Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили семь украинских БПЛА над регионами России
Мир
Посольство указало на рост масштаба военных приготовлений Латвии у границы с РФ
Общество
Эксперт оценил увеличение турпотока на горнолыжные курорты РФ по итогам 2025 года
Общество
Более 800 тыс. россиян участвовали в незаконных финансовых операциях в 2025 году
Мир
Таиланд и Камбоджа подписали соглашение о прекращении огня
Общество
В Госдуме напомнили об отмене автопродления водительских прав с января
Спорт
Сборная Канады обыграла Чехию в матче группового этапа МЧМ по хоккею
Общество
В Госдуме напомнили об увеличении материнского капитала в 2026 году
Мир
Мадуро заявил о провале плана США установить контроль над ресурсами Венесуэлы
Мир
В СФ указали на наличие в США противников диалога с Россией
Мир
Более 50 стран осудили решение Израиля признать независимость Сомалиленда
Общество
Стало известно о снижении средней цены мандаринов в РФ до 185 рублей за кг
Мир
В посольстве РФ отметили трудности с оспариванием аннулирования ВНЖ у россиян
Общество
Стилист назвала серебро и лабораторные бриллианты лучшим выбором для праздников
Общество
Стало известно об отказе половины россиян от просмотра новогодних шоу
Армия
В зоне СВО уничтожили главаря запрещенного РДК
Мир
В посольстве указали на последствия демонтажа железной дороги в РФ для Латвии
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одному из главных композиторов отечественного кино Алексею Рыбникову 17 июля исполняется 80 лет. За последние годы он дебютировал в кинорежиссуре, написал музыку для новой версии «Буратино», ставит супермасштабный проект «Тетралогия» и распланировал свой график на годы вперед. «Известия» пообщались с Алексеем Рыбниковым прямо во время очередной репетиции и не могли не поразиться грандиозности его замыслов и создаваемых на глазах постановок. А заодно получили рекомендации, как правильно слушать Реквием Верди и Шестую симфонию Чайковского.

«Карабас-Барабас в исполнении Этуша был обаятельным»

— Мы с вами беседуем в Центре исполнительских искусств, то есть практически застали вас на рабочем месте. Все в отпуске, но вы на работе. Над чем работаете? И сколько вообще проектов сейчас одновременно, в которых вы участвуете?

— Центру от роду всего несколько месяцев. Это еще юная организация. Хотя до этого она и работала, но у нее было другое название, другая структура. Теперь Центр исполнительских искусств — не только театр, это еще и концертная сцена, и площадка для представления новых, экспериментальных проектов. И кино можно показывать. Под этой крышей есть оркестр «Искусство музыки», есть хор «Ариэль», есть моя творческая мастерская, мой театр, есть команда Александра Градского — это 18 солистов, которые дают концерты.

Скрипка
Фото: РИА Новости/Пелагия Тихонова

Мы сейчас готовимся показывать в новом сезоне мою «Тетралогию». Две части мы будем показывать здесь, а две — в Большом зале консерватории. Здесь есть и театральная постановка, и кинофильм, и концерт, и хоровое представление, и оратория. В этом произведении заключены все музыкальные жанры. И для меня это очень ответственно, потому что работа заняла почти 40 лет. И впервые будет показано публике всё вместе, хотя по частям показывалось уже сколько-то лет. Премьера «Литургии» состоялась в США еще в 90-е. Была премьера симфонии, одной частью дирижировал Гергиев в начале века, потом Курентзис дирижировал другой. А всё вместе это соберется у нас в ноябре.

— А еще какие проекты планируются?

Ну конечно, я продолжаю работать в кино. И там сейчас есть знаковый проект: новая версия «Буратино» сделана. Ее очень боятся любители старого «Буратино», которому уже 50 лет. Боятся, что будет не так обаятельно и не так хорошо сделано. Но я должен сказать, что это совершенно другой «Буратино». Никакой конкуренции с тем нет. Это другая история, рассказанная по-новому. И замечательные актеры, мне кажется, не уступающие тем, которые были в том фильме, по уровню своего мастерства.

«Буратино» выйдет 1 января 2026 года, день в день через 50 лет после выхода первого. Это не подгадывал никто, но вот так вот сам «Буратино» распорядился. Это, конечно, подарок автору, потому что всё изменилось, а музыка осталась, песни те же самые. Аранжировки только стали совсем другими. Это новые записи, по-другому играются, они стали гораздо более современными и актуальными. Хотя новой музыки пришлось дописать целый час, и мне было очень интересно разобраться с этим.

