Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В России начнут перерабатывать промышленную пыль
Мир
Семь человек пострадали в результате землетрясения в Японии
Мир
Кот Ларри отказался заходить в резиденцию британских премьеров после Зеленского
Происшествия
Автомобиль загорелся на улице Сущевский Вал в Москве
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Мир
Захарова назвала конфликт США и Венесуэлы угрозой для Западного полушария
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Общество
Хуснуллин указал на приоритет развития городов Севморпути
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Спорт
У волейболиста новосибирского «Локомотива» Сэма Деру диагностировали рак
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Путин заявил о готовности России делать всё для усиления ОДКБ
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Мир
МИД РФ указал на переосмысление внешней политики в стратегии нацбезопасности США
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Общество
Свердловская и Калужская области вошли в пятерку регионов по числу бизнесвумен
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Восьмичасовой стрелковый бой, штурм позиций и их удержание в течение суток — таковы будни войны для подразделений Воздушно-десантных войск. Командир штурмовой роты с позывным Шах также руководил боями, в результате которых было освобождено 16 км островных территорий в дельте Днепра. О боевом пути офицера-десантника, выполняющего боевые задачи в составе группировки войск «Днепр», — в материале «Известий».

Херсонское направление

Командир штурмовой роты с позывным Шах родился в Омске. Получил образование в техническом университете, где была военная кафедра. По окончании вуза ему было присвоено воинское звание лейтенант. Позже проходил службу в спецназе одной из силовых структур. В ноябре 2023 года, когда решил подписать контракт с Министерством обороны, сказали, что вакансии на офицерские должности есть только в Воздушно-десантных войсках.

Военнослужащий ВДВ ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

— И это абсолютно совпало с тем, о чем я сам мечтал. Так я стал командиром взвода БПЛА в штурмовой роте ВДВ. Приехав в Ульяновск, прошел курс обучения. Физическая подготовка у меня всегда была на достаточном уровне. В свое время профессионально занимался спортом. Поэтому перед тем, как убыть на спецоперацию, осваивал, как эффективно руководить личным составом, — рассказал офицер.

Через пару месяцев он оказался на херсонском направлении СВО.

— В дороге к месту дислокации подразделения присутствовал легкий страх. Немного пугала неизвестность. Кстати, в момент нашего заезда в расположение части зенитчики начали отрабатывать по вражеским «птицам» трассерами. С одной стороны, всё это выглядело красиво, с другой — вызывало напряженное состояние, — вспоминает свои первые часы на фронте Шах.

Когда он познакомился со своим личным составом, у него и его взвода начались занятия по тактике, связи, топографии, стрелковой подготовке. На полигоне отрабатывались действия в составе двоек-троек и целого взвода. Такие мероприятия длились около полумесяца. В январе 2024 года взвод под его командованием провел свою первую серьезную вылазку.

— Перед тем как начать выполнять эту задачу, была проведена основательная подготовительная работа. Мы должны были скрытно войти в населенный пункт Крынки Херсонской области, который на тот момент контролировал противник. Надо было закрепиться в нескольких домах на окраине. Естественно, в них находился противник. Мы должны были зачистить их и держать оборону, — рассказывает командир.

Военнослужащие ВДВ ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

Задачу десантники выполняли тремя группами по шесть человек в каждой.

— Я руководил всеми группами. Разведка передала нам данные о примерном количестве живой силы противника на этом участке. Перед тем как зайти в поселок, хорошо поработали наша артиллерия и ударные дроны. Дело в том, что нам предстояло преодолеть открытый участок местности. В Крынках всего 19 улиц. Нам надо было занять позиции на третьей улице, — уточняет гвардеец, добавляя, что поочередно он начал заводить свои штурмовые группы.

— Начался стрелковый бой, который продлился порядка восьми часов. Осложнялась обстановка тем, что противник активно применял дроны. Однако с минимальными потерями мы первую часть своей задачи выполнили. У меня ранило только одного бойца. В общем, закрепились на позициях и доложили об этом командованию. А дальше нам надо было удерживать занятый рубеж, — говорит собеседник.

