Взгляд на коридор: для чего президент Ирана летит в Армению
Президент Ирана Масуд Пезешкиан прилетит в Армению с беспрецедентно продолжительным визитом, который продлится четыре дня. Главным пунктом повестки будет обсуждение так называемого маршрута Трампа, или Зангезурского коридора. Подробности — в материале «Известий».
Форум с дружбой
Президент Ирана Масуд Пезешкиан 18 августа прилетит в Армению с официальным визитом, который продлится до 21-го числа. Перед поездкой политик заявил, что намерен сосредоточиться на продвижении экономических интересов: повышении роли иранских компаний и выполнении ранее достигнутых инвестиционных соглашений. По его словам, особое внимание будет уделено сотрудничеству в энергетике, транспорте и торговле.
Известно, что 19 августа Пезешкиан поучаствует в двустороннем бизнес-форуме: с иранской стороны в мероприятии примут участие представители промышленных и аграрных предприятий. «Среди главных целей — укрепление отношений, особенно в сфере торговли, и подписание документов», — заявил политический советник президента исламской республики Мехди Санаи.
Глава МИД страны Аббас Аракчи перед визитом опубликовал статью о перспективах двусторонних отношений. По его словам, на повестке у Еревана и Тегерана совместные инфраструктурные проекты и академические обмены, которые свяжут два народа физически и интеллектуально. В планах также углубление энергетического партнерства и совместные культурные инициативы — «всё, что необходимо для многолетней дружбы».
Аракчи также подчеркнул, что резкий толчок взаимодействию может дать реализация проекта «Север – Юг». «Это важный международный коридор, в котором участвуют 13 стран, он соединяет южные порты Ирана с Центральной Азией, Кавказом, Афганистаном и Восточной Европой, снижая транспортные расходы на 30% и сокращая время транзита вдвое», — отметил он.
Кладбище для наемников
Еще одним важным пунктом повестки будет обсуждение так называемого маршрута Трампа, или Зангезурского коридора. Этот проект предполагает создание автомобильной трассы и железнодорожного полотна, которые пройдут через Сюникскую область Армении и соединят основную территорию Азербайджана с нахичеванским эксклавом и Турцией.
В Баку и Анкаре на протяжении долгого времени настаивали, что магистраль должна быть экстерриториальной, то есть проезжающие по ней не должны платить таможенные пошлины и подвергаться пограничным проверкам. В Тегеране такой подход вызывал резкое неприятие. Во-первых, создание такой дороги могло заблокировать границу Ирана с Арменией, которая также проходит в Сюникской области — исламская республика в этом случае лишалась доступа на рынки стран ЕАЭС и выхода к черноморским портам.
Во-вторых, реализация проекта привела бы к резкому усилению в Закавказье тюркского тандема Азербайджана и Турции. При этом в самом Иране проживает более 10 млн этнических азербайджанцев, и такой статус магистрали оказал бы определенное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
По этим причинам иранское руководство не раз подчеркивало, что не допустит покушений на армянский суверенитет и территориальную целостность.
Следует отметить, что руководство исламской республики всеми способами подчеркивало серьезность своей позиции. Иранская армия провела у границ Азербайджана несколько военных учений. Верховный лидер страны Али Хаменеи прямо называл Зангезурский коридор вредным проектом, наносящим ущерб Армении. Наконец, в административном центре Сюникской области, городе Капан, было открыто консульство Ирана.
Летом нынешнего года стало известно, что большой интерес к транспортной инфраструктуре в регионе проявляет американская сторона. Посол США в Турции Том Баррак заявлял, что в Вашингтоне подумывают взять коридор в аренду сроком на 100 лет. «Они [Армения и Азербайджан] спорят из-за 32 км дороги, это продолжается уже десять лет. И вот приходит Америка и говорит: «Хорошо, мы заберем это себе», — рассуждал он.
В итоге 8 августа в Вашингтоне Ильхам Алиев, Никол Пашинян и Дональд Трамп подписали трехстороннюю декларацию, в которой Баку и Ереван подтвердили, что будут работать над заключением мирного соглашения. Один из пунктов документа посвящен как раз разблокированию региональных коммуникаций. В нем говорится, что Армения будет сотрудничать с США для реализации проекта «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP).
Дональд Трамп в ходе пресс-конференции пояснил, что TRIPP станет «особой транзитной зоной, которая позволит Азербайджану получить полный доступ к своей территории в Нахичевани при полном уважении суверенитета Армении». По его словам, партнерство Еревана и Вашингтона в этом вопросе «может продлиться 99 лет». Никол Пашинян при этом подчеркивал, что реализация проекта будет крупнейшей инвестицией в истории Армении.
В Иране двояко отреагировали на заключенное соглашение. Советник верховного лидера Али Акбар Велаяти заявил, что выступает против создания трассы вдоль границы с Арменией, потому что она будет угрожать безопасности Южного Кавказа и поспособствует изоляции Ирана. По его словам, Тегеран будет «всеми способами» отстаивать свою безопасность — дорога может стать «кладбищем для наемников Трампа».
Другие официальные лица при этом высказались более сдержанно. Глава МИДа Аббас Аракчи заявил, что требования Ирана учтены, вопрос коридора снят с повестки дня, речь идет только о транзитной дороге. Президент Масуд Пезешкиан также заявил, что требования Тегерана выполнены, северная граница страны останется открытой. «Единственное беспокойство вызывает то, что эту дорогу хотят построить армянская и американская компании», — говорил он.
Что говорят эксперты
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, иранист Владимир Сажин считает, что экономические вопросы в ходе поездки Пезешкиана будут на втором месте.
— В Армении живет всего 3 млн человек, это маленькая республика, торговые отношения с ней для Ирана не столь критичны. На первом плане будут именно политические и геополитические аспекты. Для исламской республики проект создания трассы из Азербайджана в Турцию представляет серьезную опасность. В случае реализации проекта в регионе укрепятся позиции Анкары и США. В Тегеране считают, что всё может обернуться и размещением американских военных. Понятно, что это вызывает недовольство и беспокойство. Думаю, Масуд Пезешкиан будет добиваться того, чтобы Ереван учитывал интересы Тегерана, — утверждает он.
Армянский политолог Аршалуйс Мгдесян также говорит, что главной темой переговоров будут вашингтонские договоренности.
— Визит президента Ирана планировался давно, сейчас так получилось, что он пройдет сразу после встречи Пашиняна, Алиева и Трампа. У Ирана накопилось множество озабоченностей по поводу создания дороги на приграничной территории. Армянское же руководство пытается убедить соседа в том, что беспокоиться не о чем. Замглавы МИД страны Ваан Костанян в середине августа летал в Тегеран, где пытался развеять сомнения, теперь диалог на высшем уровне продолжится уже на армянской территории. Посмотрим за результатами визита, они будут многое значить для ситуации в Закавказье в целом, — отмечает он.