Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белом доме подтвердили осведомленность Трампа об ответе Киева
Мир
Зеленский подтвердил требование США вывести ВСУ из Донбасса
Мир
В США указали на ключевую роль Северска для общей структуры линии фронта
Мир
В МИД РФ указали на сопротивление ЕС мирным инициативам по Украине
Мир
Белый дом сообщил об активной работе Трампа над решением по Украине
Армия
Путин созвонился по телефону с командирами подразделений ВС РФ на передовой
Политика
В Госдуме оценили возможность урегулирования конфликта на Украине к Рождеству
Мир
ЕС утвердил выделение Украине очередного транша финансовой помощи в €2,3 млрд
Общество
В call-центре «Народного фронта» по подготовке прямой линии рассказали о своей работе
Мир
В МИД РФ заявили о грубом нарушении Кишиневом Венской конвенции
Мир
На Украине сообщили о согласии Зеленского на проведение референдума по территориям
Мир
В МИД РФ выразили надежду на мирное разрешение конфликта США и Венесуэлы
Общество
Мошенники применили против Долиной методы социального программирования
Общество
Депутат Шеремет рассказал о продаже недвижимости Зеленского в Крыму
Армия
Белоусов отметил успешное продвижение ВС РФ на северском направлении
Спорт
МОК поддержал рекомендацию снять ограничения для молодых спортсменов из России
Авто
Toyota зарегистрировала четыре товарных знака в России

«Пинок» от тренера перед финалом эстафеты меня прилично взбодрил»

Чемпионка мира по плаванию Дарья Клепикова — о победах на ЧМ в Сингапуре, учебе в музыкальной школе и тренировках в родном городе
0
EN
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одним из главных открытий прошедшего в Сингапуре чемпионата мира стала 20-летняя Дарья Клепикова. Да, она уже брала две золотые медали в командных гонках в Будапеште-2024 на короткой воде. Но сейчас ей покорились рекорды страны и ряд других уникальных достижений. Клепикова стала первой россиянкой, пробившейся в финал чемпионата мира на дистанции 100 м вольным стилем, а также помогла нашей команде выиграть золото в комбинированном смешанном заплыве 4х100 м — при том, что в эстафетах мы не побеждали с 2003 года. Без нее сложно представить и серебро в смешанной вольной эстафете. Вернувшись из Сингапура, Дарья дала большое интервью «Спорт-Экспрессу» и «Известиям».

«Перед чемпионатом мира переживала за атмосферу в call room»

— В начале плавательных соревнований на чемпионате мира у нашей команды не всё получалось. Тогда заговорили, что мир от нас «уплыл». Вы тоже сказали, что пауза в международных соревнованиях сказывается. По итогу мы имеем исторические золотые медали в эстафетах, которых не было с 2003 года, а у вас рекорды России. «Уплыл» ли мир?

— Первые три дня действительно дались тяжело. Не было медалей. Хоть результаты показывали достойные, всегда чего-то не хватало. С мужской эстафетой 4х100 м кролем было сложно. Поэтому мир, конечно, «уплыл». Хоть мы тренировались, готовились. Но все-таки тяжело после перерыва вернуться. Я думаю, что мы справились достойно.

— Если бы этой трехлетней паузы не было, получилось бы лучше в Сингапуре?

— Думаю, да. Психологически было волнительно. Приехать, встретить всех своих конкурентов и плыть с сильнейшими. Сложно себя к такому подготовить — даже морально. Поэтому столкнуться с этим было непросто. Для нас это хороший опыт и хорошая тренировка на будущее.

— Чего вы больше всего опасались перед стартом чемпионата?

— Наверное, переживала за атмосферу в call room. Когда туда входишь, каждый по-своему настраивается на старт. Это всё чувствуется. Тишина и энергетика в call room ощущается. Это было волнительно, но я к этому подготовилась. Сидела с музыкой настраивалась.

— Поставили себе четверку за выступление на чемпионате мира. Почему не пять?

— Все задачи, которые ставила, я выполнила. Но есть задание со звездочкой — это личная медаль. Поэтому и поставила четыре.

— Насколько близко к этой личной медали вы подобрались? Чего не хватило?

— На двух личных дистанциях мне не хватило десятых секунды — это достаточно мало. Сложно сказать, чего не хватило. Когда я проплыла, то понимала, что выложилась на максимум и выдала всё, на что готова. Но когда пересматриваешь и видишь все ошибки, то понимаешь, что была готова лучше. Ошибки есть. Это классно. Значит, есть куда расти.