Фильм

«Буратино» 2026

Фото: Кинокомпания «Водород»

— Можно ли сказать, что современным детям, будь они детьми в 1976 году или в 2026 году, нужно одно и то же? Одни и те же мелодии им западают в душу?

Знаете, для меня очень важно, чтобы фильмы для детей излучали доброту. И тот фильм излучал море доброты, даже Карабас-Барабас, отрицательный герой в исполнении Этуша, был обаятельный. И сейчас Карабас в исполнении Бондарчука тоже замечательный. И этот фильм тоже излучает доброту. Очень хороший, добрый фильм для современных детей. Он им будет интереснее, чем старый, потому что он по-современному снят, с компьютерной графикой. Главный герой — целиком произведение трехмерной компьютерной графики. Деревянный мальчик, но с живыми глазами! Сейчас работа продолжается, идет полным ходом. Мы все с трепетом ждем, когда появится новый герой, и мы его увидим.

— В советское время, а я его помню, я тогда родился и был маленьким, музыкальных фильмов было много. Даже «Буратино» — для меня это больше была пластинка, чем фильм. Потому что фильм показывали редко по телевизору, а пластинка у меня была, я ее постоянно слушал. Сейчас детских музыкальных фильмов мало. Как считаете, важно детям именно музыкальное кино смотреть?

У нас боялись музыкальных фильмов, потому что на них статистически народ ходил гораздо меньше, чем даже на американские музыкальные, голливудские. Меньше, чем на экшены и приключенческие фильмы. Поэтому невыгодно было снимать такое — они и не снимали. Но дело в том, что музыкальные фильмы тех времен — и «Буратино», и «Красная Шапочка» — были сделаны для телевидения. И когда вышел «Буратино» утром 1 января 1976 года, его посмотрели сразу десятки миллионов людей. Огромная аудитория, и сразу была реакция, тоже огромная. Сейчас по телевидению у нас таких проектов нету. Почему-то не снимают новогодние двухсерийные фильмы. А это формат, который смотрел весь народ. Традиция ушла в прошлое, остались только концерты. А всегда все ждали, что снимут сейчас на Новый год, какой еще фильм появится. «Мюнхгаузен» тоже был показан в зимние праздники.

Буратино

«Приключения Буратино» 1975

Фото: Беларусьфильм

— Часто говорят, что для автора его произведения как дети. Вы за своими произведениями следите? Их многие ставят, многие интерпретируют. Смотрите за тем, какой они жизнью живут?

— Сначала ты вкладываешь, тратишь свои силы, чтобы создать это произведение, а потом оно живет своей судьбой и тебе начинает отдавать энергию обратно. Потому что, когда люди слушают твою музыку и музыка на них воздействует, они тоже вливают свою энергию в это произведение. А произведение живет самостоятельной жизнью, конечно. Если нет, значит, это неудавшийся ребенок.

Та же «Юнона и Авось», которая написана уже давно, в 80-м году, исполняется очень-очень часто. Наш театр уже сыграл ее гораздо больше тысячи раз. И с каждого спектакля мне отчеты присылают, как принимали. Стоячие овации! Молодежь. Мы ездим по стране. Раньше ездили за рубеж, когда это было возможно. Когда я чувствую эту реакцию через столько лет, это, конечно, дорогого стоит. Это дает силу и сейчас что-то делать, работать, существовать. Хотя иногда произведения ужасающе влияют на судьбу композитора. Если что-то не так сделал, могут многое разрушить. Но это особая тема для разговора.

Спектакль

Показ рок-оперы «Юнона и Авось»

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Не так давно многие ваши треки были удалены с онлайн-платформ из-за нарушения авторских прав, и это тоже какая-то своя жизнь произведений. Удалось ли решить проблему?

Я этим не занимаюсь. Судится РАО (Российское авторское общество. — «Известия»). Команда юристов из РАО решила понять наконец, как происходит оплата композиторского труда во всем интернете. Оказывается, всё делается случайно, непонятно как. И вот они пытаются сейчас как-то разобраться с этим. Это нужно не только мне, все композиторы хотят понять, как их музыка используется, по каким каналам происходит учет этого, кто кому платит. Выясняется, что платят не тем людям и организациям. До композиторов ничего не доходит. Начали задавать вопросы —– им не отвечают, говорят, это коммерческая тайна. Поэтому это не моя проблема, это общая проблема. Я думаю, за июль они всё распутают, и всё это будет в интернете. Тогда уже платформы будут более ответственно к этому относиться. Но мне сейчас, честно говоря, не до этого. Я рад, что этим занимаются очень опытные и хорошие юристы. А мне своих забот хватает.

