Не валяй дурака в Америке: что не так с клубным ЧМ по футболу
Обновленный международный турнир 2025 года преодолел экватор. Завершился групповой этап, подходят к концу матча 1/8 финала, а некоторые четвертьфинальные пары уже известны: бразильский «Флуминенсе» сыграет с «Аль-Хилялем» из Саудовской Аравии, который сенсационно выбил из розыгрыша трофея английский «Манчестер Сити», «Палмейрас» встретится с лондонским «Челси», а действующий победитель Лиги чемпионов ПСЖ будет противостоять мюнхенской «Баварии». Однако к «празднику» футбола в США, где проходит турнир, уже возникла масса вопросов. Организация турнира и его предназначение в целом подверглись критике довольно авторитетных экспертов. Давайте разбираться, в чем дело.
Проблемы с билетами и посещаемостью
Всему виной — низкий спрос. Вероятно, усилий ФИФА по привлечению болельщиков на трибуны, мягко говоря оказалось недостаточно. О невысоком уровне заинтересованности к турниру можно судить по динамике ценообразования на билеты. Изначально цены на матчи группового этапа стартовали в диапазоне $100–200, но спрос оказался низким: менее чем за месяц до открытия некоторые билеты продавались по цене от $20–24.
За двое суток до матча открытия между египетским «Аль-Ахли» и американским «Интером Майами» (с самим Лео Месси в составе!) было продано всего лишь 20 тыс. билетов. И это при вместимости стадиона в 65 тыс. человек.
— Если честно, атмосфера на арене была странной, мы немного не привыкли к такому, — не скрывал своего удивления главный тренер «Челси» Энцо Мареска. — Что ж, придется адаптироваться к новым условиям, проявить профессионализм.
Почуяв неладное, ФИФА пошла на крайние меры. Во-первых, стала снижать стоимость билетов и даже внедрять специальные предложения. Например, студенты из Майами могли не только купить один билет за $3,5, но еще и получить к нему четыре бесплатных. Во-вторых, чтобы телевизионная картинка не была такой грустной, организаторы замучились с перекрыванием целых секторов за воротами и пересаживали зрителей поближе друг к другу на центральные трибуны, которые попадают в объективы телекамер. Так они искусственно создавали эффект ажиотажа.
— Если снижение цен, закрытие секций и пересадка зрителей что‑то доказывают, то только то, что люди не ломятся на клубный чемпионат мира, — констатировали авторы AP.
Как итог: восемь из 16 матчей первого и второго туров группового этапа прошли с заполняемостью трибун меньше 55%. В третьем туре картина стала хуже — десять игр с такими же показателями. Антирекорд группового этапа — матч между «Ульсаном» и «Мамелоди», который 18 июня собрал ничтожные для турнира такого статуса 3412 зрителей (при общей вместимости арены в Орландо в 25,5 тыс.). На матчах РПЛ при всех известных ограничениях трибуны и то лучше заполняются. Есть серьезный повод задуматься. В том числе и о целесообразности сложившегося формата, при котором мы получаем матчи между клубами из Южной Кореи и ЮАР, которые мало кого могут заинтересовать своей вывеской.
Инфраструктура и безопасность
Турнир новый, а стадионы — старые. Не все, конечно, но для соревнований такого статуса от картинки с некоторых арен хотелось плакать. Например, матч ПСЖ – «Атлетико» Мадрид. Вроде бы крутая вывеска, но играли на древнем стадионе «Роуз Боул». Старые сиденья, табло, неидеальный газон с кочками на поле. Как будто время застыло и чемпионат мира 1994 года среди сборных тут словно не заканчивался.
Мало того, многие матчи проходили на фоне происходивших беспорядков в Лос-Анджелесе. Люди устраивали протесты против полицейских иммиграционных рейдов. И это вызывало у игроков беспокойство:
— Слышны сирены, летают вертолеты и так далее. Люди выходят на улицы. Мы находимся в отеле, где достаточно охраны. Тем не менее приятного мало, — признался вратарь «Атлетико» Ян Облак.
Погодные условия
В дни проведения клубного чемпионата мира в США установилась довольно жаркая погода. И это не сюрприз: в июне-июле там всегда так. Так что организаторы знали, на что шли, и странно, что всего этого будто не учли.
Взять тот же матч ПСЖ – «Атлетико». Пока футболисты бегали по полю, на улице было +40. Отсюда и падение темпа, повышенная усталость и даже риски получить травмы.
На погоду пожаловались обе стороны.
— Конечно, сложно играть при такой погоде, — говорил полузащитник ПСЖ Витинья. — Это касалось как нас, так и «Атлетико». Возможно, сопернику было чуть сложнее, потому что он больше защищался. Лично мне было непросто бежать за мячом. Очень жарко, я весь красный.
Резко высказался полузащитник «Атлетико» Маркос Льоренте:
— Невозможно играть в такую погоду, это ужасно! У меня всё болит после матча! А во время встречи я не мог ни остановиться, ни принять мяч... Это безумие.
Вся эта ситуация может привести к тому, что некоторые топ-клубы на время потеряют важных для себя игроков для решения более серьезных задач, поскольку их форма в начале сезоне может оставить желать лучшего.