— Мы в отличие от вас эти ошибки не видим. В каких моментах можно добавить?

— Я вижу, как много со старта проигрываю — 15 м. На второй половине после поворота-выхода сразу теряю скорость. Поэтому приходится уже догонять. У меня действительно сильная вторая половина дистанции, поэтому страшно начинать быстро. В этом тоже есть некий психологический барьер. Все эти ошибки нужно исправлять.

— Чувствуете ли себя героем и открытием чемпионата мира в Сингапуре, как вас многие называют?

— Вижу, что многие так называют — MVP чемпионата мира, открытие. Это очень приятно, но не знаю, могу ли таковой себя считать. Все спортсмены очень целеустремленные. Нам всегда мало, хотим еще лучше. Подобные высказывания, наверное, мотивируют меня плыть еще быстрее.

«На золотом награждении стояла с каменным лицом»

— Медали в Сингапуре вами завоеваны в эстафетах. Где вам проще плыть, настроиться: в командных видах или в личных?

— Сейчас, имея опыт, могу сказать, что способна настроиться и на свою личную дистанцию, и на эстафету. Переключаюсь быстро. Даже не знаю, где легче. Просто по-разному. Эстафета — это ответственность за ребят, за команду, а личная дистанция только за себя.

— После полуфинала комбинированной смешанной эстафеты 4х100 м вы рассказывали, что вам «дали пинка». Кто этот человек, который «пинал»?

— Да, действительно такое было. На утренней эстафете показала свой не самый хороший результат. Мы очень опасненько попали в финал. Поэтому главный тренер сказал: «Даша, так не надо делать. Все-таки это чемпионат мира. Здесь каждые сотые важны». Вечером я вышла с пустой головой, без улыбок, выложилась на максимум, проплыла действительно хорошо. Даже на награждении стояла с каменным лицом. Потому что главный тренер меня встряхнул, взбодрил.

— Какие слова говорил личный тренер?

— Олег Николаевич Цветковский просто был со мной рядом. Для меня этого достаточно. Особенно важно, что я чувствую, когда он в меня верит, тогда я не сомневаюсь в себе.

— Сказали, что «пинок» взбодрил. Насколько «кнут» вообще помогает на тренировках и соревнованиях?

— Вообще, у меня тренер достаточно мягкий. Он со мной как с девочкой. Всё по-доброму, позитивно. Поэтому такой «пинок» от главного тренера был для меня неожиданным и взбодрил меня прилично. Думаю, это сыграло хорошую роль.

— Сейчас Олег Николаевич послушает и будет применять такую практику.

— Не знаю. Надеюсь, нет.

— Когда в середине плавательного турнира завоевали золотую медаль, тяжело было настраиваться на оставшуюся программу?

— Я понимала, что мне каждый из восьми дней нужно выкладываться на каждой дистанции. Это был всего четвертый день. Поэтому выиграли, порадовались и продолжили. В полной мере порадоваться можно было только после завершения всех соревнований. Надо сначала отработать. Победу на следующей дистанции никак не ощущала. На время забыла о ней.

— Тренер отбирал ваши медали. Зачем это было нужно, если всё так легко забывается?

— Я действительно могу переключиться. Но тренер отбирает медали, чтобы они не мозолили глаза.

— У вас был один из самых тяжелых графиков в сборной. Не было ли мыслей от чего-то отказаться?

— Еще на отборе понимала, что мне предстоит выступать на большом количестве дистанций. Это и все эстафеты, и две личные дисциплины. Везде в планах стояло попадание в финал. Знала, что и утром придется в эстафетах выступать. В сумме должно было быть 14 заплывов. Я была готова выходить 14 раз и выдавать максимум. Но под конец меня главный тренер пожалел и два раза утром в эстафету не поставил.

— Под конец было тяжело или могли эти две дистанции проплыть, собрав все 14 заплывов?

— Я могу еще, конечно. Психологически было тяжело каждый раз настраиваться на старт, приезжать в бассейн. Эмоционально это всё очень разряжает. Физически была готова работать еще и еще. Мне и врач, и массажисты, и разговоры с тренером помогали. Больше было морально тяжело.

— Насколько психология решает в плавании?

— И по себе, и наблюдая за спортсменами, могу сказать, что это играет важную роль, которую иногда недооценивают.

