Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Белоусов отметил продвижение мотострелков ВС РФ на ореховском направлении
Экономика
Внешний долг России по отношению к ВВП опустился по итогам III квартала до 14%
Мир
В ФРГ оценили важность сотрудничества с Россией по «Северному потоку – 2»
Армия
Силы ПВО сбили 36 украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Почти половина республиканцев оказалась недовольна итогами переговоров по шатдауну
Армия
Над регионами РФ за неделю сбили 848 украинских БПЛА
Мир
В Польше призвали Европу к ответственности на фоне скандала на Украине
Происшествия
В ДНР около 500 тыс. абонентов оказались обесточены после ударов ВСУ
Мир
Conversation указал на сложности в изъятии российских активов Евросоюзом
Мир
FT указала на опасения Европы из-за попытки Британии открыть канал связи с РФ
Общество
За год сильнее всего выросла средняя площадь квартир в массовых новостройках
Культура
Гоша Куценко стал отцом большого семейства ради съемок в комедии «Тюльпаны»
Мир
ФСБ задержала жителя Тульской области за перевод криптовалюты ВСУ
Спорт
Гол Капризова в овертайме принес «Миннесоте» победу над «Вегасом»
Общество
В Госдуме предложили установить мораторий на повышение цен на бензин
Мир
Орбан назвал примитивными утверждения о «троянском коне» Путина
Мир
CNN предупредил о рисках для США в случае смещения Мадуро
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия может наладить партнерство с администрацией Суэцкого канала. С таким предложением выступил ее глава Усама Рабиа. Сегодня сотрудничество осуществляется лишь по линии проекта российской промышленной зоны на территории объекта. Совместная работа может принести РФ целый ряд политических, экономических и логистических выгод, полагают эксперты. Будет сотрудничество полезно и для Египта, стремящегося диверсифицировать источники доходов канала и укрепить его позиций как важнейшего транспортного узла. Что необходимо для заключения договора о партнерстве — в материале «Известий».

Курс на сотрудничество

Администрация Суэцкого канала намерена заключить договор о партнерстве с Россией. Надежду на это выразил ее глава Усама Рабиа. Он подчеркнул, что власти водной артерии одинаково относятся ко всем государствам, не позволяя политизировать канал.

«В настоящее время (у России. — «Известия») партнерства с Суэцким каналом нет, есть партнерство с экономической зоной Суэцкого канала на востоке Порт-Саида. Мы надеемся на это (договор о партнерстве с РФ. — «Известия»)», — сказал Рабиа в ответ на вопрос о сотрудничестве с Россией в беседе с «РИА Новости».

Администрация Суэцкого канала является юридическим лицом с административной и финансовой автономией. При этом она до сих пор действует по правилам Константинопольской конвенции от 29 октября 1888 года, в соответствии с которыми «Суэцкий канал будет всегда свободен и открыт, во время войны и в мирное время, для любого судна, для торговли без различия флага».

Суэцкий канал
Фото: Getty Images/Sayed Hassan

В настоящий момент в Суэцком канале создается российская промышленная зона (РПЗ). Межправительственное соглашение о ее создании РФ и Египет подписали в мае 2018 года. РПЗ, как ожидается, должна быть поделена на два участка. Первый появится в районе Айн-Сохны, около входа в Суэцкий канал из Красного моря. Второй находится в восточной части Порт-Саида недалеко от средиземноморского побережья. Площадь этого участка составляет 525 га.

Россия и Египет продолжают укреплять сотрудничество в Суэцком канале. В марте 2023 года было подписано дополнительное соглашение, позволяющее компаниями-резидентам из РФ, работающим в российской промзоне, продавать продукцию не только в третьих странах, но и на египетском рынке.

Суэцкий канал
Фото: TASS/ABACA/Xinhua

В октябре того же года Минпромторг сообщил, что реализация проекта идет по плану: до 2026 года на поддержку РПЗ, в общей сложности, будет направлено 9,5 млрд рублей.