«Мне нужно абсолютное качество оркестров и дирижеров»

— Несколько лет назад вы начали заниматься кинорежиссурой. Почему только теперь, а не раньше?

По-моему, я единственный композитор, который этим занялся. За всю историю. Потому что это не композиторское дело. Совсем другая профессия. И я не думал, что я этим займусь. Но мне нужен был режиссер, который будет понимать, что такое фильм-опера, где музыка с начала до конца и всё подчинено музыке. Не буду называть фамилии знакомых режиссеров, но я понял: люди не знают, как это делать, как к этому подходить. Музыкальные фильмы для них — это кино, в котором есть музыкальные номера. Кто-то что-то спел, кто-то что-то станцевал.

Но фильм-опера — это вообще другое. И вот уже финансирование дают, а ставить-то некому. Ну а что мне — только идти грудью на амбразуру. Не отказываться же. Я снимал только потому, что мне надо было зафиксировать авторское видение «Литургии оглашенных» Хоакина Мурьеты. Потом я так же зафиксировал «Войну и мир», наш новый спектакль. Театральные постановки уходят, исчезают со временем, а кино остается.

спектакль

Опера-драма Le prince Andre Князь Андрей Болконский

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Мы же с Марком Захаровым вместе работали. Где его театральные постановки? А «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Двенадцать стульев» — всё это осталось. Мы можем судить о его творчестве по фильмам. Я сделал из этого вывод, что мне тоже нужно. И вышел на съемочную площадку. И начал руководить постановкой. У меня было больше 100 фильмов, я на их площадках был, видел всё. Но чтобы самому руководить этим процессом — это, я вам скажу, это было очень смелое, безрассудное, безответственное решение. Но у меня не было выбора, и я, в общем, можно сказать, с честью с этим справился. Уложился в сроки, уложился в деньги. С гордостью показал фильм на Каннском и Берлинском кинорынках.

Но такие фильмы нельзя показывать в торговых центрах и в кинотеатрах. Это особый жанр. И вот сейчас будет показываться «Литургия оглашенных», в которой и фильм демонстрируется полностью, и на сцене идет действие. Это театральное событие, а не кинособытие. В этом году будем делать «Дух Соноры» по Хоакину Мурьете. Тоже будем театр сочетать с большим экраном.

Фильм

Фильм «Литургия оглашенных»

Фото: Modern Opera

Раз первый опыт получился, можно продолжать. Но сейчас мне уже не хочется заниматься режиссурой, честно говоря, хочется уже все-таки быть композитором, музыку писать.

— У вас на композиторство остается время?

Раз я эти фильмы снял и произведения написал, их надо воплотить. Кому-то отдавать их я не могу, потому что они очень специфически написаны и воплотить их нужно так, как я это вижу. Вот сейчас выпущу «Тетралогию», еще останется Хоакин Мурьета, это несколько лет. А дальше пойдет процесс нового сочинительства. Думаю, что эти нагрузки не помешают, если правильно удастся всё сделать. Если правильно поставить систему, она сама работает. И да, сейчас очень хочется писать музыку.

— В жанре вокально-хоровом, оперном что-то такое масштабное, сравнимое с «Войной и миром», у вас есть в работе?

— Как раз «Тетралогия». Здесь у нас участвует человек 60. И в Большом зале консерватории будет продолжение, там под 300 человек. Два оркестра, хор. В Большом зале происходит действие, потом публика переходит в соседний зал, там происходит еще более масштабное событие. За такое сейчас никто не берется: слишком много головной боли, слишком со многими проблемами надо справиться, даже задачи такие перед собой никто не ставит. Это амбициозный проект, который я с нетерпением жду. Дирижировать будет дирижер из Венгрии, петь будет солистка тоже из Венгрии. Будет еврейская капелла. То есть это будет международное событие.

Сцена

Большой зал Московской консерватории

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

— Какую музыку вы сейчас слушаете? Может быть, из новых исполнителей?

— Честно говоря, ничего нового не слушаю сейчас. Может быть, это связано с возрастом, но я очень люблю классических джазовых исполнителей. Классику, очень избранную и в избранных исполнениях. Реквием Верди я слушаю только Тосканини и другого слушать не могу. Шестую симфонию Чайковского — чтобы был Фуртвенглер. Мне нужно абсолютное качество оркестров и дирижеров, чтобы слушать классику. Много слушаю и изучаю духовную музыку — коптские песнопения, греческие. Мне давно было интересно, как человек выражает свою духовность в музыке. И конечно, наша русская православная музыкальная традиция для меня очень важна.

Читайте также
Прямой эфир