Четкая деградация: ЕС пытается изменить критерии ради вступления Украины
Страны Евросоюза ищут способы ускорить вступление Украины в объединение. Однако это затронет фундаментальные принципы ЕС, говорят «Известиям» эксперты. Одни государства предлагают заменить принятие решения консенсусом на утверждение большинством, другие — обойти вето Будапешта. Ранее сообщалось, что Молдавия может выйти на первый переговорный кластер с союзом раньше Украины, несмотря на то что их вступление планировалось одновременно. Всё это, в частности, вошло в повестку неформальной министерской встречи ЕС 2 сентября в Копенгагене. Удастся ли договориться внутри объединения и при чем здесь Дональд Трамп — в материале «Известий».
Встреча в Копенгагене: последние новости
На 2 сентября министры всех 27 стран ЕС запланировали неформальную встречу в Копенгагене. На повестке — вопросы верховенства права в ЕС и, более того, повышение уровня его соблюдения. Основное внимание уделено усилиям стран — кандидатов на вступление в ЕС по адаптации к знаменитым Копенгагенским критериям, а также стимулам, которые могут ее ускорить.
Например, Литва предложила начать переговоры о членстве Украины в ЕС без согласия Венгрии. Идея предусматривает технический запуск переговоров на уровне только 26 государств. Проблему для Брюсселя представляет то, что Венгрия собирается блокировать открытие переговоров о вступлении Украины в ЕС, о чем ранее заявил глава МИД страны Петер Сийярто.
Конфликт между Будапештом и Киевом, тлеющий в том числе из-за нарушений прав закарпатских венгров, недавно принял новые обороты. За один только месяц ВСУ нанесли несколько ударов по инфраструктуре нефтепровода «Дружба» на российской территории. После этого временно были приостановлены поставки нефти в Венгрию и Словакию.
Венгрия требует от Украины прекратить попытки втянуть ее в конфликт с Россией и уже принимает соответствующие меры. По словам Сийярто, Будапешт вводит санкции против командира ВСУ Роберта Бровди, который считается ответственным за нападение на нефтепровод «Дружба». Стоит отметить, что, по данным украинских и венгерских СМИ, Бровди — этнический венгр из Закарпатья и командует Силами беспилотных систем Украины с позывным Мадьяр. После этого глава МИД Украины Андрей Сибига заявил, что Венгрия якобы очутилась «на неправильной стороне истории», и пообещал ответить на санкции.
Есть и другие способы ускорить вступление Украины. В СМИ также сообщается, что несколько стран ЕС изучали возможные ходы, как легально изменить способ голосования по внешнеполитическим решениям внутри союза. Стоит отметить, что фундаментальный принцип объединения — принятие решений посредством голосования всех членов организации. И это стандартная процедура, которая существует во всех международных структурах подобного рода. Соответственно, идея замены консенсусного голосования на решение большинством нарушает не только принципы равноправия государств — членов ЕС, но и принципы суверенитета, говорит «Известиям» замдиректора института политики и истории МПГУ Владимир Шаповалов.
— И конечно, это не имеет ничего общего с принципами международного права, то есть всеми теми фундаментальными принципами, которыми так кичится Евросоюз. Получается, что для объединения мнение одной из стран ЕС ничтожно. И это абсолютно неправильно с точки зрения демократических принципов существования международных организаций. Но мы видим, что ситуация меняется, и Запад в угоду своим геополитическим интересам может пойти на нарушения собственных правил, — говорит он.
Не исключено, что Брюссель может пойти на этот шаг, чтобы уязвить Россию своей готовностью пожертвовать собственными принципами ради Украины. Однако напомним, что РФ считает угрозой своей безопасности возможное членство Украины в НАТО, а не в Евросоюзе.
— Что касается членства Украины в ЕС — мы никогда против этого не возражали. Что касается НАТО — это другой вопрос, здесь речь идет об обеспечении безопасности РФ, причем не только сегодня, — сказал 2 сентября Владимир Путин на встрече с премьером Словакии Робертом Фицо в Китае.
Копенгагенские критерии — это условия, разработанные Европейским союзом в 1993 году для стран, стремящихся вступить в ЕС (утверждены в декабре 1995-го). Среди них — создание стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту меньшинств и их уважение.
Могут ли Украина и Молдавия одновременно вступить в ЕС
Важно отметить, что ранее евроинтеграцию Украины рассматривали в пакетном формате, то есть вместе с Молдавией. Но, так как для начала переговоров о вступлении необходимо согласие всех членов ЕС, там начали задумываться над тем, чтобы разъединить Киев и Кишинев. Это, по крайней мере, ускорит евроинтеграцию второго. Более того, 4 июля уже прошел первый саммит ЕС – Молдавия. Президент Румынии Никушор Дан тогда сообщил, что на встрече в Кишиневе будет принято решение об открытии первого переговорного кластера по вступлению страны в ЕС. Впрочем, и тут есть несогласные. 2 сентября Дания выступила против приоритета Молдавии.
В то же время процесс вступления Украины затягивается, и не только из-за позиции конкретных стран-членов. Состояние внутренней политики еще слишком далеко до европейского «эталона»: чего стоит только скандал с неудавшейся попыткой Киева ограничить полномочия антикоррупционных органов НАБУ и САП, созданных в том числе Евросоюзом.
Вопрос вступления в ЕС связан с гарантиями безопасности Украины, согласование которых тоже буксует. США давно хотят переложить ответственность за это на Европу. Например, ранее Дональд Трамп настоял на повышении расходов на оборону стран — членов НАТО до 5% ВВП. Президент США также предложил схему, по которой американское вооружение для ВСУ будут оплачивать страны Европы. Соответственно, форсирование вступления Украины в ЕС — это и гарантия обеспечения ее безопасности странами объединения.
На этом фоне в СМИ сообщалось, что Трамп якобы убедил премьер-министра Венгрии Виктора Орбана изменить свою позицию по вопросу присоединения Украины к союзу. Так, по версии Politico, решение об открытии переговорного кластера для вступления в ЕС теперь может быть принято в ближайшее время.
Однако вероятность включения в объединение Украины и Молдавии невысока, даже несмотря на то, что для евробюрократии это желанная цель, говорит Владимир Шаповалов.
— В Евросоюзе растет волна недовольства. И Венгрия — далеко не единственная страна, которая выступает против. Значительная часть населения стран ЕС и политических элит уже понимают гибельность этого пути и то, что Украина и Молдавия, самые бедные страны Европы, — очень серьезное обременение для Евросоюза, с которым эта организация просто-напросто не справится, — говорит он.
Стоит подчеркнуть, что статус кандидата есть в общей сложности у девяти государств. Среди них ряд балканских стран — Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория. Кроме того, такой статус был предоставлен Грузии, а также Турции, которая ожидает вступления еще с 1999 года. Потенциальным кандидатом также считается Косово, но независимость самопровозглашенной республики не признают Румыния, Словакия, Испания, Кипр и Греция.