Россия в целом уделяет большое внимание сотрудничеству с Египтом. Это государство, как отмечал ранее министр промышленности и торговли Антон Алиханов, является крупнейшим внешнеторговым партнером РФ на Африканском континенте. За пять лет товарооборот между странами увеличился в 1,5 раза, подчеркивал глава ведомства. В 2024 году, в частности, взаимная торговля выросла почти на 32%, преодолев отметку в $9 млрд.

Редакция «Известий» направила запрос в Минпромторг РФ, государственную корпорацию развития России «ВЭБ.РФ» и администрацию Суэцкого канала. На момент выхода публикации ответы не поступили.

Перспективный маршрут

Суэцкий канал является одним из важнейших транспортных узлов в мире, полагает руководитель отдела логистики «Сервисной логистической компании» Алексей Захудалин. Ежегодно через него проходит около 1 млрд т грузов.

Выгода от сотрудничества с администрацией Суэцкого канала огромна для любой компании в мире, поскольку это одна из самых прибыльных и устойчивых монополий, считает востоковед-арабист, доцент кафедры зарубежного регионоведения Московского государственного лингвистического университета Саид Гафуров.

Суэцкий канал
Фото: TASS/EPA/MOHAMED HOSSAM

— США заплатили многие миллиарды долларов в 70-х годах прошлого века, чтобы получить контроль над проведением работ в Суэцком канале, перехватив его у советских организаций. Это произошло после Кемп-Дэвидских соглашений между Египтом и Израилем, когда Штаты выступили посредником, профинансировали проект и получили право обслуживать канал. Прежде всего — открыть его после военных действий, проведя ремонтные работы, разминирование и так далее, — объясняет собеседник «Известий».

США таким образом удалось оттеснить СССР от всех работ на водном объекте. И сейчас Россия очень мало присутствует на нем. Даже фрагментарное участие было бы крайне выгодно для РФ, поскольку администрация Суэцкого канала богата и платежеспособна, уточняет Гафуров.

Суэцкий канал
Фото: Global Look Press/Pan Chaoyue

С точки зрения логистики в Суэцком канале продолжает действовать Константинопольская конвенция, гарантирующая свободное судоходство для всех судов, независимо от их национальной принадлежности, подчеркивает Алексей Захудалин. Это важно для России, потому что весь экспорт из портов Черноморского бассейна и Балтики, идущий в Индию, Китай и другие страны Азии, сегодня осуществляется именно через Суэцкий канал, дополняет основатель логистической компании «ТЭК Оператор» Михаил Звягинцев.

— Канал дает существенное преимущество для российских перевозчиков, так как западные логистические компании и транспортные линии не могут ходить по нему из-за конфликта на Ближнем Востоке. Это создает конкурентное преимущество для РФ, мы можем получить дополнительные выгоды от администрации Суэцкого канала, — убежден он.

Это актуально, поскольку сегодня российские суда проходят через Суэцкий канал на общих основаниях, уплачивая стандартные сборы, отмечает профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. Прямого партнерства с администрацией Россия на данный момент не имеет, но активно участвует в развитии прилегающей к нему экономической зоны, разъясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Суэцкий канал
Фото: Getty Images/Sayed Hassan

На текущий момент началась практическая стадия реализации проекта, предусмотренного соглашением о создании и обеспечении условий деятельности российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала, напоминает эксперт управления международного сотрудничества Государственного университета управления Александр Рудой. Работы ведутся по итогам ратификации египетской стороной протокола о внесении изменений в это соглашение и подписания договора об установлении узуфрукта (документа о праве пользования), закрепляющего условия по передаче и эксплуатации участка.