— Это был не первый ваш международный турнир, но дебютный глобал. Как боролись со стрессом между заплывами?

— Мне очень помогали в Сингапуре интервью журналистам. Потому что сразу после заплывов могла поделиться эмоциями и немножко отпустить дистанцию. Также восстановление: обязательный сон, покушать. Но, наверное, главным было то, что я выговаривалась, тем самым отпуская весь стресс.

— Когда был пик стресса за эти восемь дней?

— Смешанная комбинированная эстафета в четвертый день. Потому что я понимала, что у нас есть все шансы не только бороться за призы, но и выиграть. Присутствовало очень много мыслей. Это был очень эмоциональный день. После него отпустило.

«Нет ничего страшнее, чем экзамен в музыкальной школе»

— Как-то рассказывали, что игра на музыкальных инструментах помогает бороться со стрессом. Перед этой записью мы уже выяснили, что укулеле вы с собой не брали.

— Нет. На это времени нет и сил.

— А дома обычно играете?

— Да. Дома у меня есть электронное пианино. Играю по вечерам, чтобы раствориться в музыке, отдохнуть от проблем и снять усталость. На сборах, увы, нигде пианино нет. С собой ничего не вожу. Только дома играю. Очень хочется, чтобы в местах проведения сбора поставили пианино. Я была бы этому рада.

— Что играете обычно?

— Какую-нибудь спокойную музыку, классику.

— В музыкальной школе вы не доучились?

— Увы, нет. Пришлось закончить карьеру музыканта, так как выбрала плавание.

— Не жалеете? Ведь сейчас эта страсть до сих пор проявляется и пальцы тянутся к пианино, электрогитаре, укулеле.

— Нет, не жалею. Я в принципе рада, что пошла в музыкальную школу, познакомилась со всем, что связано с музыкой. У меня был прекрасный педагог, который помог мне раскрыться, почувствовать уверенность через музыку. Это большой опыт, за который я благодарна.

Сейчас продолжаю изучать. Хочется еще и на других инструментах научиться играть. Если найдется время, то обязательно посвящу себя этому. Хочется и больше играть на пианино. Также всегда была страсть к электрогитаре. Тренеру на день рождения подарила барабаны, чтобы когда-то мы смогли с ним сыграть.

— Песни не сочиняете?

— Когда-то на пианино сочиняла небольшие мелодии, но далеко в этом не ушла.

— А стихи?

— Раньше в детстве много всего писала и думала: «Может, мне стать поэтом?»

— Как выглядело ваше музыкально-плавательное детство? Как хватало времени на всё?

— Мне очень приятно вспоминать те моменты. Я везде успевала. Очень помогала бабушка, которая меня на всё водила. Вспоминаю, что была довольно упорной и всё всегда выполняла. Даже не уставала от этого, а только получала удовольствие. Сейчас как-то иначе ко всему отношусь.

— После тренировок пальцы не тряслись на занятиях по фортепьяно?

— Наоборот. Когда чувствую стресс, то очень хочется поиграть или просто послушать музыку.

— В одном видео в соцсетях вы написали: «Нет ничего страшнее, чем экзамен в музыкальной школе». В финале на взрослом чемпионате мира не страшнее?

— Если честно, я всё так же думаю, что нет ничего страшнее, чем экзамен в музыкальной школе. Я тогда все-таки была помладше и очень закрытой. Было сложно играть на публике. Играть на пианино — это значит делиться всеми своими эмоциями, чувствами, раскрыться залу. Для меня это тяжело. Поэтому все-таки тогда было волнительнее. Сейчас я чувствую себя увереннее, когда плыву на чемпионате мира. Потому что есть опыт, проделана работа над собой. Психологически полегче.

— Экзамены в музыкальной школе проходят в довольно камерной обстановке, где сидят только преподаватели. На большую аудиторию когда-нибудь выступали?

— Я играла только на экзаменах, где были преподаватели, другие ученики, родители. Но тогда я ощущала, что играю перед огромным залом, хотя присутствовало не так много людей. Сейчас могу друзьям сыграть, маме.

На экзамене была забавная история. Функционально я хорошо играю, но не могу чувствами передать. Была с этим проблема. На одном экзамене отключила голову и просто забыла момент. Правильнее было продолжить играть, убрать этот момент, чтобы зритель продолжал слушать историю. А я начинала заново и снова ошибалась. И заново, заново, заново… Это был такой стресс! Мне уже преподаватель сказала: «Даша, начни со второго предложения». У меня тогда прямо заело.

— Сейчас на классические концерты ходите?

— Я очень люблю концерты. Мне это очень помогает. Даже такая фишка появилась перед соревнованиями: стараюсь ходить на концерты, чтобы разгрузиться. Тренировочный процесс — это все-таки муторно, сложно. Поэтому должна быть какая-то разгрузка. Плюс концерты дают эмоциональный заряд. Не всегда получается ходить из-за сборов. Сейчас во время отпуска хотелось бы посетить.

— Что в наушниках чаще играет перед стартами?

— Когда еду в автобусе, стараюсь слушать свои любимые треки. Они должны быть веселыми. Во время разминки даже пританцовываю. Кто был рядом со мной, это заметили. Когда иду на заплыв, тоже не стесняюсь петь. Там уже включаю что-то более ритмичное.

— То есть музыка может интроверта из вас выдавить?

— На самом деле так. Действительно, когда слушаю музыку, становлюсь увереннее, энергичнее. Это помогает.

— Сможете назвать топ-3 артистов или композиций, которые помогают настроиться?

— Я в принципе слушаю разную музыку. Из любимых артистов — Билли Айлиш. Слушаю ее с 2019 года. Назову еще Drake и Tame Impala.

— А классическое что-то?

— У меня мама очень любит слушать Рахманинова. Поэтому часто его дома слушаем.

«Стараюсь поднимать вопрос об условиях для плавания в Воронеже»

— Вы продолжаете жить и тренироваться в Воронеже. Не было мыслей переехать вместе с тренером в Москву? Опять же на международные старты проще добираться.

— С недавнего времени мы с тренером постоянно находимся на сборах, так как в Воронеже нет нужных условий, чтобы тренироваться. Нет и места в бассейне, и времени. Поэтому дома редко бываю.

— После чемпионата мира на короткой воде вы рассказывали, что не хватает места и надеетесь, что что-то изменится. Что-то сдвинулось с места?

— Я стараюсь каждый раз поднимать этот вопрос. Говорю не только про себя, что негде плавать и тренироваться. Вижу, сколько ребят, которые подрастают и хотят плавать. Вижу, что у них есть шансы и возможности. Поэтому мне хочется помочь воронежскому плаванию.

— Насколько сложно или просто в Воронеже вырасти таким большим пловцам, как вы?

— Надеюсь, мой опыт замотивирует ребят — у всех есть шанс и возможности. Про себя могу сказать, что у меня сложился хороший дуэт с тренером. Это очень помогло мне выйти на такой уровень.

— Сразу нашли своего тренера?

— Да, это мой первый тренер. Изначально мой старший брат пошел плавать к Олегу Николаевичу Цветковскому. Он меня не хотел брать, так как была слишком маленькая для его группы. Но так как брат там плавает, взял.

— Как изменилась ваша жизнь в Воронеже после чемпионата мира на короткой воде, где было два золота?

— Были встречи с губернатором, министром спорта. Поднимали очень важные темы касательно спорта и плавания. Очень много людей меня поздравляло из Воронежа, как и сейчас. Это очень приятно. Поэтому хочется побыстрее приехать домой и поделиться всеми своими ощущениями и эмоциями.

— После Будапешта-2024 чувствовали себя звездой?

— Нет. Всё было спокойно.

— Есть ли сейчас в России «плавательный бум»? Даже чемпионаты страны привлекают много зрителей, о чем говорил Климент Колесников. Как будто после нашего возвращения стало больше внимания, чем было до отстранения.

— Да, чувствуется, что плавание сейчас у всех на слуху. Все работают над этим. Это очень приятно. Тоже хочется помочь плаванию. Даже мои друзья, которые не разбираются в плавании и раньше не следили, сейчас тоже начали интересоваться.

— Какой план сейчас, когда пройдут встречи, интервью? Где планируете отдыхать?

— Хочется сначала поехать домой, встретиться с близкими, поделиться эмоциями, отпустить весь этот чемпионат мира, отстраниться от плавания на какое-то время. Думаю, буду дома. Для меня это самое лучшее восстановление. А в сентябре уже начну готовиться к новому сезону.

— Придал ли чемпионат мира мотивации?

— Да, придал. Сейчас, наверное, этого не ощущаю, потому что были эти восемь дней ежедневной работы… Пока чувствую приятную усталость. Думаю, мотивация появится во время тренировок.

Читайте также
Прямой эфир