования, именно как систему. Да, есть проблемы и задачи, которые необходимо решать, но это намного решать легче, когда есть целостная система.

И в стратегии даны ответы на волнующие вопросы. Например, перейдет ли школа на дистанционный формат обучения. В стратегии четко написано, что есть традиционная форма обучения, а цифровые технологии — это дополнение к ней. В стратегии также закрепляются вопросы финансирования системы образования, принципы совершенствования инфраструктуры — капитальный ремонт школ, детских садов, колледжей, строительство новых объектов образования.

школа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

При этом мы говорим о тех вызовах, которые стоят перед нашей страной. Это развитие искусственного интеллекта, демографическая ситуация, миграционная политика. Это те вызовы, на которые мы должны ответить и быть готовы к их решению.

— А как, согласно стратегии, следует развивать искусственный интеллект?

— Очень важно, так как искусственный интеллект развивается, дать ответ, а как использовать возможности ИИ для системного образования. Здесь нужно действовать очень аккуратно, нужна своя языковая модель, чтобы было проверенное содержание, не было перекосов.

Чего не хватает сейчас нашему образованию? Практических навыков?

Была проблема, когда фактически каждая школа учила по своей программе. И отсюда в каких-то школах была хорошая фундаментальная, а где-то хорошая практическая подготовка. Но не может быть хорошей практической подготовки без фундамента. Это взаимосвязанные процессы. И поэтому федеральные программы, разработанные лучшими специалистами, в том числе с привлечением учителей года, как раз совмещают фундаментальную и практическую подготовку. Здесь должен быть баланс.

учебники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

И если мы увидим при реализации единых программ, а напомню, что приказ о них вступил в силу с 1 сентября этого года, перекос в теоретическую или практическую часть, то всегда можно что-то поправить, откорректировать, улучшить. Но отмечу, что программы проходили большое экспертное обсуждение и мы стремились найти баланс между элементарной подготовкой и практической подготовкой.

Сейчас в трех регионах России запустили пилотный проект по новой системе оплаты труда учителей. Эксперимент будет проходить на Сахалине, в Удмуртии и Владивостоке. Чем будет отличаться эта система от нынешней? И чем нынешняя плоха?

Сложно сказать и давать оценки — плохая или хорошая. Надо обратиться к фактам. Что мы на сегодняшний день видим? К сожалению, у нас и здесь есть проблемы, оставшиеся с 90-х годов, когда, помимо того, что школа определяла содержание образования, на откуп ей же было отдано формирование системы оплаты труда. И при выполнении указа президента, когда средняя зарплата учителя должна была равняться средней по экономике, мы видим, что внутри региона может быть очень высокая дифференциация — даже в соседних школах разная система оплаты труда и разный уровень оплаты труда.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

И задача новой системы оплаты труда выстроить единую систему начисления заработной платы, которая бы учитывала и работу молодых педагогов, и стимулирующие выплаты, и компенсационные выплаты, и базовые. Необходимо, чтобы у учителя было четкое понимание, за что выплачивается зарплата, как начисляются стимулирующие выплаты и так далее. И это, конечно, позволит четко определить и навести порядок в системе оплаты труда.

«Поступив в колледж, можно получить хорошую специальность»

— Сейчас в стране острая нехватка кадров, особенно тех, кто получил среднее профессиональное образование. В Москве таких вакансий 75% от общего объема. Производились ли расчеты, насколько колледжи, и в частности программа «Профессионалитет», позволяют закрыть нехватку?

— Сегодня доля тех, кто пошел в колледж после девятого класса, составляет 62,5%, плюс 10% идут после 11-х классов. В Москве по итогам этого года среднее профессиональное образование выбрали 50% девятиклассников.

Это связано с тем, что активно развиваются колледжи, «Профессионалитет» уже принят как закон. Ребята видят, что, поступив в колледж, можно получить профессию, специальность, причем несколько — и с гарантированным трудоустройством, с хорошей зарплатой.

трудовая книжка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Развивается и инфраструктура колледжа. Колледжи, особенно те, которые участвуют в проекте «Профессионалитет», — это современные здания с современным оборудованием. Все преподаватели проходят повышение квалификации. Активно у нас развивается чемпионатное движение.

Согласно прогнозу Министерства труда, на рынке будет востребовано порядка 70% специалистов со средним профессиональным образованием. Это не говорит о том, что падает престиж высшего профессионального образования. Это говорит о том, что активно развивается экономика, малый и средний бизнес, где востребованы именно специалисты по рабочим профессиям.

— Нет опасений, что в итоге будет нехватка специалистов с высшим образованием?

— Мировой опыт показывает, что в каких-то странах это соотношение составляет 50 на 50, где-то 60 на 40. У нас в советское время, по-моему, 25% выпускников школ шли в высшие учебные заведения. Поэтому здесь, наверное, какой-то трагедии нет. Во многом определяет экономика, и если, как я уже сказал, развивается малый и средний бизнес, то востребованы рабочие специальности. Сейчас достаточно большое количество колледжей активно включились в выполнение оборонно-промышленного заказа. Отсюда такой результат.

оборонное производство
Фото: РИА Новости

Мы ведем и профориентационную деятельность. И сами ребята видят, что, поступив в колледж, получить можно хорошую специальность, а по «Профессионалитету» — две-три смежные. И активно в эту работу включены работодатели. Непосредственно за каждым колледжем закрепляется то или иное предприятие, и сами предприятия уже приходят в колледж, участвуют в подготовке студентов, рассказывают о возможностях, которые есть на том или ином предприятии. И вот такое взаимодействие в том числе дает такой потрясающий результат.

Мэр Казани, выступая перед школьниками на линейке 1 сентября, сказал, что из отличников выходят отличники, а из троечников — мэры и руководители регионов. Вы согласны с таким прогнозом? И что бы вы сказали детям, которые это услышали?

Я, честно говоря, об этом не слышал, о чем говорилось. Но буквально недавно я встречался с ребятами, которые набрали 300 баллов на ЕГЭ. Одна девочка у нас набрала даже 400 баллов — по русскому, математике, физике и информатике. И когда я ее спросил: «А в чем, Надежда, твой успех?» — она сказала: «Я училась». Поэтому первое, о чем нужно говорить, — о том, что оценка показывает уровень знаний: где нужно подтянуться, где зона ближайшего развития. А второе, а может быть, даже и первое, — это воспитание. Это формирование тех качеств, которые делают человека человеком с большой буквы. И патриотизм, доброта, любовь к Родине, семейные ценности, историческая память. Буквально недавно мы отметили 80-летие Великой Победы, Год защитника Отечества. Поэтому вот эти качества, которые формируются в школе, очень важны для будущего вне зависимости, какие оценки есть у школьника.

Читайте также
Прямой эфир