Обоюдная выгода

Заявление главы администрации Суэцкого канала Усамы Рабиа о готовности к партнерству с Россией отражает прагматичный подход Египта к международным экономическим отношениям, указывает Надежда Капустина. Подобная позиция, по ее мнению, вполне объяснима с точки зрения геоэкономических интересов. Египет заинтересован в диверсификации источников доходов канала и укреплении его позиций как важнейшего транспортного узла.

Российские грузопотоки могут компенсировать возможные колебания объемов транзита от других стран, обеспечивая стабильность поступлений в бюджет, а также беспрепятственное снабжение Египта импортируемыми из России продуктами, которые являются жизненно важными для страны, в частности, зерном, — перечисляет эксперт.

Суэцкий канал
Фото: Global Look Press/Ahmed Gomaa

Суэцкий канал — один из ключевых мировых транспортных маршрутов, через который проходит до 12% мировой торговли, напоминает Владимир Чернов. Партнерство с его администрацией может означать упрощение процедур для российских судов, совместные инфраструктурные проекты. Россия сможет участвовать в развитии логистических хабов, расположенных в инфраструктуре канала, что укрепит ее глобальные позиции страны в морских перевозках в Азию, Африку и Латинскую Америку, дополняет Александр Рудой.

— Это особенно важно в условиях перестройки логистических цепочек и разворота внешнеэкономической стратегии России в сторону дружественных стран, — обращает внимание Чернов.

Суэцкий канал
Фото: TASS/AP/Hassan Ammar

Инвестиции в инфраструктуру канала, в свою очередь, позволят снизить таможенные и логистические издержки и локализовать производство (в том числе создаваемое в обход санкций), не исключает Рудой. Также сотрудничество может стимулировать строительство транспортных терминалов и хранилищ для нефти и СПГ.

Кроме того, практическая выгода от сотрудничества может включать в себя индивидуализированные тарифные условия, приоритет в обслуживании транзитных грузов и упрощенный доступ к портовой инфраструктуре, уточняет Алексей Захудалин.

Конструктивный подход

Активизация переговоров по вопросу сотрудничества может начаться на фоне расширения товаропотоков и интереса со стороны российского бизнеса к транзитным маршрутам через Суэцкий канал, полагает Владимир Чернов.

Механизм заключения договора между Россией и администрацией Суэцкого канала может быть аналогичен соглашению о российской промышленной зоне, допускает Александр Рудой.

Суэцкий канал
Фото: TASS/AP/Amr Nabil

Он предусматривает предварительное подписание межправительственного соглашения, например, в формате меморандума о взаимопонимании, касающегося данного проекта. Затем потребуется согласование условий договора, включая условия доступа к инфраструктуре Суэцкого канала, права на аренду участка, строительства объектов, использования портов, терминалов, и отражение всех этих моментов в юридической документации, — разъясняет эксперт.

Это также потребует согласования тарифной политики, возможных льготных условий для российских грузов и механизмов долгосрочного сотрудничества, перечисляет Надежда Капустина. Важным аспектом станет координация позиций с международными финансовыми институтами и соблюдение требований глобальной банковской системы.

Суэцкий канал
Фото: Getty Images/Sayed Hassan

Для полноценного договора о партнерстве с администрацией канала потребуется политико-экономическая проработка условий взаимодействия, согласен Чернов. Это включает в себя прояснение формата сотрудничества от использования инфраструктуры и обслуживания судов до совместных логистических хабов.

Также важны гарантии нейтрального статуса канала и его неполитизированного использования, о чем прямо заявил Усама Рабиа. Кроме того, потребуется согласование интересов с египетскими властями на фоне уже действующего соглашения о РПЗ, — уточняет аналитик.

Ключевым фактором успеха переговоров будет способность сторон найти баланс между коммерческими интересами и геополитическими ограничениями, уверена Капустина.

Перспективы такого сотрудничества во многом зависят от общей динамики российско-египетских отношений и готовности обеих сторон к долгосрочным обязательствам в сфере транспортной логистики, — резюмирует экономист.

Читайте также
Прямой эфир