Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Сотрудничавший со спецслужбами Швеции россиянин осужден на 13 лет за госизмену
Общество
В ОП предложили продлить работу детских садов до восьми часов вечера
Мир
Общее число пострадавших в результате крушения поездов в Испании возросло до 152
Мир
Токаев принял приглашение Трампа в «Совет мира» по Газе
Мир
Global Times указала на продемонстрированную ЕС бесхребетность перед США
Мир
В Индии возник скандал из-за стаи крыс в больничной палате
Мир
Число погибших в результате крушения поездов в Испании возросло до 39
Мир
Министр транспорта Испании назвал «крайне странным» сход с рельсов двух поездов
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о гибели ожидающих эвакуации украинских бойцов
Спорт
«Эдмонтон» разгромил «Сент-Луис» в матче НХЛ со счетом 5:0
Общество
В Иркутской области задержан подозреваемый в подготовке теракта
Мир
Число погибших при крушении поездов в Испании выросло до 24
Общество
МВД предупредило о письмах мошенников по электронной почте под видом «Госуслуг»
Общество
Исследование выявило резкий рост сокращений персонала
Экономика
Биржевая цена на серебро обновила исторический рекорд
Спорт
Даниил Медведев обыграл Йеспера де Йонга на Открытом чемпионате Австралии
Мир
Жители Киева начали греться у костров из выброшенных елок из-за блэкаута

Привет от Трампа

Эксперт «Валдая» Андрей Кортунов — о том, с чем едет в Москву Стив Уиткофф и какими могут быть американские санкции
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После смены власти в Вашингтоне в начале года спецпосланник Дональда Трампа Стив Уиткофф приезжал в Россию уже четыре раза — в феврале, в марте и дважды в апреле. И за каждой его поездкой следовал очередной всплеск прекраснодушных упований на то, что отношения между Москвой и Вашингтоном все-таки не должны вечно сводиться к привычной игре с нулевой суммой и что в них что-то может сдвинуться с мертвой точки. К сожалению, раз за разом упования оборачивались разочарованиями, а позитивный политико-психологический эффект от многообещающих миссий Уиткоффа неизменно оказывался более чем эфемерным, быстро развеиваясь в морозном воздухе текущих геополитических реалий.

Сегодня общий фон очередного визита Уиткоффа еще намного холоднее, чем он был в феврале или в апреле. Российское руководство уже решительно отвергло идею немедленного и полного прекращения огня по линии боевого соприкосновения с Украиной, если такое перемирие не будет дополнено ощутимым прогрессом на пути к политическому урегулированию конфликта. А президент Трамп успел не только выразить накопившееся у него за несколько месяцев «глубокое разочарование» в своем российском коллеге, но и объявить о предстоящем введении новых антироссийских санкций, включая и жесткие вторичные меры в отношении основных торговых партнеров Москвы. Причем последний срок поспешно «укороченного» ультиматума Трампа истекает не далее как 8 августа — сразу же после планирующейся поездки Уиткоффа в Россию (6–7 августа).

Конечно, спецпредставитель президента США может просто привезти в Россию «черную метку», то есть еще раз изложить те многочисленные негативные последствия, которые неизбежно обрушатся на Москву в случае ее окончательного отказа принять американские — с точки зрения Трампа, более чем щедрые — предложения, касающиеся условий возможного перемирия и перспектив будущего соглашения. Все эти последствия, как известно, уже были многократно представлены американской стороной, в том числе и самим президентом США. Однако, вполне возможно, в Белом доме полагают, что в устах Уиткоффа, которого в Вашингтоне считают едва ли не самым пророссийски настроенным из всех высокопоставленных чиновников республиканской администрации, стандартные аргументы будут звучать более убедительно.

При этом не надо быть умудренным военным экспертом, чтобы понимать: полностью и надежно остановить конфликт такого масштаба и такой интенсивности в течение одного-двух дней невозможно просто технически, даже при наличии соответствующей политической воли прямых и опосредованных участников конфликта. Хотя бы потому, что пока не согласован и практически еще серьезно не обсуждался приемлемый для обеих сторон механизм мониторинга выполнения условий перемирия. А предыдущий опыт мониторинга, накопленный наблюдателями ОБСЕ в 2015–2022 годах в рамках реализации соглашений «Минск-2», оценивается и в Москве, и в Киеве как явно неудовлетворительный.

Впрочем, возможен и другой вариант — Уиткофф везет в Москву не «черную метку», а оливковую ветвь. После шести месяцев усилий в Белом доме не могли не прийти к выводу, что решить украинскую проблему с наскока не получается, равно как не получится и заставить Кремль изменить свои позиции под давлением дополнительных санкций. С другой стороны, в усилия по достижению прогресса на украинском направлении республиканская администрация и лично 47-й президент США уже вложили значительный политический капитал, который очень не хотелось бы списывать по графе чистых убытков. Поэтому громко хлопнуть дверью напоследок, отказавшись от продолжения диалога с Москвой, — едва ли оптимальный вариант для внешней политики Белого дома.

Конечно, какие-то новые, пусть даже символические рестрикции против России в итоге всё равно будут введены — Дональд Трамп не сможет отказаться от сделанных ранее публичных заявлений независимо от вероятных итогов поездки Уиткоффа в Россию.

Но санкции совсем не обязательно означают автоматический отказ США от дальнейших посреднических усилий, что Уиткофф наверняка и постарается объяснить своим российским собеседникам. В будущих ограничительных мерах, как и в большинстве прошлых, возможны исключения; эти меры, утвержденные исполнительной, а не законодательной властью США, могут быть смягчены или вообще отменены самим же Белым домом.

Такое развитие событий представляется вполне возможным, особенно если какое-то движение в направлении деэскалации после визита Уиткоффа в Россию все-таки наметится. Как показывает практика, ничего принципиально неприемлемого в идее выборочной деэскалации для российской стороны нет. Напомним, что в марте–апреле Москва соблюдала условия 30-дневного моратория на удары по объектам энергетической инфраструктуры, что было позитивно воспринято в том числе и в Вашингтоне.

Нельзя полностью исключить возможность договоренностей по каким-то другим направлениям деэскалации — например, по часто обсуждаемому экспертами «воздушному перемирию» или по продлению сроков предложенных Россией в Стамбуле «гуманитарных пауз».

Косвенным аргументом в пользу более оптимистического сценария можно считать поступившую информацию о том, что в рамках пребывания Стива Уиткоффа в России допускается возможность его встречи с Владимиром Путиным. Для того чтобы просто подтвердить получение американской «черной метки» из рук посланца Дональда Трампа, едва ли нужен прием на уровне президента страны.

Автор — эксперт «Валдая»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир