Всех пишущее око: таксистов обяжут проходить медицинский осмотр под камеру
Водителей легковых такси могут обязать проходить обязательные медицинский и технический осмотры под камеру. Такие поправки депутаты планируют внести в закон о техосмотре и безопасности дорожного движения. Сейчас многие водители игнорируют это требование, что влияет на безопасность пассажиров. В профессиональном сообществе инициативу восприняли негативно, указав на недостаток нужной инфраструктуры для огромного сегодня количества водителей. На фоне изменений могут возрасти и цены на такси, отмечают участники рынка. О том, как будет работать система и какие риски для отрасли она несет, — в материале «Известий».
Как хотят ограничить таксистов
Таксистов легковых автомобилей могут обязать снимать на видео прохождение медтехосмотра перед выездом на маршрут. Такие поправки в закон подготовлены рядом депутатов, в числе которых первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев, в ближайшие дни внесут в Госдуму (документ есть у «Известий»).
Изменения направлены на ужесточение требований к водителям легкового такси. В частности, предлагается закрепить обязательную видеофиксацию процедуры медтехосмотров. После чего записи будут направляться в ГИБДД.
«Законопроектом предлагается зафиксировать обязанность лица, проводящего медицинское освидетельствование водителя легкового такси, направлять видеоматериалы, подтверждающие факт прохождения медицинского осмотра в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, — говорится в пояснительной записке. — А также закрепить обязанность оператора технического осмотра направлять видеоматериалы, подтверждающие факт прохождения технического осмотра».
Впрочем, обязанность видеофиксации планируют распространить только на легковые такси. Еще один законопроект, который будет внесен, зафиксирует обязанность агрегаторов обеспечивать возможность прохождения водителем различных видов осмотров. Это, как полагают авторы, сделает доступнее для таксистов обязательные процедуры и облегчит бюрократическую нагрузку на водителей.
Актуальность корректировок обусловлена критической ситуацией, сложившейся в отрасли легковых перевозок, рассказал «Известиям» Дмитрий Гусев. Подавляющее большинство водителей такси не проходят осмотры, выходя в рейсы с поддельными справками, которые приобретаются за деньги.
— Требования закона о такси сегодня не соблюдаются перевозчиками, почти никто реально не проходит техосмотр и медосмотр, — подчеркнул депутат. — Но закон есть, значит его либо нужно соблюдать, либо изменить требования так, чтобы они стали выполнимы для людей. Поэтому в первом случае мы ужесточаем правила прохода техосмотра, медосмотра и требуем фото и видеофиксацию каждый день. И все понимают, что ты действительно его прошел, вот ты в больнице был, вот — на станции техобслуживания.
Председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев согласился, что методы контроля технического состояния автомобиля и физического водителя давно пора менять.
— На дворе не середина XX века, автомобили совсем другие и юридически ответственность за происходящее на дороге и за свое физическое состояние давно уже несут перевозчики, то есть сами водители и таксопарки, — указал он. — А в законе закреплены архаичные требования, характерные для государственной директивной экономики и технических реалий прошлого века. Нигде в мире нет таких условий допуска к рулю в такси, кроме нашей страны и некоторых стран постсоветского пространства, и нигде из них эти правила реально никто не выполняет. Причем без негативных последствий для безопасности движения.
По его словам, нынешние правила избыточны и работают только в пользу тех, кто продает водителям «пачки путевых листов с отметками о прохождении технического и медицинского осмотра».
Почему отрасль против
— Прежде всего, некая особая аварийность поездок — это миф, — указали в пресс-службе агрегатора такси «Максим». — Услуга безопасна. Так, в 2024 году доля происшествий с пострадавшими в сотнях миллионов поездок через наш сервис составила всего 0,00008%. Это ниже уровня статистической погрешности. Из них ни одного случая по причине опьянения водителя или неисправности автомобиля.
Половина происшествий была по вине других участников дорожного движения и состояния дорог, подчеркнули там. Еще в сентябре 2023 года в силу вступил Федеральный закон 580-ФЗ «О такси», и на практике многие его требования излишни, добавил операционный директор «Ситимобил» Даниил Курашев.
— Право легально работать в такси в качестве перевозчика получили самозанятые водители и индивидуальные предприниматели без наемных сотрудников, — напомнил он. — При этом действует требование для таких водителей в прохождении предрейсового и послерейсового медицинского и технического осмотров с получением путевого листа. Более того, водитель, работающий на своем автомобиле, даже за хлебом в магазин съездить без путевого не имеет права.
Однако нужного количества специалистов, таких как медики, механики, а также точек, где предрейсовые осмотры можно пройти и получить соответствующие документы, на рынке не существует, добавил Даниил Курашев.
— Во ФГИС «Такси» содержатся записи о миллионе с лишним автомобилей, — добавили в пресс-службе агрегатора. — Реестры не собирают данные о водителях, но на таком количестве транспортных средств должно работать от полутора до двух миллионов водителей. В реестрах перевозчиков их нет. На личных автомобилях работает еще более 5 млн частных водителей.
Например, в Уфе, Туле, Иркутске, Липецке и других областных центрах услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра физическим лицам могут оказать всего пять–девять медучреждений, в Екатеринбурге — около 30.
— При этом каждое может провести не более 50 осмотров в день, тогда как даже в небольших городах ежедневно на смену выходят от 3 до 5 тыс. водителей, — добавили там. — Очередь на прохождение медосмотра займет недели, в течение которых водитель не сможет ничего зарабатывать.
Обязанность дополнительно проходить медтехосмотр под камеру создаст коллапс в сфере легального такси и подтолкнет водителей работать по старинке «от борта», а не через агрегаторы. Это колоссально снизит контроль за отраслью и увеличит риски безопасности перевозок, отметил Даниил Курашев.
— Существуют технологические решения, позволяющие заменить архаизм в виде путевого листа на устанавливаемые в салон автомобиля такси комплексные технологические интеллектуальные решения для мониторинга состояния водителя, — отметил он. — Естественно, они не самые дешевые, и такие расходы станут явно неподъемными и для водителей-частников, и для большинства таксопарков, поэтому для их внедрения нужна специальная программа господдержки.
Вырастут ли цены на такси
В 2024 году поправки в законодательство уже обязали водителей такси проходить медицинский осмотр и технический осмотр транспортного средства перед выездом на линию, напомнил руководитель юридической коллегии «Белая сова» Денис Хузиахметов.
— Но для исполнения этого требования таксопарки нередко идут на ухищрения, — подчеркнул он. — Например, проставляя справку об осмотре без фактического его прохождения. Такое поведение не могло остаться без контроля, в связи с чем предложены новые поправки в названные законы. Позволят ли эти изменения прекратить злоупотребления? Думаю, нет, пока не будет установлена существенная административная ответственность за нарушение процедуры проведения осмотра, установленная по материалам видеофиксации.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Тимофей Башлыков добавил, что регулярный медицинский и технический осмотр для водителей такси — мера, направленная на снижение уровня аварийности на дорогах.
— Это повлечет за собой определенный экономический эффект, так как предполагается, что сократится ущерб от ДТП и устранения их последствий, — пояснил эксперт. — С другой стороны, затраты на проведение подобных осмотров, естественно, будут включены в расценки на услуги такси, что, скорее всего, приведет к их росту.
Нельзя исключить и того, что в связи с принятием поправок возрастет число коррупционных преступлений в сфере пассажирских перевозок и увеличится объем средств в «теневом» секторе экономики, отметил Тимофей Башлыков.