Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Лучше всего россиян обслуживают в кафе и ресторанах Краснодара, Нижнего Новгорода и Владивостока. К такому такому выводу пришли составители «Индекса официанта» — мониторинговый центр «Безопасность 2.0». В рейтинге учитывались скорость обслуживания, вежливость и профессионализм персонала, честность расчетов. Худшими стали точки общепита в Ростове-на-Дону, Сочи и Казани. Общественники направили свой рейтинг региональным властям и в правительство, предлагая сделать его ежегодным. В Роспотребнадзоре «Известиям» перечислили основные нарушения, зафиксированные в российских кафе и ресторанах. Кадровый голод вынуждает заведения набирать неподготовленный персонал, а вкладываться в его обучение могут позволить себе единицы, пожаловались представители отрасли.

Где лучшее и худшее обслуживание

Самое высокое качество обслуживания и сервиса в этом году демонстрируют рестораны Краснодара, Нижнего Новгорода и Владивостока, к такому выводу пришли в мониторинговом центре «Безопасность 2.0» (действует при Российском фонде мира). Там разработали «Индекс официанта», учитывающий скорость обслуживания, вежливость персонала, профессионализм сотрудников (знание меню, подача, внешний вид) и точность расчетов.

Ресторан
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Аналитики проверяли качество сервиса в 10 самых посещаемых российских городах, основываясь на данных от Ассоциации туроператоров России. Чаще всего туристы приезжают в Сочи, Анапу, Казань, Калининград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Владивосток и Новосибирск. Из рейтинга исключили Москву и Санкт-Петербург как города федерального значения, искажающие общую картину, пояснила первый вице-президент Российского фонда мира, руководитель мониторингового центра «Безопасность 2.0» Елена Сутормина.

— На фоне уникальных современных возможностей для внутреннего туризма и развития отрасли гостеприимства в нашей стране очень важно развивать универсальные и современные способы независимой оценки, — отметила она. — В нашем «Индексе официанта» мы объединили данные анализа независимых экспертов центра, опросы респондентов из исследуемых городов, анализ этих отзывов на основных платформах с использованием нейросетей.

Фото

Оказалось, что меньше всего жалоб на качество обслуживания в заведениях в Краснодаре. В пятерку городов с лучшим обслуживание вошли также Екатеринбург и Новосибирск. Хуже всего обслуживают посетителей в кафе и ресторанах Сочи, Казани и Ростова-на-Дону.

Краснодар

Краснодар

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Лидером по скорости обслуживания также стал Краснодар. Интересно, что там самое честное обслуживание и при этом — самое хамоватое: город занял последнюю строчку в рейтинге «вежливость и коммуникации официантов». Самые вежливые официанты — в Калининграде. Наиболее профессиональные — в Екатеринбурге, а наименее квалифицированные — в Новосибирске. В Ростове-на-Дону посетители чаще всего жаловались, что их обсчитали.

Главной проблемой, на которую жалуются посетители общепита, стала скорость обслуживания. В результате они получают холодную еду, и официантов приходится долго ждать. Вторая по распространенности проблема — грязные столы и посуда, а также антисанитария заведения в целом. Среди других претензий туристов — грубость персонала, хамство, игнорирование гостей, а также слишком настойчивое требование чаевых.

«Известия» уже писали, что с явными признаками антисанитарии в заведениях в этом году сталкивались 60% россиян. Чаще всего это неубранные столы, грязные полы и неопрятный персонал.

Официант
Фото: Global Look Press/Petrov Sergey

Подобную независимую оценку обслуживания в заведениях нужно внедрить на федеральном и региональном уровне, полагает Елена Сутормина.

Мы направили наш анализ региональным властям и в Министерство экономического развития с предложением рассмотреть возможность его внедрения на постоянной основе. Это позволит использовать «Индекс официанта» в качестве одного из индикаторов оценки системы гостеприимства, — сказала она. — Нам видится, что подобный анализ возможно будет реализовать на принципах государственно-частного партнерства с привлечением профильных общественных организаций.

Как общепит борется с кадровым голодом

Кадровая ситуация в индустрии гостеприимства остается сложной, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Это снижает мотивацию к обучению персонала как для заведений, так и для самих соискателей, полагает ресторанный критик, издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia Дмитрий Алексеев.

— Это однозначно влияет на уровень сервиса российских ресторанов. К сожалению, в последние несколько лет даже в дорогих московских ресторанах можно столкнуться с официантом, который, к примеру, не знает не только меню, но и не подскажет, где в зале расположен туалет для гостей. Человек просто недавно устроился на работу и, как показывает опыт, так же быстро перейдет на новую, где лучше платят или меньше нагрузка, — пояснил он. — Для ресторанной компании не имеет смысла вкладывать средства в обучение столь «скоротечного» сотрудника.

Официант
Фото: TASS/Bernd Weißbrod

Зачастую сами работодатели в общепите смотрят не на квалификацию соискателя, а его готовность приступить к работе как можно скорее и за небольшую зарплату, добавила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

Уровень заведений здесь играет роль только частично. Да, в премиальных ресторанах могут потребовать базового понимания сервиса или навыков работы с винной картой, но и там кадровый дефицит заставляет снижать планку, — подчеркнула она. — В обучение персонала вкладываться никто особенно не готов. Речь не о разовых вводных тренингах, а о системном развитии, этим в индустрии практически никто не занимается.

Встречаются и исключения из правила, когда компания старается удержать персонал, предоставляя возможность обучения за счет ресторана, добавил Дмитрий Алексеев. Но это, по его словам, чаще касается не всего персонала, а отдельных позиций, таких как директор или сомелье.

При этом плата за действия неквалифицированных сотрудников для бизнеса может быть слишком высока, отметил генеральный директор сети кафе «Столичный вкус» Игорь Миневич.

Веранда
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Маржа в общепите снизилась, у всех налажен жесткий контроль за издержками. Незапланированные расходы в результате ошибки себе позволить никто не может. Рынок сильно укрупнился, одинаково жесткая конкуренция идет во всех ценовых сегментах. Поэтому необходимость увеличения инвестиций в обучение кадров стоит одинаково остро для всех участников рынка общественного питания, — пояснил он.

В большинстве заведений отсутствует система управления рисками, добавил руководитель бюро расследований «Народного фронта» Валерий Алексеев.

— Это обязательный элемент контроля критических точек санитарной безопасности. Каждый объект общепита должен был разработать ее для себя, вести журналы, инструктировать сотрудников и тем самым снижать риск массовых инфекций, — сказал он.

Массовых системных проверок заведений общепита сейчас не проводится, так как действует мораторий, добавил он.

Как сообщили «Известиям» в Роспотребнадзоре, основными нарушениями на предприятиях общественного питания стало:

— несоответствие производимых блюд площади произведственных помещений;

— отсутствие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность на поступающее продовольственное сырье;

— несоблюдение условий хранения и сроков годности пищевых продуктов.

Кроме того, в производственно-складских помещениях не проводят своевременный ремонт, отсутствует производственный контроль, а у персонала нет медкнижек либо не пройден медосмотр и гигиеническая аттестация. Также в заведениях общепита фиксируют нарушение режима мойки и дезинфекции посуды, отсутствие маркировки на разделочном инвентаре, отсутствие вентиляции в производственных помещениях, отсутствие туалета для посетителей.

«В рамках контрольных (надзорных) мероприятий принимаются все необходимые и предусмотренные законодательством меры, в том числе временное приостановление деятельности объекта», — заверили в ведомстве.

Читайте также
Прямой эфир