«Хотим, чтобы в следующем году посещаемость матчей была 10-12 тысяч»
Футбольный клуб «Акрон» из Тольятти проводит уже второй сезон в РПЛ. По итогам прошлого чемпионата он занял девятое место. Во многом это произошло за счет подписания звездного нападающего Артема Дзюбы, пришедшего к восьмому туру РПЛ. В нынешнем розыгрыше после шести туров подопечные Заура Тедеева идут на 12-м месте, оторвавшись всего на одно очко от зоны переходных матчей.
После поражения в последней игре чемпионата от московского ЦСКА (1:3) Дзюба выступил с резонансным заявлением, что трудно против такого соперника играть 17–18-летними футболистами, и призвал руководство «Акрона» усилить команду, задавшись вопросом: «Мы хотим вылететь в ФНЛ?». В интервью «Известиям» генеральный директор тольяттинского клуба Константин Клюшев прокомментировал выступление ключевого игрока, рассказал о работе на трансферном рынке, целях по повышению посещаемости домашних матчей в Самаре и причинах невозможности построить в Тольятти стадион в ближайшие годы, а также объяснил коллапс хоккейного клуба «Витязь» из Балашихи, где он в прошлом сезоне занимался коммерцией и маркетингом.
— Ваша реакция на заявление Дзюбы о необходимости усиления команды, чтобы поддержать главного тренера, и угрозе вылета из РПЛ? Он ранее с вами это обсуждал?
— У нас с Артемом достаточно честный и открытый диалог. Просто есть эмоциональная оценка, а есть конструктивная действительность, наша реальность, в которой мы существуем. Дзюба прекрасно знает, где мы находимся и в каких условиях действуем. Поэтому, безусловно, нам нужно усиление. Но у нас есть список игроков, которые должны прийти к нам до конца трансферного окна и усилить «Акрон». Просто мы не имеем права совершать ошибки с трансферами В отличие от бюджетных клубов мы пользуемся частными деньгами и понимаем всю связанную с этим ответственность. Но у нас нет большого бюджета.
— Какой он в РПЛ?
— 14-й.
— Как оцените старт команды в нынешнем чемпионате?
— Знаете, мы не даем оценки команде и ее каким-то краткосрочным действиям. Мы даем полноценные оценки уже по прошествии всего сезона. Поэтому будем оценивать по результатам всего сезона.
— Совсем нет опасений из-за текущих результатов, с учетом того что команда находится в нижней части таблицы, рядом с зоной переходных матчей, хотя в прошлом сезоне после прихода Артема Дзюбы достаточно уверенно забралась в первую десятку и без особых проблем избежала вылета из РПЛ?
— В сезоне «Акрон» хорошо смотрелся в плане места в турнирной таблице. Но здесь же всё меняется от тура к туру. Всё очень быстро меняется, тем более на старте чемпионата. Поэтому будем смотреть на результаты именно после окончания сезона.
— Не так давно вы были учредителем маркетингового агентства DoubleDouble, которое в прошлом сезоне занималось подъемом посещаемости хоккейного клуба «Витязь». Насколько можно использовать популярность Дзюбы в плане роста посещаемости домашних «Акрона»?
— Совместная с Артемом рекламная кампания у нас запущена. Мне кажется, мы сделали шаг вперед по сравнению с предыдущим сезоном. Коммерческие доходы у нас растут, выручка тоже. Мы частный клуб — и очень внимательно смотрим на эти показатели.
— Какой посещаемостью матчей «Акрона» в Самаре будете довольны в ближайшие сезоны?
— 10–12 тыс. зрителей — это то, на что мы ориентируемся в краткосрочной перспективе.
— Что подразумеваете под краткосрочной перспективой?
— Следующий сезон.
— В ноябре прошлого года в материале Forbes вы отчитывались, что ваша компания за короткое время подняла посещаемость домашних матчей «Витязя» в Балашихе, коммерческие доходы выросли в два раза, и это в не очень популярном и успешном в спортивном плане клубе. Почему это не спасло «Витязь» нынешним летом от снятия с соревнований КХЛ и расформирования команд с офисом?
— Безусловно, масштаб цифр на коммерческом рынке, о которых мы говорим здесь и сейчас, гораздо ниже денег, которые выделяла на клуб компания, являвшаяся основным спонсором «Витязя». Когда этот спонсор не смог выделять соответствующие средства, клуб уже не имел возможности рассчитывать на свои силы. У нас нет команд, которые отбивают «косты» за счет коммерческих доходов.
— Если бы вашему агентству удалось подольше поработать с «Витязем», какую часть своего бюджета он мог самостоятельно отбивать?
— Хороший вопрос. Моей целью было достичь окупаемости порядка 30–35% бюджета.
— В прошлом сезоне сколько удалось?
— Где-то 15%.
— Такие истории, как уход «Витязя» из профессионального хоккея, банкротство футбольных «Химок», невыход новороссийского «Черноморца» в РПЛ вопреки спортивному принципу из-за отсутствия необходимого стадиона, в ближайшие годы будут регулярно повторяться?
— Мне кажется, мы очень часто сталкиваемся с такими проблемами в спорте. Не только в этом сезоне. В этом году просто такие события случились в очень большом количестве. А так мы каждый год, может быть, в лигах пониже, но встречаемся с такими явлениями. Так что это какого-то удивления не вызывает. Есть ли решение этой проблемы? На мой взгляд, оно существует.
— Какое?
— Мы работаем над этим (улыбается). Всех карт раскрывать не будем.
— Это решение применимо конкретно к «Акрону»?
— Ко всему российскому футболу. Но пока подробно рассказывать не буду — всему свое время.
— Есть ли понимание, когда в Тольятти может появиться место для строительства нового домашнего стадиона «Акрона»?
— Это не приоритетный вопрос. Повторюсь, мы действуем последовательно — для нас это самое важное. В рамках становления клуба для нас сейчас в приоритете формирование другой инфраструктуры — тренировочной базы, академии, манежей. Все наши силы здесь и сейчас сконцентрированы именно на этих аспектах. Вопрос по стадиону для домашних матчей главной команды постоянно маячит в нашей точке фокусировки, но мы прекрасно понимаем, что это точно не то, на что мы готовы бросать наши усилия, в том числе финансовые.
— Что должно случиться, чтобы вы могли более конкретно рассуждать о стадионе?
— Структурные изменения в российской экономике. Потому что мы целиком и полностью зависим от того бизнеса, который ведет наш акционер.