По его словам, штурмовые группы целые сутки сдерживали атаки противника.

— По нам работали артиллерией, коптерами, скидывали на нас зажигательные смеси. Но мы не отступили и задачу свою полностью выполнили, — подчеркивает Шах.

Военнослужащий ВДВ ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

Он обращает внимание на то, что за добросовестное выполнение боевой задачи личный состав взвода, как и его командир, были награждены орденами Мужества и медалями «За отвагу». И это был его первый серьезный бой из большой череды грядущих.

В дальнейшем командование, конечно, заметило, что взводный — парень толковый, постепенно набравший хороший боевой опыт. Поэтому через некоторое время офицер был назначен на должность командира штурмовой роты.

Штурм днепровских островов

Командир вспоминает еще одну серьезную задачу, к успешному выполнению которой приложил усилия.

— Нам надо было взять острова в дельте реки Днепр. Протяженность их составляет примерно 16 км. Меня назначили в группу управления, и я координировал работу наших подразделений из командного пункта. Это была задача полка, — поясняет десантник.

Военнослужащие ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

По его словам, к нему поступали данные воздушной разведки. Ему были приданы две штурмовые роты, одна разведрота, инженерно-саперная рота, батарея ПТУР, рота снайперов. Общее руководство операцией проводил заместитель командира полка с позывным Дед.

— Сверяя получаемую информацию с имеющимися данными на наших картах, глядя в мониторы, я в зоне своей ответственности руководил ходом боя. Эта операция продолжалась почти два месяца. Всё это время я находился на командном пункте. Задачу мы выполнили, забрав у врага территорию более 16 км островной зоны. Зачистили всё от живой силы противника. Много личного состава ВСУ взяли в плен, — отмечает ротный.

Рассказывая о своей боевой работе, он обращает внимание на то, что если оценивать действия противника в настоящее время, то не заметить их усиления в плане применения беспилотных систем невозможно.

— Для нас это действительно большая проблема и серьезная угроза. Они сильно насытили небо FPV-дронами, пресловутой «Бабой-Ягой». Нам приходится постоянно искать новые пути решения по противодействию их коптерам. Однако что касается стрелкового боя, ближнего боя, то тут они нам совсем не ровня. Подготовка у них в этом аспекте слабая. Сюда добавьте еще их низкий моральный дух. Это мы отмечаем в радиоперехватах. Порой слышим, как они проговаривают: «Там эти спецы работают. Лучше оттуда уйти», — улыбаясь, отмечает Шах.

Военнослужащий ВДВ ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

В ВДВ он служит уже почти два года.

— Скажу без лишнего пафоса, для меня этой лучший род войск, который может быть. Не в обиду остальным. Здесь особенные люди, с высочайшей уровнем подготовки, мужества и отваги. Рад, что не ошибся в своем выборе места службы. Несомненно, чувствую себя частью большого десантного братства. Я сейчас в отпуске всего несколько дней нахожусь. Но мне уже хочется вернуться туда, к своим ребятам. Хотя родители, конечно, этого не оценят, как следует, — смеясь, говорит гвардеец.

Кстати, рассказывая о своей семье, он отмечает, что его решение пойти на СВО было поддержано абсолютно всеми его родными.

— Отец мой настоящий патриот своей страны. Депутат местного парламента. Поэтому, когда я спросил его о том, что он думает о моем решении, он почти сразу ответил, что решение мужественное и если я так хочу, то надо ехать. С ним согласилась и мама. Ну а мой младший брат сам сейчас выполняет задачи на спецоперации. Он служит в ВКС. В свое время спрашивал у меня совета, какое решение принять ему. В результате подписал контракт и отважно воюет, — завершает наш разговор командир роты.

Читайте также
Прямой эфир