Школьные коды: технологические компании РФ делают ставку на олимпиады по ИИ
В этом году российская команда завоевала шесть золотых, одну серебряную и одну бронзовую медали на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников, которая прошла в Китае со 2 по 8 августа. Этот результат — лучший по количеству золотых наград среди всех стран-участниц. Россия делает серьезный шаг к развитию олимпиад по искусственному интеллекту, заявляют эксперты. По их мнению, это ключевой инструмент для раннего отбора и подготовки специалистов, которые будут определять будущее технологий. О том, почему технологическим гигантам важны школьные соревнования, — в материале «Известий».
Олимпиада по ИИ в Китае
— Мне было страшно и волнительно, но после длительной подготовки и курса по отбору в нашу сборную стало гораздо легче. Олимпиада — это только начало моего пути. Думаю развивать искусственный интеллект среди школьников, — рассказал «Известиям» выпускник Международной лингвистической школы Владивостока Матвей Беляев.
Он начал программировать в восьмом классе, когда поступил в Яндекс Лицей во Владивостоке. Затем участвовал в региональных олимпиадных программах и учебных лагерях. Теперь стал обладателем золотой медали в индивидуальном зачете на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников.
Финал Международной олимпиады по ИИ проходил в течение двух дней и состоял из командного и индивидуального туров. В командном туре команда из России вошла в топ-10 команд и выиграла серебряные медали. Школьники программировали роботов, решали нестандартные задания в командах и индивидуально, применяя знания из разных областей — от компьютерного зрения и машинного обучения до обработки естественного языка.
— В нашей стране сильная физико-математическая школа и передовые разработки в сфере ИИ. Российские школьники, в честной конкурентной борьбе получившие шесть золотых, одну серебряную и одну бронзовую медали, являются достойными продолжателями этих традиций, — заявил заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышеко.
Искусственный интеллект — одно из самых перспективных направлений современной науки и достижения наших учеников укрепляют технологическое лидерство России, подчеркнул после подведения итогов соревнований министр просвещения Сергей Кравцов.
Медали на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту получили призеры и победители Всероссийской олимпиады по ИИ, международного конкурса по ИИ AI Challenge и других престижных российских и международных олимпиад и соревнований в сфере ИИ.
Команду готовили представители Центрального университета и Альянса в сфере искусственного интеллекта (ИИ) совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ).
— В этом году мы готовили не только ребят из России, но и сборные Кыргызстана, Казахстана, Монголии, которые тоже показали прекрасные результаты. Мы усилили подготовку благодаря уже имеющемуся успешному опыту и экспертизе наших партнеров из Альянса в сфере ИИ и МФТИ, за что мы очень благодарны и ценим вклад каждого, — рассказал президент группы «Т-Технологии» Станислав Близнюк.
Олимпиады и будущее технологий
Сборная России участвовала в олимпиаде во второй раз. Как рассказал ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич, в прошлом году, на первой Международной олимпиаде по ИИ в Болгарии, ребята победили с большим отрывом от сильнейших соперников из 39 стран.
— В этом году и сама олимпиада стала более зрелой — количество стран-участников выросло с 39 до 61, — и мы подошли к подготовке еще более осознанно: команда ведущих экспертов Центрального университета разработала индивидуальную программу подготовки, а также усилила свою экспертизу ресурсами наших партнеров — Альянса в сфере искусственного интеллекта и МФТИ, — подчеркнул он.
Олимпиады по искусственному интеллекту и информатике — это не просто способ поступления в вуз или соревнование за диплом. Это входной билет в сообщество сильнейших школьников и будущих инженеров, исследователей и предпринимателей, способных определять технологическую повестку страны и мира, заявил «Известиям» директор высшей школы программной инженерии МФТИ Алексей Малеев.
— Мы работаем с олимпиадным движением много лет и видим, что для подростков участие в таких конкурсах — это не только про знания, но и про формирование мышления: умение решать нестандартные задачи, работать в команде, брать на себя ответственность за результат. Это настоящая инженерная школа — с практикой, обратной связью и высокими стандартами, — сказал ученый.
По его словам, в рамках федеральных проектов научные организации нацелены на развитие и укрепление направления искусственного интеллекта среди школьников. Одним из таких шагов Алексей Малеев назвал реализацию программы «Код Будущего», в том числе на базе МФТИ. Сейчас открыт набор на обучение за счет государства для школьников 8–11 классов по направлению «Искусственный интеллект».
В этом году во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике появился новый профиль — «Искусственный интеллект». А в перечне Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) уже есть олимпиады, в том числе специализированные по ИИ. Это создает понятную вертикаль: от первого интереса — к серьезной подготовке и участию в международной технологической повестке, отметил Алексей Малеев.
— Уже сегодня в разработке заданий участвуют технологические компании, предлагая кейсы, основанные на реальных вызовах индустрии. Олимпиады становятся площадкой, где школьники не только решают учебные задачи, но и пробуют себя в роли инженеров и аналитиков, чьи идеи могут найти практическое применение. По сути, это инструмент раннего отбора и роста тех, кто будет определять будущее технологий, — сказал он.
Олимпиадное движение имеет принципиально значение для национальной системы подготовки кадров, так как оно определяет приоритеты в подготовке, дает сильнейший стимул студентам и школьникам для углубленного изучения математики, физики, программирования, сказал профессор кафедры инженерной кибернетики НИТУ МИСИС Сергей Мишуров.
— Олимпиадники способны осваивать университетские программы на самом высоком уровне, им не требуется объяснять метод решения, они нацелены находить его самостоятельно. У нас в МИСИС на прикладной математике большая часть студентов (бюджетников) победители и призеры олимпиад. Это позволяет строить программу подготовки так, что многие из них на старших курсах получают приглашения на работу в ведущие компании и в рамках выпускных работ уже решают сложные задачи работодателей, — подчеркнул он.
В 2025 году Международная олимпиада по искусственному интеллекту прошла при поддержке ЮНЕСКО (UNESCO) . В финале сборная России встретилась с 300 талантливыми школьниками из 61 страны, включая Австралию, Бразилию, Венгрию, КНР, Мексику, ОАЭ, Польшу, Сербию, Сингапур, США, Швецию, Японию.
В 2025–2026 годах в перечень международных олимпиад школьников Министерства просвещения РФ входят 19 соревнований. Самые известные среди них — Международная математическая олимпиада (IMO), Международная физическая олимпиада (IPhO), Международная олимпиада по информатике (IOI) и Международная олимпиаду по географии (IGeO). Также существуют международные олимпиады по философии (IPO), экологии (INEPO), лингвистике (IOL/ILO), естественно-научным дисциплинам (IJSO), астрономии и астрофизике (IOAA), наукам о Земле (IESO).